Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.

Задачи:

Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.

Активизировать знания детей о гласных и согласных буквах.

Дать представление об особенных гласных буквах «Я», «Е», «Ё», «Ю» и о буквах «Ъ» и «Ь». Обогащение словарного запаса детей.

Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», буквы разного цвета, фонограмма песни «Алфавит», музыкальный центр, лента букв, карточки с буквами и словами, алфавит, карточки со звуками, простые карандаши.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.

Задачи:

Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.

Активизировать знания детей о гласных и согласных буквах.

Дать представление об особенных гласных буквах «Я», «Е», «Ё», «Ю» и о буквах «Ъ» и «Ь». Обогащение словарного запаса детей.

Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», буквы разного цвета, фонограмма песни «Алфавит», музыкальный центр, лента букв, карточки с буквами и словами, алфавит, карточки со звуками, простые карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня нас с вами ждет новое путешествие в волшебную страну «Пиши-Читай».

Мы снова встретимся с жителями города Алфавит.

 Воспитатель: А как же их зовут? (буквы).

Воспитатель: Конечно, это буквы.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем, что буквы, так же как и звуки, бывают гласные и согласные.

Воспитатель: Что среди букв есть особые буквы.

И почему они особые мы тоже узнаем.

Воспитатель: Ну что, в путь? (Да).

Разминка. 

На одной живут странице, а повсюду славятся.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)

З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)

П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)

Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками)

Воспитатель: Выполняя разминку мы с вами вновь оказались в волшебной стране, в городе под названием «Алфавит».

 Воспитатель: А кто из вас помнит, что это за город такой?

Воспитатель: И кто в нем живет? (ответы детей).

Воспитатель: Сколько жителей- букв в городе «Алфавит»?

(33 буквы).

Воспитатель: До города «Алфавит» мы с вами побывали в другом городе этой волшебной страны.

Воспитатель: Кто помнит, как он называется? (ответы детей).

«Звукоград».

 Воспитатель: А кто там живет?

(там живут звуки).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем буква отличается от звука.

Воспитатель: Вспомните, звуки мы

(ответы детей – слышим и произносим),

Воспитатель: а буквы?

(дети высказывают свои предположения).

Буквы мы видим, читаем, пишем.

Звуки четко произносим,

Слушаем внимательно.

Буквы правильно читаем.

Пишем их старательно.

Воспитатель: Буквы уже нас встречают. Они сегодня нарядились.

Воспитатель: Посмотрите, одни красные одели сарафаны, другие синие и зеленые, а есть буквы и в черных костюмах.

(буквы размещены на доске).

Воспитатель: Буквы, так же как и звуки бывают гласные, а бывают согласные.

 Воспитатель: Те буквы, которые одеты в красные костюмы – это гласные.

Воспитатель: Посчитайте, сколько их?

(10 гласных букв).

Воспитатель: А гласных звуков сколько, кто помнит?

(6 гласных звуков).

Я думаю, вы обратили внимание на разницу в количестве гласных букв и звуков.

Надо разобраться.

Давайте назовем гласные буквы, – это «А», «О», «У», «Э», «И», «Ы» .

(воспитатель помещает буквы в ленту букв, дети называют буквы хором).

Сколько букв мы назвали? (мы назвали 6 букв).

Сколько еще не хватает, чтобы их стало 10?

(не хватает еще 4 буквы).

Есть еще четыре ОСОБЕННЫЕ гласные буквы.

Давайте их назовем – это «Я», «Е», «Ё», «Ю».

Эти гласные могут обозначать два звука.

Давайте понаблюдаем за этими буквами.

(данные буквы тоже помещаются в ленту букв.)

На доске таблички со словами: ЯБЛОКО – [й’] [а] ЁЖИК – ЕЛЬ – ЮЛА

- Воспитатель: Первое слово «Яблоко».

Какая буква стоит первой в этом слове? (буква «Я»)

А теперь закройте ушки и послушайте, какие звуки будут слышны в начале слова.

(дети закрывают уши и произносят слово) – [й’] и [а] прикрепляется табличка рядом с словом.

Точно также ведется работа и с другими словами.

Воспитатель: Назовите еще раз особенные гласные буквы. («Я», «Е», «Ё», «Ю»).

Почему они особенные? (эти гласные могут обозначать два звука).

Эти гласные называются йотированными.

Физкультминутка.

Игра на внимание

Называются слова, если слово начинается с йотированной гласной, то прыгаем, как зайчики, если с обычного гласного, то шагают, как солдаты, если слово начинается с согласной буквы, то тогда стоим, как часовые.

Яблоко, апельсин, слон, яхта, ослик, утка, ёж, ель, машина, игрушка, якорь, юла, барабан.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как называются синие и зеленые буквы? (ответы детей – согласные буквы).

Это согласные буквы.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему одни буквы надели сине-зеленые сарафаны, а другие буквы или синие, или зеленые? (предположения детей – одни согласные звуки имеют и твердую и мягкую пару, а другие согласные имеют или только твердую или только мягкую пару.)

Воспитатель: Давайте назовем согласные буквы, которые имеют только твердую пару (воспитатель помещает буквы в ленту, дети хором их называют).

Это буквы – «Жэ», «Ша», «Цэ».

Воспитатель: А теперь назовем согласные, которые имеют только мягкую пару – «Чэ», «Ща», «И краткая» (буквы помещаются в ленту).

Воспитатель: Остальные согласные буквы имеют и твердую, и мягкую пары.

Воспитатель: Давайте их тоже назовем. (буквы называются хором и убирают в ленту на свои места).

Воспитатель: Кто сможет посчитать, сколько же всего согласных букв? (дети считают и говорят свои ответы). Согласных букв в русском алфавите 21.

Физкультминутка.

Игра на внимание  Игра проводится на ковре.

 Называются слова.

Если слово начинается с согласной буквы, которая имеет только твердую пару прыгаем, как зайчики. Если слово начинается с согласной, которая имеет только мягкую пару, то шагаем, как солдаты.

 А если слово начинается с согласного, который имеет и твердую, и мягкую пару, то стоим на месте, как часовые.

Часы, шарик, щетка, самолет, вертолет, цапля, жук, йод, медведь.

Воспитатель: Посмотрите, у нас с вами остались еще две буквы.

Воспитатель: Эти буквы одели на себя черные костюмы.

Воспитатель: Это особые буквы, буквы, которые не относятся ни к гласным, ни к согласным.

Воспитатель: Это буквы «Ъ» и «Ь».

Воспитатель: Эти буквы звуков не обозначают, но они очень важные.

Воспитатель: Вот послушайте:

Твёрдый знак и мягкий знак

– Буквы нам нужны.

Не читаются никак, Но в словах важны.

Мы без них совсем не можем,

Песни петь, стихи читать.

И в газету очень сложно

Объявление подать.

Воспитатель: Запомнили? Молодцы.

Игра «Найди лишнюю букву»

На карточках записаны буквы, среди которых нужно найти лишнюю букву.

 Воспитатель: 

Ребята, буквы хотят с вами поиграть и проверить, как хорошо вы запомнили все то, что про них сегодня узнали.

Но для этой игры вам нужно разбиться на четыре группы.

1-я группа: А, О, Ё, И Е, Ё, А, Я И, Ю, Ъ, У Ж, Ш, В, Ц

2-я группа: Ю, У, Ы, Э Ю, О, Я, Е П, Ж, Ч, Ь Ч, Й, Щ, Л

3-я группа: И, Е, У, Э Ы, Ё, Ю, Я У, Е, Ь, Ы Х, Н, Г, Ц

4-я группа: О, Ы, А, Я Я, Е, Ё, У Д, Ш, Щ, Ъ Й, С, М, Т

Дети находят лишние буквы и обводят их в кружок.

Проверка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием и буквы с нами прощаются, но чтобы покинуть город Алфавит и волшебную страну, нужно пройти пароль.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв? (10)

3. Назовите особенные гласные буквы? (Я, Ё, Е, Ю)

4. Почему они особенные? (могут обозначать два звука)

5. Сколько согласных букв? (21)

6. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? (Ь и Ъ)

7. Назовите согласные буквы, которые имеют только твердую пару? (Ж, Ш, Ц)

 8. Назовите согласные буквы, которые имеют только мягкую пару? (Ч, Щ, Й)

9. Чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем, читаем и видим) успехов!

Входит воспитатель соседней группы и говорит: 

«Вам письмо и посылка!».

 Воспитатель: Большое спасибо! А ну-ка, что там… (читает письмо).

 Воспитатель: Письмо Пиши-читая.

Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки!

 Ваш друг Пиши-Читай.

 Раздаются подарки детям от Пиши-Читая – красивые ручки и яркие блокноты.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.

Воспитатель: Огромное всем спасибо!

Воспитатель: Теперь, я думаю, вы готовы пойти в школу, чтобы там пуститься в еще более интересное путешествие по стране «Знаний».

Воспитатель: Хочется пожелать вам успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...