Главные вкладки

    Развитие речи детей младшего возраста и предложения по её улучшению
    консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

    Шагарова Наталья Николаевна

    В статье рассматриваются закономерности развития речи детей младшего возраста, нормативы её развития и рекомендации по возможному её развитию. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие речи детей раннего возраста и предложения по её улучшению.

    Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому же времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.

    В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машинку?» Интерес к окружающим предметам пробуждает его общаться к взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?» ,«Куда?», «Когда?»

    При нормальном речевом развитии в словаре к 3 годам используется около 1500 слов, к 4 годам-2500слов. Причем в словаре малыша преобладают 60% существительные, 30% глаголы и 10% прилагательные. Обследования проводились мной на 2-младшей группе с детьми,  у которых нормальное речевое развитие. В этом возрасте в речи детей преобладают слова- названия, собирательные существительные (посуда, мебель, одежда, животные)пока отсутствуют. В речи часто малыш использует облегченные слова ( говорит собака вместо ранее употребляемого ав-ав).

    Речь –это результат согласованной деятельности как речевых, так и не речевых областей головного мозга. Речь не может формироваться изолированно от мышления, памяти , внимания ,восприятия, и зависит от их уровня  развития. К 3-4 годам, дети должны уметь повторять за взрослым короткий рассказ( по картинке, по серии картинок). Должны четко произносить звуки: А,О,Э,П,Б,М,И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й.

    Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук, т.к. проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов поступающих от пальцев. Поэтому рекомендуется – постоянно использовать в общении с ребенком игры или пособия по мелкой моторике.

    Рекомендуется  учить детей вслушиваться в звучание слов (чтение книг, слушание аудиокниг, обсуждение праздников), развивать слуховое восприятие( повторять за взрослым слова, разучивать, чистоговорки, пословицы, стихи). С этого периода необходимо тренировать артикуляционный аппарат, и создавать предпосылки для появления свистящих и шипящих звуков С,З,Ц,Ч,Ш,Ж,Щ. В общении с ребенком можно использовать различные движения губ и языка в игровой форме.

    Резюмируя: для того чтобы речь ребенка развивалась  необходимо:

    I. Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление и восприятие используя:

    1. Чтение книг.

    2.Перссказы прочитанного.

    3. Беседы, рассказы  на различные темы:

    – как я провел сегодняшний день,

    -что нового я увидел, узнал, запомнил,

    -что мне понравилось на празднике,

    – что я увидел на прогулке,

    -что  я сегодня кушал.

    4.Слушание аудиосказок и обсуждение их.

    II.Развивать мелкую моторику:

    -пальчиковая гимнастика,

    -рисование пальцами,

    -лепка из пластилина, соленого теста, глины,

    -аппликации из :крупы: скорлупок семечек,орехов;косточек.

    -нанизывание на проволоку бусинок, пуговец.

    III.Развивать артикуляционный аппарат.

    Например, есть очень хорошая игра: «Истории « Веселого Язычка»

    Ротик-это домик, а в домике живет –язычек, он никогда не грустит, поэтому его прозвали « Веселый язычек».Послушайте историю про него.

    Жил был в домике « Веселый язычок», ему стало грустно, он решил поискать выход.    Рот закрыт, языком упираемся в щечки –попеременно по 3 раза в каждую.

    Вдруг ротик зевнул. Широко зеваем и задерживаем на 2-3 сек. Открытый рот.

    Язычок увидел проход и решил проскочить, а зубки его не пускают, зубки его кусают. Покусать кончик языка 3-5 сек.

    Язычок спросил у зубок: « Почему вы меня не пропускаете?»

    Зубки ответили: «А ты почисти наши нижние зубки».

    Пришлось язычку чистить нижние зубки. Кончиком язычка чистим нижние зубки изнутри, 2 раза вправо влево.

    Почистил язычок зубки, и зубки его попустили.

    Выглянул язычок в окошко. Положить расслабленный язычок на нижнюю губу  держать 2-3 сек.

    Видит язычок идет слоник. Согнуть язык вдоль - пополам, вытянуть, зажать губами держать 2-3 сек.

    Язычок предложил слонику покататься на его горочке. Кончик языка упирается в нижние зубки, рот открыт, держим 2-3 сек.

    А потом слоник покачал язычка на своем хоботе, как на качельке. Упражнение « качелька» – язык двигается вверх, вниз в полости рта 3-5раз.

    Вдруг слышит язычок, что  в доме кто-то звенит. Это был его друг комарик, которому стало скучно без язычка. Песенка комарика: зззззззззззз

    Попрощался язычок со слоником и пошел к себе в домик. Закрываем ротик.

    Можно играть с детьми рассказывая эту историю каждый день, пока ребенок не запомнит  и сам будет вам рассказывать и показывать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие речи детей раннего возраста и советы по ее улучшению"

    Родителям детей раннего возраста необходимо иметь представление  о возрастных особенностях речевого развития и возможных патологиях, чтобы своевременно принять меры по их исправлению. В данной ст...

    «Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению»

    Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности.К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому же времени в основ...

    «Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению»

    К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому же времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает глав...

    «Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению»

    Информация для родителей о том, как и в какие игры играть с детьми, чтоб дети лучше говорили....

    «Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению»

    Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности.К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому же времени ...

    Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

    Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...