Проект: "Папа, мама, я - читающая семья"
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Козлова Наталья Павловна

    В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг. Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге. Цель  проекта: Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению; помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2_papa_mama_ya_-_chitayushchaya_semya.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: "Папа, мама, я - читающая семья"

Вид проекта:   творческий.

 Длительность проекта:   краткосрочный (1 месяц).

Участники  проекта:       -  дети;

                                                 -  воспитатели;

                                                 -  учитель-логопед;

                                                 -  родители;

                                                 -  библиотекарь.

Цель  проекта:

    Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению.

 Помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье.

Задачи  проекта:

-  готовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний;

-  развивать связную речь, ее выразительность;

-  уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

-  через художественную литературу и иллюстрации к ней воспитывать высокие

   нравственные  качества: милосердие, справедливость, внимание  друг  к  другу и т.д.;

-  повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии  

   всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

-  способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

-  воспитывать бережное отношение к книге.

Проблема  проекта:

    Снижение интереса к чтению художественной литературы среди детей и родителей. 

Актуальность проблемы:

    В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг.

    Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

     Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями и сравнениями.

    С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка.  

    Вот почему так важно прививать детям любовь к книге.  

    Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо  как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, у него  формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой!!!

    Таким образом, всё вышеизложенное доказывает особую значимость и  актуальность разработки проекта  по  приобщению детей к художественной литературе.  

Гипотеза проекта:

    У детей появится стремление к постоянному общению с книгой.

Содержание проекта

Организация деятельности над проектом.

  1. Деятельность  воспитателя:

-  подготовка методических и дидактических материалов;

-  проведение интересных занятий, игр, бесед, викторины, организация выставок;

-  отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной  

   программы;

-  довести до родителей важное значение воспитания в дошкольниках интереса и      

   любви к книге;

-  экскурсия в библиотеку;

-  выставка творческих работ детей.

  1. Деятельность  детей:

-  участие в различных занятиях, играх, конкурсах, беседах, викторине;

-  заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных  

   педагогами;

-  ремонт книг;

-  рисование понравившихся сюжетов и изготовление поделок по прочитанным  

   произведениям.

  1. Деятельность  родителей: 

-  участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;

-  покупка детям книг, соответствующих возрасту, совместное знакомство с книгами;

-  оказание помощи в пополнении групповой библиотеки;

  1. Деятельность  библиотекаря: 

-  подготовка и организация встречи в библиотеке на тему: "Где живут книги?"

 Детям предлагается широкий спектр игр:

- дидактические игры;

- сюжетно – ролевые игры;

- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

- пальчиковые игры;

- театрализованные игры.

    Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: в лепке, рисовании, аппликации,  конструировании из бумаги.

Реализация проекта предполагает:

- взаимодействие воспитателя с детьми;

- взаимодействия воспитателя с родителями;

- совместную деятельность родителей и детей;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса:

  педагоги – дети – родители.

Ожидаемый  результат:

-  формирование устойчивого интереса детей и родителей к чтению художественной    

   литературе;

-  позитивные изменения в речи детей;

-  повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребенка;

-  возрождение традиции домашнего чтения;

-  пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной  

   литературой;

-  регулярное посещение городской библиотеки.

План мероприятий по осуществлению проекта

I.  Подготовительный  этап

Анкета для родителей.

Цель: изучить читательскую ситуацию в семьях.

Анкета для детей.

Цель: определить отношение детей к чтению.

Работа над темой проекта.

Цель: подобрать методическую литературу и дидактический материал для основного этапа проекта; разработать беседы, памятки, консультации, рекомендации для родителей; организовать развивающую среду в группе по теме проекта.

Составление плана мероприятий по проекту  «Папа, мама, я – читающая семья».

Цель: обеспечить выполнение поставленных задач проекта «Папа, мама, я – читающая семья», упорядочить формы организации деятельности по проекту.

Родительское  собрание на тему: «Как организовать семейное чтение?»

Цель: ознакомить родителей с содержанием проекта; помочь родителям осознать ценность  чтения, как средства образования и воспитания дошкольников. 

II.  Основной  этап

Памятка для родителей «Семья и книга».

Цель: активизировать работу родителей по развитию детского чтения в семье.

Тест «Готов ли ребенок к чтению?».

Цель: определить уровень готовности  детей к чтению.

Традиции группы: «Книжное дерево», «Экран читателя».

Цель: активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге».

Цель: вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

Пальчиковые игры: «Кошкин дом», «Семья».

Цель: побуждать самостоятельно придумывать движения, жесты в соответствии с содержанием стихотворения; обогащать словарь детей, совершенствовать интонационную выразительность речи.

НОД «Путешествие в прошлое книги»

Дыбина О.В.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: познакомить детей с историей создания и изготовления книги, показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека, воспитывать бережное отношение к книгам.

Беседа «Откуда пришла книга».

Цель: дать детям знания о том,  как делается книга, подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться бережно, воспитывать уважение к труду людей, которые делают книгу.

Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин».

Цель: учить создавать игровую обстановку, оформлять витрины книжного магазина с учетом содержания книг; обогащать сюжет игры.

Консультация «Почему дети не читают?».

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

Дневные литературные чтения (ежедневно).

Цель: вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

Театр на фланелеграфе: «Заюшкина избушка»,  «Гуси-лебеди».

Цель: развивать умение детей различать эмоции, уметь их изображать с помощью интонации и жестов; развивать стремление импровизировать несложные сюжеты сказок.

Д/и «Из какой сказки?»

Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, развивать умение узнавать их по ключевым словам.

Мастерская по изготовлению творческих работ по прочитанным произведениям.

Цель: развивать умение выражать свои впечатления о прочитанной книге в различных видах продуктивной деятельности.

НОД «Путешествие в типографию»

Дыбина О.В.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: познакомить детей с процессом создания, оформления книги; воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

Конструирование из бумаги «Самодельная азбука».

Цель: вызвать интерес у детей к созданию книг своими руками; совершенствовать навыки работы с бумагой.

Знакомство с пословицами, поговорками и  загадками о книге и сказочных героях.

Цель: познакомить детей с пословицами, поговорками и загадками о книге и сказочных героях, объяснить смысл, заключенный в них, чему воспитывают они, что выражают.

Театр Бибабо «Расскажи стихи руками».

Цель: обучать детей приемам кукловождения; развивать речь детей, способность сопровождать текст жестами.

Памятка для родителей  «Прививаем детям любовь к чтению».

Цель: повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения  дошкольников к художественной литературе.

НОД «Книга – источник знаний»

Затулина  Г.Я.  Конспекты комплексных занятий по развитию речи.

Цель: продолжать расширять и уточнять представления детей о книгах; воспитывать интерес и любовь к книге как источнику знаний.

Д/и «Прочитай по первым буквам».

Цель: закрепить знания букв и умение складывать их в слова.

Настольный театр «Три поросенка».

Цель: совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами.

Пальчиковая игра «Маша обедает»

Цель: поощрять участие детей в театрально – игровой деятельности; добиваться правильного и четкого произношения слов.

Рассматривание портретов детских писателей.

Цель: закрепить и расширить знания детей о детских писателях.

НОД «Библиотека»

Дыбина О.В.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку; воспитывать бережное отношение к книгам.

Экскурсия в городскую библиотеку.

Цель: уточнить знания о библиотеке, расширить словарный запас по теме «библиотека», воспитывать бережное отношение к книгам.

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Цель: закрепить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову.

Трудовая деятельность в книжном уголке: «Книжкина больница».

Цель: воспитывать бережное отношение к книге, совершенствовать навык работы с клеем и ножницами.

Советы по оформлению детской домашней библиотеки  «Книжки в Вашем доме».

Цель: повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Развивающая игра «Делим слова на слоги».

Цель: закрепить навыки слогового анализа слова, развивать навыки чтения, познакомить с ударением в словах.

Консультация  «Как организовать домашнее чтение».

Цель: вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

НОД «Новая сказка» (творческое рассказывание)

Затулина  Г.Я.  Конспекты комплексных занятий по развитию речи.

Цель: развивать умение детей сочинять сказку, используя выразительные средства языка; воспитывать интерес к словесному творчеству.

Д/и «Узнай нас»

Цель:  закрепить в памяти детей знакомые сказки, развивать умение узнавать их по фрагментам из сказок и  описанию героев.

Игра - драматизация «Под грибком».

Цель:  развивать умение детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации, жестов.

Настольно - тактильный театр «Пых».

Цель: закрепить умение выразительно и эмоционально участвовать в драматизации сказки; развивать речь, мелкую моторику рук и тактильную память.

Рекомендации для родителей  «Домашнее чтение».

Цель: напомнить родителям о правилах организации домашнего чтения.

III.  Заключительный  этап

Продукт  проекта:  литературная викторина  «Путешествие в мир сказок».

Цель:  дать детям возможность проявить себя и свои полученные знания по теме проекта во время проведения литературной викторины; воспитывать стойкий интерес к книге, к чтению.

Выставка творческих работ детей «Краски прочитанной книги».

Цель:  через детское творчество повысить эффективность работы по приобщению детей к книге.

Арт-выставка фотографий: «Вместе с  книгой я расту».

Цель:  способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Повторное анкетирование детей и родителей.

Цель:  выявить положительную динамику в развитии детей по теме проекта;

отметить повышение компетентности родителей по проблеме приобщения детей к художественной литературе.   

 Итоговый  результат  проекта:

      В ходе реализации проекта «Папа, мама, я – читающая семья» дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Родители воспитанников получили информацию о том, как формировать интерес детей к книге. Многие дети записались в городскую  библиотеку. А главное - у детей появилась потребность в чтении книг, а это значит, что вся проведённая работа не прошла даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Папа, мама, я - читающая семья»

Проблема: Снижение интереса к чтению художественной литературы среди детей и родителей....

Презентация к проекту "Папа, мама, я - читающая семья".

Последние наблюдения за детьми показывают: дети все реже берут в руки книгу, предпочитая времени проведенном с книгой любые другие занятия, игры. Данный факт вызывает глубокую обеспокоенность, побужда...

Правила участия в проекте "Папа, мама, я - читающая семья"

Данный материал позволяет ознакомить родитетй с правилами участия в проекте "Папа, мама, я - читающая семья"....

Презентация к проекту "Папа, Мама, я - читающая семья"

Презентация рассказывает об организации, планировании и этапах работы над проектом "Папа, Мама, я - читающая семья"...

Отчёт о проекте «Папа, мама, я – читающая семья»

Цель проекта: возрождение и развитие традиции семейного чтения, формирование у ребёнка мотивации к чтению, посредством книги и чтения способствовать развитию речи, речевому общению....

Педагогический проект Папа, мама, я - читающая семья

Возрождение традиций семейного чтения...