Развивающие и социальные игры для детей раннего возраста от 2,6 - 3 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Паршинцева Людмила Васильевна

 

Развитие некоторых коммуникативных умений детей раннего возраста.

Развитие общих умственных и физических способностей детей.

Развитие высших психических функций: 

.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развивающие и социальные игры»

для детей раннего возраста (2 – 3.5 лет)

Цель занятий:

Развитие некоторых коммуникативных умений детей раннего возраста.

Развитие общих умственных и физических способностей детей.

Развитие высших психических функций: внимание, мышление, речь.

 Задачи занятий:

1. Создание позитивного настроя на совместные игры, занятия.

2. Обучение детей некоторым способам общения: называть свое имя, откликаться на свое имя, участвовать в общей игре, взаимодействовать с детьми и взрослым.

3. Развитие способности выполнять задание по инструкции взрослого; следовать элементарным правилам игр.

4. Развитие произвольности и саморегуляции.

5. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

6. Формирование и развитие мыслительных операций: действия идентификации, классификации, сериации.

1 занятие

1. Приветствие. Игра «Колпачок».

(Установка на начало занятия, знакомство)

2. Игра с мячом.

Взрослый кидает, а ребенок ловит мяч обеими руками. 

(Установка контакта, настрой на общение; скоординированость движений, развитие крупной моторики)

3. Двигательная разминка «Высоко - низко».

Дети повторяют за взрослым движения – поднимают руки вверх, тянутся и говорят: «высоко», затем опускают руки вниз, приседают – «низко», затем постепенно выпрямляются, тянутся вверх - «растут» - «высоко».

 (Развитие крупной моторики, скоординированности движений; выполнение движений  взрослого – произвольность внимания)

4. Игра за столом с сенсорными дощечками.

Дети вынимают фигуры – круг, квадрат, треугольник – из пазовдомиков» (детки пошли погулять) и затем  складывают их в пазы в соответствии с формой и величиной (пошел дождик и детки бегут в свои домики.

 

(Концентрация внимания; действия идентификации; развитие мелкой моторики)

5. Игра «Котята».

Взрослый – «мама кошка», детки – «котята». Мама кошка говорит то спокойным, тихим, ласковым голосом текст своей песенки, то громким, веселым, бодрым голосом. Котята в соответствии с маминой песенкой – то лежат и отдыхают, то скачут и веселятся.

(Спокойно, тихо, ласково)         Серые котята –

                                                      Нежные ребята,

                                                      Спать котята хотят 

                                                      И легли отдыхать

(Бодро, громко, весело)              Серые котята –

                                                      Веселые ребята !

                                                      Больше спать не хотят –

                                                      Будут прыгать и скакать !

(чередование текстов 2-3 раза)

(Смена состояний покоя – активности, развитие саморегуляции, снятие эмоционального и мышечного напряжения)

6. Свободное катание на горке.

(Снятие мышечного и эмоционального напряжения; развитие крупной моторики)

2 занятие

1. Игра «Колпачок».

Играем вместе: держась за руки, идем по кругу, повторяем за взрослым песенку про Колпачок, выполняем движения вслед за взрослым.

                  Колпачок – колпачок !          идем по кругу

                  Тоненькие ножки,

                  Красные сапожки.

                  Мы тебя кормили,

                  Мы тебя поили,

                  На ноги поставили,               останавливаемся,

                  Танцевать заставили.            выставляем вперед поочередно ноги,   

                  Танцуй сколько хочешь !     хлопаем в ладоши

                  Выбирай кого захочешь !    

                  Я люблю, конечно, всех,      взрослый гладит по голове одного из детей,

                  Ну а, (имя) больше всех !     улыбается ему и поглаживает его по щечкам 

                                                                  мягкой игрушкой  (поцелуй), или одевает 

                                                                   колпачок на его голову.

(Совместная игра, принятие)

2. Игра с мячом.

Взрослый смотрит в глаза ребенку, устанавливает контакт, затем, обращаясь к нему говорит: «…(имя), лови мяч !»  и кидает обеими руками ему мяч. Ребенок ловит мяч и бросает его обеими рукам назад взрослому.

(Установление контакта, взаимодействие; развитие крупной моторики, скоординированности движений)

3. Двигательная разминка «Высоко - низко».

4. Игра «Котята».

5. Игра за столом с сенсорными дощечками (круг, квадрат, треугольник)

Взрослый показывает одну фигуру, н-р, круг и обращается к каждому ребенку: «… (имя), покажи круг.  Где у тебя еще круги ?» и т.д. Ребенок осуществляет поиск фигуры, которую демонстрирует взрослый и показывает ее. Затем вставляет ее соответствующий паз..

(Выполнение задания по инструкции взрослого; произвольность движений; концентрация внимания)

Свободное складывание фигурок в пазы (действия идентификации; развитие мелкой моторики)

6. Игра с платочками «Море».

Взрослый предлагает каждому ребенку выбрать понравившийся ему платок – шифоновое полотно (н-р, синий или зеленый). Затем, все начинают раскачиваться и махать полотнами под текст:    

                     Море волнуется – раз!    Раскачиваем вверх-вниз полотно

                     Море волнуется – два!

                     Море волнуется – три!

                     Морская фигура, замри!   Накрылись полотном – «спрятались».

                                                                 Взрослый «ищет» ребят, которые стоят 

                                                                неподвижно. Он спрашивает: «А где у нас … (имя)?»

                                                                или «Кто у нас … (имя) ?»

                                                               Кого он «найдет» - назовет по имени,  тот снимает 

                                                              с себя полотно и говорит: «Я здесь !» или «Это я

(Возможность выбора; чередование состояний активности и покоя, произвольность движений, выполнение элементарных правил)

7. Игра «Карусели»

Играем вместе: держась за руки, идем по кругу, повторяем за взрослым слова, выполняем движения вслед за взрослым.

                   Еле-еле, еле-еле                    Идем по кругу медленно.

                   Завертелись карусели.          Идем, ускоряя шаг.

                   А потом-потом-потом          Держась за руки, бежим по кругу.

                   Все бегом-бегом-бегом

                   Тише-тише,                            Постепенно замедляем ход по кругу.

                   Не спешите,

                   Карусель остановите.           Останавливаемся, дети повторяют движения за 

                   Раз-два, раз-два!                    взрослым:   попеременно хлопаем в ладоши,

                   Вот и кончилась игра!          затем ладонями по коленям. Машем друг другу 

                                                                   руками – прощаемся.

                                                                   Педагог, называет каждого ребенка по имени,

                                                                   гладит его по голове и хвалит за участие в 

                                                                   занятии.

 (установка на завершение занятий; снятие эмоционального и мышечного напряжения;

 развитие саморегуляции; принятие)

3 занятие

1. Игра «Колпачок».

2. Игра с зайчиком «Знакомство».

Взрослый, присев, держит зайчика на уровне лица ребенка, поглаживая ребенка, спрашивает от лица зайчика: «Как тебя зовут ?» Ребенок отвечает: «… (имя)». Зайка говорит: «Давай играть !» и гладит ребенка по голове, щечкам.

(Установление эмоционального контакта, принятие)

2. Игра с мячом.

(Установление контакта, взаимодействие)

3. Игра «Море».

4. За столом игра с сенсорными дощечками.

Взрослый раздает детям дощечки с фигурами (круг, квадрат, треугольник) определенного цвета. Дети свободно манипулируют фигурками. Затем взрослый перемешивает фигурки разных цветов и просит ребят собрать фигурки только своего цвета – цвета своей дощечки. Затем дети меняются дощечками и игра повторяется.

(Выполнение задания по инструкции взрослого; произвольность движений; концентрация внимания; развитие мелкой моторики; действия идентификации (форма, величина, цвет))

5. Пальчиковая зарядка «Мальчик-с-пальчик».

Дети повторяют за взрослым слова и движения:

                     Мальчик-с-пальчик,                        Массируем мизинчик.

                     Где ты был?

                     С этим братцем – в лес ходил.       Массируем безымянный палец.

                     С этим братцем – щи варил.           Массируем средний палец.

                     С этим братцем – кашу ел.              Массируем указательный палец.

                     С этим братцем – песни пел.          Массируем большой палец.

(Развитие речи, мелкой моторики; произвольность, скоординированость движений)

6. Игра «Карусели».

Занятие 4

1. Игра «Колпачок».

2. Игра «Далеко - близко».

Взрослый показывает, а дети за ним повторяют движения. Дуем на свои ладошки, говоря слова:

                   

                   Мы подуем высоко,         Рука поднята над головой, тянемся к ней и дуем.

                   Мы подуем низко.           Рука опущена вниз, наклонились к ней, дуем.

                   Мы подуем далеко,         Рука вытянута вперед, тянемся к ней и дуем.

                   Мы подуем близко.         Рука приближена к лицу, дуем на ладонь.

                                                            Затем гладим себя по груди, голове.

(Выполнение движений вместе со взрослым; произвольность движений; развитие крупной моторики; концентрация внимания; принятие)

3. Игра «Море» с большим полотном.

(Все становятся вокруг одного большого полотна, держась за его края.  Вместе одновременно поднимаем и опускаем полотно, «раскачиваем море, делаем волны»).

(Групповое сплочение, взаимодействие; скоординированость и произвольность движений)

4. Игра «Догонялки».

Под музыку дети бегают по залу. Взрослый бегает за ними с игрушкой в руках, н-р, зайчиком и догоняет их. Догнав, обнимает ребенка, кружит его. Игра заканчивается, когда затихнет музыка.

(Снятие эмоционального и мышечного напряжения; принятие)

5. Игра «Котята».

6. Игра «Карусели».

Занятие 5

1. Игра «Колпачок».

2. Игра «Далеко - близко».

3. Игра «Паровозик».

Дети вместе со взрослым выстраиваются друг за другом, держась за пояс. Движутся по залу со словами:

                   Едет-едет паровоз –                            дети идут вслед за ведущим

                   Сто друзей и сто колес.

                   Он вагончики повез:

                   Тух-тух, чух-чух!

                   Раз-два-три – паровоз, замри!          все  останавливаются

(Групповое сплочение; произвольность движений)

4. За столом игра с карточками «Спрячь мышку».

Каждый ребенок получает комплект из четырех карточек: синей, красной, желтой и зеленой, в центре которых изображена мышка. Также рядом лежат квадратики этих же цветов – «дверки от мышкиного домика». Детям надо к каждому домику подобрать такую же по цвету дверь, чтобы кот не смог найти мышку. Если цвет двери будет отличаться от цвета домика, то кот найдет мышь и съест ее.

(Выполнение задания по инструкции взрослого; выполнение правила игры; действия идентификации (по цвету))

5. Пальчиковая зарядка «Мальчик-с-пальчик».

6. Игра  с большим полотном «купаемся в море».

На расстеленное полотно ложатся дети. Взрослый раскачивает полотно, делает «волны». Дети могут лежать, барахтаться «в волнах».

(Снятие мышечного и эмоционального напряжения)

7. Игра «Карусели».

Занятие 6

1. Игра «Карусель».

2. Игра с мячом.

Дети и взрослый стоят в кругу и кидают друг другу мяч. Взрослый помогая, руководит действиями детей, н-р: «Ваня, кинь мячик Свете! Молодец! Света поймала мяч ? Умница! Света, кинь мяч Саше» т.п.

(Организация взаимодействия, общей игры)

3. Игра «Паровозик».

4. За столом игра с фигурами (круг, квадрат).

Дети сидят за общим столом. Перед ними лежат разноцветные круги. Взрослый просит ребят взять круг и показать его, затем найти еще круг и опять показать его. Далее взрослый собирает круги и выкладывает на стол различные квадраты. Также просит детей показать квадраты. Затем взрослый перемешивает круги и квадраты и опять просит ребят найти сначала круги, затем квадраты, показывая их всем. Взрослый поощряет детей. Затем все вместе раскладывают по коробочкам отдельно круги, отдельно квадраты. Взрослый хвалит всех ребят за то, что они так хорошо помогли разобрать фигурки по коробочкам.

(Действия идентификации; действия классификации; совместное выполнение одного общего задания)

5. Игра «Пес Барбос».

На стуле сидит игрушечная собака – пес Барбос. Взрослый и дети крадучись подходят к стулу с собакой со словами, которые произносят сначала негромко, а затем усиливая звук:

                    (говорим тихо)

           Вот сидит наш пес Барбос.       Идем в направлении стула.

           В лапах прячет черный нос.     Прячем ладонями свой нос.

                   (говорим громко)

           Ну, Барбос, скорей вставай!     Стоим возле стула и грозим пальцем. 

           Ребятишек догоняй!                  Взрослый берет игрушку и бежит за ребятами,

                                                                которые убегают от него.

    Игра повторяется 2-3 раза.                

(Совместная игра; соблюдение элементарных правил; развитие речи; произвольность поведения)

6. Игра «Карусели».

Занятие 7

1. Игра «Колпачок».

2. Двигательная разминка «Ножки шагали по дорожке».

Дети идут по комнате вместе со взрослым, чередуя шаг и бег. Взрослый  говорит слова:

Большие ноги шагали по дороге.                           Делаем большие шаги, широко шагаем,

Топ – топ – топ.                                                       идем медленно.

Маленькие ножки бежали по дорожке.                Передвигаемся  бегом, быстро бежим.

Топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ.

Чередование  проводится 3-4 раза. Затем все садятся на ковер, поглаживают ноги.

 Устали наши ножки,

 Мы отдохнем немножко

(Совместная игра, развитие произвольности движений)

3. Пальчиковая зарядка «Дождик».

Дети повторяют за взрослым движения и слова:

Дождик, дождик, веселей!                   Свободными кистями рук стучим по ногам,

Капай, капай, не жалей!                       опуская руки сверху вниз – «капельки падают».

Только нас не замочи –                        Грозим указательным  пальцем.

Зря в окошко не стучи!                        Стучим согнутым указательным пальцем правой 

                                                                руки об левую распрямленную ладонь.  

(Совместная игра; произвольность движений)

4. Игра «Ладушки».

Вместе со взрослым дети  говорят слова и повторяют за ним движения.

Ладушки, ладушки.                 Хлопаем в ладоши.

Где были ? У бабушки !

Испекла нам бабушка             Прихлопывая, меняем положение ладоней – поочередно Вкусные оладушки.                то вверху, то внизу. Движения бодрые.

Маслом поливала,                   Гладим одной ладошкой другую. Движения плавные.

Деток угощала.

… (имя ребенка)  дала ?                  Взрослый поочередно называет каждого ребенка

…. (имя другого ребенка) дала ?    по имени. Каждый ребенок, чье имя прозвучит,

                                                           хлопает в ладоши.

Всем дала ! Всех накормила,

Никого не забыла!

Игра повторяется 2 раза.

(Совместная игра; произвольность движений; произвольность внимания; развитие речи)

5. Игра «Пес Барбос».

6. За столом игра с фигурками (круги, квадраты, треугольники).

Взрослый просит деток помочь мишке разложить фигурки по корзинкам: в первом случае перемешаны круги и квадраты; затем детям предлагается разобрать по группам круги и треугольники; и затем – треугольники и квадраты. Взрослый от имени мишки хвалит ребят и благодарит их за помощь.

(Действия классификации)

7.  Игра «Карусели».

Занятие 8

1. Игра «Колпачок».

2. Игра «Ножки шагали по дорожке».

3. Игра «Ладушки».

4. За столом игра с сенсорными рамками «Радуга».

Детям предлагаются дощечки со вставленными в них последовательно фигурами (квадраты, треугольники, круги, звездочки). Взрослый объясняет детям как можно играть с ними.  Можно все выложить и затем вставлять поочередно, соблюдая логику действий: сначала вставляется самый большой предмет, затем из тех, что остались вновь выбирается самый большой и т.д. Можно разложить фигурки в ряд – от самого большого до самого маленького из них. При необходимой помощи взрослого, дети выполняют задания.

(Действия сериации)

5. Игра «Колыбелька».

Все дети и взрослый садятся в круг, посередине расстилается небольшое покрывало. На него при помощи взрослого ложится один из детей. Все остальные берутся за края покрывала и начинают медленно, плавно раскачивать «колыбельку». Взрослый поет песенку:

                  Вечер нам глядит в окошко.

                  Спи, (… имя ребенка), наша крошка.

                  Баю – бай, баю – бай,

                  (… имя ребенка), вставай!  

Так раскачивают всех детей поочередно.

(совместная деятельность; релаксация; принятие)

6. Игра с пальчиками «Пальчики спят».

Взрослый говорит стишок и показывает движения, а дети за ним повторяют движения.

Этот пальчик хочет спать.                Поглаживаем поочередно все пальчики

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик – прикорнул.

А вот этот уж уснул.

Тише, пальчики, пока.                      Приложили пальчики к губам.

Расставаться нам пора.                     Машем друг другу руками, прощаемся.

(развитие мелкой моторики; установка на окончание занятия, прощание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда в развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста

В презентации раскрыты принципы организации развивающей предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста на примере первой младшей группы, предста...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...

Статья "Социально–коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ"

В статье раскрываются составляющие элементы среды, которые оказывают влияние на эмоциональную атмосферу в детском коллективе....

Пальчиковые игры, как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста «Моя семья»

Пальчиковые игры, как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста «Моя семья»"Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, ...