Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи по теме

Статья "Использование здоровьесберегающих  технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста" представляет собой описание технологий здоровьесбережения в практике учителя-логопеда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих  технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста

Понятие «здоровье»  в современной медицине принято определять  как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”[5]. К основным показателям здоровья детей относятся:

- уровень физического и нервно-психического развития детей;

- степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;

- состояние основных функций организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития (течение беременности и родов, в период новорожденности).

К сожалению, в коррекционной практике редко встречаются дети, которых можно назвать здоровыми. Анализ показал,  что 75% детей, посещающих  логопедическую группу, в анамнезе имеют диагнозы «перинатальная энцефалопатия (ПЭП)», «синдром угнетения ЦНС»,  «синдром  двигательных нарушений». Следствием этого является  наличие у детей в дошкольный период различных отклонений в развитии (задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, задержка психического развития). В большинстве случае дошкольники имеют системные нарушения слоговой структуры слова, полиморфные дефекты звукопроизношения, обусловленные слабой иннервацией мышц артикуляционного аппарата, поверхностным, ключичным дыханием. Кроме этого, таким детям свойственны эмоциональна возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.

Нормализовать психическое и физическое состояние ребенка невозможно без использования в коррекционном процессе здоровьесберегающих технологий. На фоне комплексной логопедической помощи эти методы работы оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Рассмотрим основные здоровьесберегающие технологии с точки зрения терапевтических возможностей в системе коррекции речи и психо-моторного развития ребенка.

В своей логопедической практике я использую различные здоровьесберегающие технологии.

Ведущее коррекционное воздействие оказывает  артикуляционная гимнастика. Представляет собой комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, неба. Артикуляционная гимнастика позволяет устранить слабость мышц языка и губ, уменьшить их напряженность. Использую различные формы проведения артикуляционной гимнастики: разработала мультимедийные презентации «Сказки о Веселом язычке»,  оформила дидактическое пособие «Волшебный куб» с упражнениями для каждой группы звуков,  систематизировала обширный стихотворный материал для артикуляционных движений.

Неотъемлемой частью логопедической работы является  дыхательная гимнастика. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему и исполняет роль «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Дети-логопаты, как правило,  имеют поверхностное верхнерёберное дыхание, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке.  Правильным речевым дыханием является диафрагмально-рёберное дыхание. Регулярные, но дозированные (5-10 минут) занятия дыхательной гимнастикой позволяют нормализовать у детей  звукообразование, обеспечить наилучшее звучание голоса, а также способствует развитию не только органов дыхания, но и работы  сердечно-сосудистой  системы. В систему работы по формированию правильного речевого выдоха включаю дыхательные упражнения с водой и бумажными игрушками, мыльными пузырями и воздушными шариками, трубочками для коктейля и  ватой; использую прием пропевания звуков, слогов, слов и фраз на одном выдохе. Чтобы упражнения не утомляли детей, изготавливаю дыхательные тренажеры «Подуй и угадай картинку», «Насекомые над цветами», придумываю игровые сюжеты и ситуации. Например, «поздороваться с инопланетянином на его языке» - пропеть 3-4 гласных звука на одном выдохе «А – О – У», «У – О – А - И» и т.д.

 При недостаточной подвижности языка провожу логопедический массаж артикуляционного аппарата, который особенно необходим при дизартрии и  ринолалии. Основная его цель – нормализация  речевой моторики. Массаж языка сопровождаю прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. Прием массажа помогает активизировать и восстановить деятельность артикуляционных органов,  вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.

В структуру всех занятий включаю динамические паузы. Они представляют собой  пальчиковые  гимнастики, физкультминутки, подвижные игры. Динамическая пауза тесно связана с темой занятия. Основные ее задачи – это снятие усталости и напряжения, эмоциональный заряд, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью.  «Рассказывание» стихов с помощью рук и телодвижений неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, воображения, образности мышления. Речь ребенка ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой,  эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Физминутки  часто провожу под музыку. Активно использую следующие музыкальные произведения: песни «Мы едем, едем, едем» (сл. С.Михалкова, муз. М.Старокадомский),  «Цыплята»  (сл. Т.Волгиной,  муз. А. Филиппенко), «Вместе весело шагать» (В. Шаинского), «По малину в сад пойдем» (сл. Т.Волгиной, муз. А. Филиппенко), космическую музыку группы «Спейс», ритмичную инструментальную и классическую музыку.   Накоплен и систематизирован по всем лексическим темам обширный музыкальный и речевой материал для логоритмических упражнений.

Для развития мелкой моторики рук широко применяю прием самомассажа кистей рук и пальцев. Для этого использую различные предметы: мячики-ёжики  (можно вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости), грецкие орехи (можно катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между пальцами, удерживать несколько орехов),  шестигранные карандаши (удерживать карандаши между пальцами), четки, бусы (перебирание с  проговариванием  речевого материала), прищепки, пробки, канцелярские резинки, пуговицы.

В системе работы над ручной умелостью особое место занимают упражнения для тактильной чувствительности. Детям предлагаются такие задания как ощупывание и угадывание предмета, фигуры, цифры, буквы; игры в сухом пальчиковом бассейне с фасолью, ракушками, горохом; рисование по песку, манке, игры и упражнения с пазлами, мозаикой.

В структуру логопедического занятия включаю задания по формированию графических навыков: различные виды штриховки, рисование по клеточкам,  раскрашивание и др. Так, например, изучение каждой лексической темы сопровождается раскрашиванием силуэтов предметов, наложенных друг на друга; для  автоматизации изолированных звуков [С], [З], [Ш], [Ж], [Р] предлагаю детям длительно  произносить звук и рисовать узоры, проводить линии, следуя сказочному сюжету занятия.

Особое внимание уделяю оздоровительным приемам, оказывающим психотерапевтическое воздействие. Это психогимнастика и прием «внушения формулы правильной речи» [2].

Психогимнастика  представляет собой систему специальных этюдов, упражнений, игр,  направленных на развитие и коррекцию познавательной  и эмоционально-личностной сферы  ребенка. «Выразительные движения», включающие мимику, жесты, пантомимику,  выступают в непосредственно образовательной деятельности  с детьми в качестве частичного замещения физкультминуток,  ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной),  в качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию и как этап  индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства. Так, например, любимыми перевоплощениями у  детей являются изображение героев из мультфильмов, сказочных персонажей, смешных животных, имитация игры на музыкальных инструментах.

Прием «внушения формулы правильной речи» [2] настраивает ребенка на  преодоление речевого дефекта, предполагает  ежедневное повторение формулы на логопедических занятиях, в группе и дома с родителями, стимулируя мотивационную сферу дошкольника:

Каждый день всегда, везде –

На занятиях в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Говорим всегда красиво,

Ясно и неторопливо.

Здоровьесберегающие технологии органично входят в  коррекционную   работу учителя-логопеда. Основываясь на общеметодических принципах сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности и индивидуализации, принципа «не навреди» и непрерывности, педагогика здоровьесбережения дает положительные результаты: 80% детей выпускаются из логопедической группы с хорошей речью, 13% - со значительными улучшениями, 7% - без улучшений (дети с тяжелыми психо-речевыми расстройствами).

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2005.
  2. Панферова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике // Логопед. 2011. №2.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М., 1999.
  4. Потапчук А.А. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
  5. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука. 1999.