Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приемы по экологическому воспитанию.
статья по развитию речи на тему

Череповская Инна Викторовна

"Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приемы по экологическому воспитанию." (Из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavat_rechevaoe_razv_inna_cher.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Елизаветовский д/с

Павловского муниципального района

Воронежской области

«Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные

методы и приёмы по экологическому воспитанию.

(из опыта работы)

                          Подготовила воспитатель Череповская И.В.

                 с. Елизаветовка 2013 год

Цель моей работы:

дать детям более расширенные знания о природе, учить видеть красоту и замечать прекрасное в окружающем мире, привить любовь к природе, учить заботиться о ней.

Задачи, над которыми я работаю, заключаются в следующем;

  1. Создавать условия для формирования элементарных
    экологических представлений:
  • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказать о
    происхождении, многообразии форм жизни: растениях,
    животных, их происхождении, особенностях жизни, среде
    обитания и т.д.);
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к
    природе;
  • формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, от
    которого зависит жизнь всего живого.
  1. Знакомить с особенностями строения человека.
  • в доступной форме (привлекая иллюстрационный материал)
    рассказать об элементарном строении человека;
  • формировать элементарное представление о работе собственного
    организма;
  • приобщать к ценностям здорового образа жизни.

3. Обеспечивать условия для развития экологического сознания и познавательных способностей:

  • познакомить с представителями живой и неживой природы;
  • рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов
    природы;
  • способствовать формированию осознанно-правильного
    отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как
    части природы;
  • познакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с
    правилами личной безопасности;
  • способствовать развитию бережного и ответственного отношения
    к окружающей природе;
  • развивать ответственное и бережное отношение к домашним
    животным, животным уголка природы в дошкольном
    учреждении, к лесным богатствам;
  • познакомит с Красной книгой;
  • создать условия для самостоятельной экспериментальной
    деятельности.

В своей работе я использую такие методы и приёмы работы, как:

  • словесные: плановые и ситуационные беседы, загадки, чтение
    художественной литературы, рассказывание, объяснение
  • наглядные: показ иллюстраций, зарисовки на доске, картины,
    технические средства обучения - это демонстрации учебных фильмов
    и презентаций
    (Применение метода демонстрации учебного кино
    стало довольно обычным явлением в практике обучения)
  • практические: наблюдения, исследовательская деятельность,
    индивидуальная работа, выполнение трудовых поручений.
  • игровые приёмы: приход сказочных героев, которые оживали на
    занятиях, игровые обучающие ситуации (дидактические игры и
    упражнения), экскурсии-путешествия, сюжетно-ролевые игры, всё -
    это способствует скорейшему восприятию материала и скорейшему
    запоминанию. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия,
    тем интереснее и эффективнее игровые приемы.
  • художественное творчество также - самый доступный для
    дошкольников способ выражения отношения ребёнка к окружающей
    действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач,
    решению целей, поставленных на занятиях. Комплексное
    использование разнообразных методов и приёмов обучения
    обеспечивает более высокое качество восприятия материала, его
    запоминания и применение в жизни, другими словами обеспечивает
    более высокое качество знаний, умений и навыков.

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие дошкольников я выделила следующие составляющие:

  • речь педагога дошкольного учреждения
  • формирование представлений об окружающей жизни
  • развитие любознательности
  • сенсорное воспитание
  • игра

Стараюсь помочь ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте». Большое внимание в работе с детьми уделяю развитию связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми провожу в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия. Приучаю детей непринуждённо вести беседу, понятно отвечать на вопросы и задавать их.

Через разнообразные игры, упражнения, наблюдения совершенствую познавательную деятельность детей, делаю более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащаю игры новыми занимательными атрибутами, способствую проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности, предлагая детям привнести в свою работу что-то из придуманного ими самими. Помогаю детям доброжелательно общаться со сверстниками, способствую развитию любознательности к окружающему миру, используя информационно-коммуникационные технологии (презентации, познавательные и учебные фильмы).

Веду работу по совершенствованию интонационной выразительности речи, по формированию правильного произношения звуков, отчётливого произнесения слов и словосочетаний используя в своей работе упражнения по звуковой культуре речи, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, кроме того, стараюсь научить детей внимательно слушать, способствую развитию фонематического слуха. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?», «Поручение», «Эхо», «Телефон» и др.

Моя задача как педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т.д.).

Одним из средств познавательно - речевого развития дошкольников является игра - специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

Отдельные виды игр по - разному воздействуют на познавательно -речевое развитие детей: сюжетно -ролевые - расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры -драматизации - помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно -конструктивные - развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на познавательно - речевое развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.

Особенно важное место в познавательно - речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому, что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют предмет по одному из признаков. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и познавательно-исследовательской деятельности, дети расширяют свои представления о мире, начинают овладевать основополагающими формами познания о себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях общественной жизни.

Во время моей работы с детьми я всегда старалась дать детям возможность высказать свои впечатления, что способствовало правильно выражать свои мысли словесно, грамматически правильно строить предложения, анализировать, делать выводы и аргументировать их.

Для развития познавательных способностей у детей, в моей группе создана развивающая среда, места для осуществления детской деятельности.

Над этой темой я работаю уже второй год и вижу результат. Дети моей группы любознательны, с удовольствием исследуют мир и бережно относятся к окружающей среде.

По результатам диагностирования детей по познавательно речевому развитию я увидела, что на начало учебного года уровень знаний был достаточно низкий, по сравнению с результатами промежуточного диагностирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование разнообразных методов и приемов в развитии познавательной деятельности дошкольников (ознакомление со свойствами воды)

На примере ознакомления детей со свойствами воды раскроем разнообразные методы и приемы, которые можно использовать в различных видах детской деятельности (во время режимных моментов, организованной, ...

Опыт работы на тему: «Развитие муз.-ритмических движений младших дошкольников через игровые методы и приемы».

Муз. -ритмическое воспитание – один из стержневых видов деятельности, объединяющиймузыку,движение и слово. На сегодняшний день существует проблема по эффективной реализации задач в практике музы...

Журнал самообразования Тема: «Познавательное развитие дошкольников как условие формирования у них основ экологического воспитания»

Журнал самообразованияТема: «Познавательное развитие дошкольников как условие формирования у них основ экологического воспитания»...

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектовИспользование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, выраба...

Консультация для педагогов «Развитие познавательно – речевых способностей у дошкольников с применением метода «дидактический синквейн»

Развитие познавательно – речевых способностей у детей - это одна из главных задач дошкольного образования.Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызвал у меня необход...