Логопедическое воздействие при устранении экспрессивной (моторной) алалии
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему

Кокорева Анна Витальевна

Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое воздействие при устранении

экспрессивной (моторной) алалии

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалия – медико-психолого-педагогическая проблема.

Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.

Систематическая логопедическая работа направляется на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к школьному обучению. При этом проводится медикаментозное и психотерапевтическое лечение. Важная  часть работы – развивать речевую моторику.

Следует устранить травмирующее воздействие среды.

Необходимо учитывать вид деятельности: предметно-практическая, игровая, учебная.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 (Развитие психофизиологической основы речи)

На этом этапе работа направлена на формирование мотива, коммуникативное намерение. Недопустима стандартизация методических приемов, отбор языкового и дидактического материала. Учитывается специфика речевого недоразвития, особенности личности каждого ребенка, его интересы, компенсаторные возможности.

Речь совершенствуется в комплексе с развитием сенсорных и общедвигательных возможностей.

Обращается внимание на развитие мелкой моторики: детей учат раскрашивать, штриховать, завязывать узелки, выкладывать узоры из мозаики и геометрического материала.

Развитие общей моторики (ритмика, музыкальные и физкультурные занятия):

- развитие равновесия

- развитие координации движения

- ритм

Формируется психозифиологическая основа речи. Преодолеваются в первую очередь неречевые нарушения: процессы анализа, синтеза, внимания,  зрительного, тактильного и слухового восприятия,  памяти, мышления (обобщения, противопоставление) формируются пространственно-временные представления – все это является фундаментом для речевого развития.

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ:

СЛУХОВОГО, ЗРИТЕЛЬНОГО, ТАКТИЛЬНОГО

Развитие слухового восприятия:

- различение неречевых звуков (природных, музыкальных)

- опознание направления звука

- различение неречевых звуков по силе, тембру, высоте (барабан и флейта)

(две дудочки)

Развитие тактильного восприятия

- « чудесный мешочек» ( находить знакомые предметы по контуру)

- дифференцировать знакомые предметы схожие (монета-пуговица)

- накопление в пассиве прилагательных ( достать сначала длинные предметы, потом колючие, потом гладкие)

Чувственный фон дает почву для речи.

Зрительное восприятие:

- синтезировать предмет из разрезных картинок (по основным частям, разрезным линиям)

- соотносить слово с предметом.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ: ЗРИТЕЛЬНОЙ, СЛУХОВОЙ, ТАКТИЛЬНОЙ

 

Запомнить и выложить ряд картинок

Повторить слова в названной последовательности

Найти (на ощупь) названные по описанию предметы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

- обобщение и группировка (по цвету, величине, форме)

- операция сравнения

Сначала развивают пассивную речь ребенка, начиная с восприятия понимания речи ребенка. Понимание лексического и грамматического строя проводят по картинкам и схемам. Одновременно работают над семантикой слов.

Формирование ритмической организации

Неречевые ритмы:

Симметричные (одномерные)  отстукивания или отхлопывания 11 11 111 1111

Ритмичные структуры (ударение)  1 11      11 1

Отбивать ритмы по слоговым классам Марковой

Дифференцировать длинные и короткие слова (показывать короткие и длинные полоски)  

 Развитие восприятия и понимания речи

        Задачи:

 Предметный гнозис (1 существительные, 2 глаголы, 3 прилагательные). Работа безречевая. Где плита, где бежит, где колючий?  Прилагательные начинаем с цвета (цвет  частотный). Покажи синий кораблик? Где желтое яблоко?

  1. научить детей понимать и правильно воспроизводить простые инструкции («дай, принесу – одно действия);
  2. научить детей понимать сложные инструкции, которые предполагают осуществление ряда действий;
  3. научить детей дифференцировать на слух слова разных грамматических форм («принеси шар – принеси шары; принеси красный – принеси красные);
  4. ПРЕДЛОЛГИ (важная часть речи)!!! Дети предлог не слышат, так как он безударный.

    Научить детей понимать значения предлогов; значения предлогов отрабатываются     последовательно; выделяют три ступени:

  1. логопед учит детей правильно выполнять предложенные инструкции (безречевые методы работы);

     

       РАБОТАТЬ ЧЕРЕЗ СРАВНЕНИЕ:

  1. группа простых предлогов (в, на, над, под); Положи на стол – под стол
  2. группа сложных предлогов (из, из-за, к, из-под, между, через, около);

  1. логопед учит детей понимать отношение предметов на основе  соотнесения того, что сказал логопед с фрагментарной картинкой (птичка в клетке, чашка на столе). В – на     на-над     над-под

В старшей группе учим пониманию предлогов с опорой на графические изображения

ОСНОВНОЙ ЭТАП  (Развитие экспрессивной стороны речи)

Преодоление кинетической апраксии:

Артикуляционные упражнения на переключение

На  гласных АИУ – ИУА – ИАУ

На материале слогов ПА-ПУ     ПА-ПУ-ПЫ

Логопед проводит формирование слоговой структуры слова (13 классов по Марковой).

Формирование слогового анализа и синтеза проводят по следующей схеме:

- осознание: какой слог первый

- осознание линейной последовательности слогов

- осознание позиции слога в начале, середине, конце

- определение количества слогов в слове

Преодоление кинестетической апраксии:

Формирование фонематический слух.

Уточнение базовых звуков. Какие звуки сформированы у ребенка. От них и «отталкиваться» .  Далее - автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Формирование фонематического анализа и синтеза (логопед проводит в той же последовательности,  как и слоговой)

Формирование морфемной структуры слова (развитие морфонологического слуха) То есть способность интуитивно оценивать морфологическое устройство слова

- какое слово больше стул или стульчик

- будем увеличивать слово – ключ – ключи – ключики

- будем уменьшать слово домики – дома – дом

Обращать внимание, что новые звуки появляются и исчезают, а сам предмет остается!!!

- Меняем фонему.  Подошел к дому. Стоит у дома. Сижу в доме.

- Меняем предикат (картинки).  Вместо слова ДОМ – СОМ – КОМ (Объяснить – изменился предикат и изменилась морфема).

Формирование навыков словообразования ( учим детей образовывать новые слова)

- Начинаем с глаголов (при помощи антонимических (противоположных) приставок) Ушел-пришел, выехал-заехал.

- «гнездо» глагольных слов присоединяем к разным приставкам.

- образование слов от междометий ОХ (охать) Ух (Ухать)

- суффиксальный способ –ник- -ца- Печник, лесник, дворник (использовать картинки и схемы)

- Прилагательные при помощи суффиксов ИВ – ЕЕ – СК- (красивый, красивее, деревенский и т.д.)

Формирование фразовой речи

Формирование фразы из одного глагола ИДИ    ЛЕТИ

Изменение глагола по по форме ИДУ      ЛЕЧУ

Глагол + дополнение НЕСИ МАМЕ         ВИЖУ МАМУ

Глагол в винит. дательном. родительном падеже

Субъект   предикат  объект

Кошка      лакает      молоко

Мама        гладит      платье

Субъект предикат объект атрибутив

Мама      гладит    платье     утюгом  и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет

Занятие с участием детей с общим недоразвитием речи II уровня, моторной алалией. Цель занятия: "Формирование лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы "Зима""....

Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова у дошкольников с моторной алалией.

Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова строится на основе принципа системного подхода в коррекции речевых нарушений. Для устранения характерных искажений необходимо специальн...

Система коррекционного воздействия при моторной алалии.

Приёмы коррекционной работы для преодоления или уменьшения в значительной степени дефекта произносительной стороны речи, и помогающие приобрести ребёнку начальные навыки аналитико-синтетического чтени...

Направления коррекционного воздействия на начальном этапе работы с детьми с моторной алалией.

Материал может быть использован для составления индивидуального коррекционного маршрута....