Специалист рекомендует
статья по развитию речи на тему

Горбенко Елена Леонидовна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cpetsialist_rekomenduet.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Специалист рекомендует

 

  Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки , легко воспроизводит многосложные слова . Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов .

   Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Она может быть выражена в разной степени: от невозможности соединять слова во фразы  или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов ( му - му , ав , ту - ту ) до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

   Охарактеризуем речь детей с третьим, наиболее типичным уровнем речевого развития. У них в пятилетнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5-3 тысячи слов. В нем отсутствуют или присутствуют в искажённом виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

   Наиболее характерные лексические трудности касаются знаний и названий:

- частей предметов и объектов ( кабина, сидение, ствол, фундамент, подъезд,  затылок, виски, грива и т.п.);

- глаголов, выражающих уточненное действие (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует, все выражается словом «ест»);

- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.п.)

- антонимов (гладкий- шершавый , храбрый – трусливый ,глубокий – мелкий густой- жидкий и т.п. );

- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишнёвый, земляничный и т.п.);

   В грамматическом строе распространены ошибки:

-в употреблении предлогов в , к , с ,(со) , из-под ,из-за ,между ,через, над :

( «Платок лежит кармане.» «Мама взяла книгу от полки «. « Мальчик подошел в шкафу.»;

-в согласовании различных частей речи («Подошел к два коня.» «Заботился о ёжика».);

- в построении предложений (Шел Петя грибы лес собирать.» « Почему что ёжик кололся, почему девочка и плачет «.);

   В фонетическом плане дети:

- неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твердые , звонкие – глухие ,а также звуки

С-Ш, З – Ж , ТЬ – Ч , СЬ – Щ ,Л – Р ;

-Искажают слоговую структуру и  звуконаполняемость  слов;

-Не могут воспроизвести ряд слов , близких по звучанию ,некоторые звуковые и слоговые сочетания.

   В связной речи отражаются ,естественно, все перечисленные особенности. Однако, развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости ,последовательности изложения , отрывочностью, акцентом на внешние ,поверхностные впечатления, а не причинно- следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны ,движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке ,либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

   Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач ,а именно:

- Развивать общие речевые навыки;

- Развивать память ,внимание, мышление ;

-Сформировать фонетическую сторону речи (выработать правильное произношение нарушенных звуков);

-Развивать фонематические функции :анализ, синтез, представления ;

- Расширять словарный запас;

-Развивать грамматический строй речи;

-Развивать связную речь;

-Развивать общую и мелкую моторику;

Осуществить такой объём работы можно лишь в специальных коррекционных группах детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ

Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...

"Использование ИКТ в работе специалистов ДОУ с детьми ОВЗ" - консультация для специалистов ДОУ.

Использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, возможность представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонс...

Консультация для специалистов «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ТНР»

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу ри...

Семинар для специалистов по работе с детьми с ОВЗ "Специалист как тьютор"

Представление организации коррекционной работы в ДОУ по сопровождению детей с ОВЗ специалистами и формированию у детей со сложной структурой деффекта перврначальных навыков,  необходимых для даль...

Консультация для молодых специалистов "Как молодому специалисту реализовать работу с детьми через сенсорику".

Как молодому специалисту реализовать работу с детьми через сенсорику.   В современном мире сенсорное развитие детей играет ключевую роль в их обучении и социализации. Молодым специалистам, р...

Консультация для воспитателей и специалистов «Рекомендации учителя-логопеда специалистам и воспитателям логопедической группы по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период».

Для успешной  коррекции  речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления по...