Конспекты по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи

Кустова Галина Викторовна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

в старшей группе компенсирующей направленности – ЗПР (5-7 лет)

Тема: «На помощь лесным друзьям»

Образовательные задачи: формирование у детей представления о зимнем лесе, его обитателях; закрепление знаний об характерных особенностями времен года; 

Развивающие задачи: развитие у детей последовательную связную речь, умение детей грамматически строить предложения; развивать зрительную память, внимание и познавательный интерес к жизни леса, его обитателям;  умение анализировать увиденную ситуацию, делать выводы. Развитие координации движения рук, мелкой моторики. Обогащение словарного запаса детей.

Воспитательные задачи: воспитывать  бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание к  животным нашего леса.

Предварительная работа: Использование наглядно-дидактических пособий с изображением лесных диких животных; беседы и наблюдения о зиме,  проведение вечера загадок про животных; чтение художественной литературы о животных; дидактические игры  «Дикие животные», «Мир животных». 

Интеграция: Речевое развитие, познавательное развитие, художественное творчество.

Оборудование: письмо от феи, загадки, сундучок, картинки о зиме, игрушки: птица, обезьянка, лиса, медведь, волк, заяц, мешок, клей ПВА, кисти, манная крупа, клеенки, готовые круги из картона.

Ход занятия:

Приветствие

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются)

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от лесной феи. Она пишет, что её лесные звери пошли в гости к морозу и не вернулись, И просит нас ей помочь, найти лесных друзей. Поможем феи?

Дети:  Да.

Воспитатель: На чём мы можем отправиться в лес?

Дети: машина, велосипед и т.д.

Воспитатель: А я, предлагаю отправиться в лес на поезде. Я буду паровозиком, а вы вагончики. Поиграем в игру «Скажи наоборот». Кто ответит мне правильно, встает за паровозиком.

Лед твердый – снег мягкий;

Мама далеко - воспитатель близко;

Слон большой – мышка маленькая;

Летом тепло – зимой холодно;

Мама молодая – бабушка старенькая;

Я высокая – вы низкие;

Дорога широкая – тропинка узкая.

Воспитатель: Молодцы! Поехали! Вот мы и приехали в лес. Здравствуй, лес!

Воспитатель: Ребята, а каких зверей нам искать, фея не сказала! Что же будем делать?

Находят под ёлкой сундучок с загадками.

Зимой лапу кто сосёт?

Очень сильно любит мёд.

Может сильно зареветь…

Как назвать его? … (Медведь). 

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый, серый и косой,

Кто же это такой?  (Заяц).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее ... (лиса)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, кого из лесных друзей искать.

На ёлке сидит кукушка. Дети здороваются с ней.

Воспитатель: Кукушка, хочет с нами поиграть. Она будет от нас прятаться, а  вы, говорите, где она спряталась!

Дети: на ёлке, под ёлкой, перед ёлкой, за ёлкой, справа, слева.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Устали, присядем на пенечки.

Упражнение «Снежинки»

Положите на ладошку кусочки белой ваты. А сейчас мы будем правильно дуть. Вы знаете как? Набираем воздух через носик, а выдыхаем через ротик, губки в трубочку.

Подул слабый ветерок,

прилетел к тебе снежок.

Устроим настоящий снегопад. На раз, два, три, дуем …

А теперь согрейте ручки тёплым воздухом, подуйте на свои ладошки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь какой-то мешок, он шевелится! (достает обезьянку).

Воспитатель: Как она попала сюда, наверное, замерзла и спряталась в мешок деда Мороза. Ведь она живет в жарких странах, и не знает, что такое зима, расскажем ей про зиму.

Рассказ детей по картинкам про зиму.

Наступила зима. Солнце греет, но слабо. Деревья стоят голые, без листьев. Люди одевают теплую одежду. Дети катаются на санках и лыжах, лепят снеговика.

Воспитатель: Молодцы! Поиграем с обезьянкой.

Физминутка "Зимняя прогулка"

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот и лесные друзья, гуляют себе здесь, а мы их ищем. Вернем их обратно в лес. Понравилось вам в лесу. (Ответы детей). Я вам предлагаю вам, прежде, чем, отправиться домой, украсить лес снежинками. Сейчас мы с вами нарисуем красивые снежинки.

Работают за столом (работа с манной крупой).

Очень красивые снежинки у вас получились. Оставим их в зимнем лесу. А нам пора возвращаться в детский сад! Садимся в паровозик, поехали!

Воспитатель: Ребята, где мы с вами были? Кого искали? (ответы детей).

Спасибо! И обнимем друг друга!



Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по развитию речи

в группе компенсирующей направленности со сложным дефектом

(младший дошкольный возраст)

Тема: «Поможем Машеньке и бабушке»

Цель:

  • Закрепить знания детей о домашних животных (кошка, корова, собака).
  • Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звуков: ч, у. Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу - мяу, мур - мур, гав - гав, му - му.
  • Учить отгадывать загадки о животных, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
  • Развивать речевое общение.
  •  Поддерживать эмоциональный отклик и заинтересованность к  русскому народному фольклору.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: Д/игра «Домашние животные», рассматривание иллюстраций «Домашний двор», картинок животных, подвижная игра «Лохматый пёс», разучивание пальчиковой гимнастики «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», индивидуальная работа по правильному звукопроизношению.

Оборудование: игрушки: ёлочки, кошка, корова, собака, белочка, кукла Маша, кукла бабушка, домик; длинная ленточка, снежинки из бумаги, корзина с шишками, кепки, косынки, деревянные ложки,  бусы; фонограмма «лес», «паровозик».

Ход занятия: В группу приходит кукла Маша. Здоровается с детьми.

Педагог: Машенька! Почему ты такая грустная?

Кукла Маша: У нас случилась беда, домашние животные, со двора бабушки, убежали в лес. Они могут там погибнуть, замерзнуть. Помогите вернуть домашних животных бабушке. Только я  не знаю где их искать?

Педагог: Не расстраивайся, Машенька, мы тебе поможем. Ребята, поможем Машеньке? (ответы детей)

- Давайте, мы Машеньку развеселим, поиграем с ней.

Пальчиковая гимнастика

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

С вами мы подружимся маленькие пальчики

1, 2, 3, 4, 5

Начинай считать опять

1, 2, 3, 4, 5

Мы закончили считать.

Педагог: А, сейчас мы все вместе отправимся с вами в лес на поиски животных. Дорога туда долгая, поедем на поезде. Я буду паровозиком, а вы маленькие вагончики. Встаем паровозиком. Делаем губы «бубликом» и говори «ч-ч-ч», а когда будем подъезжать к лесу, наш паровозик будет сигналить, губы нужно сделать трубочкой «у-у-у-у». Поехали.

Звучит музыка «Паровозика»

Педагог: Вот мы и приехали в лес. Посмотрите, как здесь красиво. Сколько деревьев. А сколько снега намело.

Дыхательное упражнение « Снежинки»

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежиночки,

Белые пушиночки.

  Педагог показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.

Подходят к дереву. Звучит фонограмма «Лес»

Педагог: Ребята, вы слышите, кто-то плачет?

Дети: Белочка

Педагог: Белочка, почему ты плачешь?

Белочка: Я нечаянно рассыпала шишки, помогите мне их собрать.

Педагог: Ребята, поможем, белочке? (ответы детей)

- Посмотрите, где сидит белочка? (На ёлке)
- А где разбросаны шишки? (под ёлкой)

Игра «Соберём шишки»

Белочка: Спасибо, ребята!

Педагог: Белочка, а ты не видела в лесу домашних животных бабушки.

Белочка: Видела, идите дальше по узенькой тропинке.

Зашагали ножки,

Прямо по дорожке.

Ну-ка веселее,

Вот как мы умеем!

Педагог: Ой, ребята, смотрите, да тут животные под ёлочкой сидят!

Отгадайте, какие это животные?

- Это домашнее животное, у которого пушистый хвост, она ловит мышей? (кошка). 

Как она мурлычет? (мур-мур), а как она кричит? (мяу-мяу), а как она шипит? (ш-ш-ш).

- позовем кошечку (кис-кис)
- А что любит делать кошечка? (пить  молоко, ловить мышей)
- А какая шерстка у кошечки? (Мягкая, пушистая).

- Это большое домашнее животное с длинным хвостом, у нее есть рога? (Корова)
- Как мычит корова (Му-Му)
- А что она делает? (Пасется на лугу)
- А что дает корова? (Молоко).

Коровушка, коровушка,
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Молочка  нам лучше дай!

- Это домашнее животное, которое охраняет дом? (собака)

- Как собака лает? (гав-гав)

- Что любит собачка? (грызть кости)

- Что делает собачка? (сторожит дом)

Педагог: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке (берут в руки животных). А вот уже домик бабушки рядом.  (Подходят к бабушкиному домику и оставляют   животных).

Бабушка: Здравствуйте, ребята! Спасибо, вам за помощь! Я приготовила вам подарочки. Мальчикам ложки расписные, хохломские. (Дарит мальчикам ложки).

Педагог:  Какие  красивые ложки. Из чего, ребята, сделаны  ложки? (из дерева, они деревянные). Что можно ими делать? (стучать, играть, кашу кушать)

Бабушка: А  девочкам я бусы подарю.

Педагог: Бусы, какие? (красные, круглые, блестящие)

Девочки надевают бусы на шею.

Бабушка: Ах, какие девочки красивые, как матрешки!

Девочки танцуют, мальчики играют на ложках

 Бабушка:

Веселись душа, играй

Вовсе зла не поминай

Приходите, кто с добром

Мы всегда вас в гости ждём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...