« Кто у кого?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Дударева Зоя Петровна

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр Развития Ребёнка Детский Сад «Жемчужинка»

Конспект занятия по  развитию речи

« Кто у кого?»

                                                                                         Подготовила:

                                                                                         Дударева  З. П.

Программное содержание.

Грамматика. Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Активизировать использования в речи сложноподчиненных предложений.

Звуковая культура речи. Учить выделять из предложений слова со звуками "Ш" и "Ж", чётко произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом.

Учить делить слова на части; произносить каждую часть слова; определять последовательность звучание слогов в слове.

1. развитие речи 2. физкультура 3. математика 4. познавательное 5. коммуникация.

Наглядный материал. Плюшевый медведь, счётный палочки.

Ход занятия.

Воспитатель:

Послушайте стихотворение  Т. Волшной  "Где, чей дом"

Воробей живёт под крышей

В теплой норке - домик мыши,

У лягушки дом в пруду

Домик пеночки в саду

-Эй, цыплёнок, где твой дом?

_Он у мамы под крылом.

"О чём говорится в этом стихотворении? "

Ответы детей:

О том, кто где живёт.

Воспитатель:

Про чьи дома говорится?

Ответы детей:

Воробья, мыши, лягушки, цыплёнка.

Воспитатель:

Ещё в стихотворении говорится о домике пеночки. Пеночка -это птичка, она живёт в саду. Вместе с большим воробьём живут под крышей малыши - воробьишки. (Если дети не могут ответить, подсказывать начало слова). В пруду домик лягушки и.

Дети: лягушат!

Воспитатель: Домик цыплёнка у мамы под крылом. У курицы много.

Дети: цыплят!

Воспитатель: А у пеночки птенцы так же называются - пеночки. Один птенец - пеночка, много птенцов - пеночки.

Названия ещё каких птенцов одинаковы с названием взрослых птиц?

Дети: Ласточки, синички.

Один птенчик - ласточка, синичка. много птенчиков - ласточки, синички.

Воспитатель: Каких ещё птиц и птенцов вы знаете (самостоятельные ответы детей. За каждый правильный ответ ребёнок получает счётную палочку)

Загадываем детям загадки.

Вот иголки и булавки.

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Дети: Ёжик.

Воспитатель: Почему вы думаете что это ёжик? какой знакомый звук есть в отгадке "Ш" или "Ж"? произносите звук так чтобы слышался звук "Ж"

Дети: Ёжики.

Воспитатель:

Маленькие ножки,

Боятся кошки,

Живёт в норке,

Любит корки?

Дети: Мышка

Воспитатель: Почему вы думаете что это мышка? какой знакомый звук есть в отгадке "Ш" или "Ж"? произносите звук так чтобы слышался звук "Ш"

Дети: мышка

Физминутка :"Весёлые мышки"

Весёлые мышки бегут по лужайке - бег на месте,

На мышках красивые красные майки -  рывки руками,

У мышек на лапках зелёные тапки  - приседания,

Торопятся в школу весёлые мышки  -   бег,

Боюсь, опоздают! Скорее вприпрыжку!

Вот узенькой стала лесная дорожка,

Мышата поскачут на одной ножке.

Портфель уронили!

Нагнулись, подняли!

Скорее бежим!

Уф, Успели садимся на места! Устали!

Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение, в словах которого очень часто встречается знакомый вам звук. Послушайте внимательно и скажите, какой это звук.

Мышонку шепчет мышь:

"Ты вся шуршишь, не спишь"

Мышонок шепчет мыши:

"шуршать я буду тише"

Воспитатель: Придумайте рассказ про мышонка, который не спит.

Послушайте ещё одно стихотворение:

Жук упал и встать не может.

Ждёт он, кто ему поможет.

Воспитатель: Придумайте рассказ про жука: что с ним случилось? Кто ему помог?

Воспитатель: Послушайте скороговорку: "Хорош пирожок, внутри творожок" Повторите сначала медленно и громко, потом медленно и тихо.

Воспитатель: Беру в руки медведя и от его имени даю детям задания:! Отгадайте, что я больше всего люблю?

Дети: Мёд и малину.

Воспитатель: Послушайте, как я произнесу слово ма-ли-на. Сколько в нём частей?

Дети: три!

Воспитатель: Давайте посчитаем вместе: маа-лии-наа (При произношении каждой части дети выкладывают перед собой счётную палочку)

Воспитатель: Какая первая часть слова?

Дети: МА

Воспитатель: Какая вторая?

Дети: ЛИ

Воспитатель: Какая третья?

Дети: НА

Воспитатель: Всего три части. Аналогично разбираются слова "Мышка", "Ёжик", " Жук",