Главные вкладки

    Дидактические игры
    материал по развитию речи на тему

    Закирова Наталья Валерьевна

    Дидактические игры направленные на развтие речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry_dlya_razvitiya_rechi.docx20.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

    Игра «Замени звук»

    Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

    Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

    Ход игры:

    Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

    Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

    Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

    По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

    «Какого звука не хватает?»

    Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

    Материал: Предметные картинки на каждое слово.

    Ход игры:

    Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

    Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

    Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

    «Измени слово»

    Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

    Ход игры:

    Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

    друг — дружок,

    пирог — пирожок,

    сапог — сапожок,

    снег — снежок,

    рог — рожок,

    луг — лужок,

    творог — творожок,

    флаг — флажок.

    «Третий лишний»

    Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

    Ход игры:

    Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

    шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

    голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

    «Чудесный художник»

    Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

    Ход игры:

    Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

    «Кто больше?»

    Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

    Ход игры:

    Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

    «Услышишь — хлопни»

    Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

    Ход игры:

    Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

    Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

    Цель: Развивать фонематические представления, внимание.

    Ход игры:

    Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

    «Нужное слово»

    Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

    Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

    «Назови картинку и найди первый звук»

    Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

    Материал: Карты с нарисованными картинками.

    Ход игры:

    У детей – карты с нарисованными картинками.

    Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

    «Ловушка»

    Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».

    Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.

    Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.

    «Цепочка слов»

    Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

    Материал: Мяч, значки и т.д.

    Ход игры:

    В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

    Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д.

    Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.

    «Эхо»

    Вариант 1

    Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

    Ход игры:

    Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:

    [А], [У]-... [У],[А],[ Ы]-...

    [И], [О] - УА, ЫИ-...

    [И], [О], [Э] -... ЭИ, АО

    Вариант 2

    Цель: Автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.

    Ход игры:

    Взрослый произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности.

    СА—СО—СУ— ...

    СУ—СА—СЫ—...

    АС—ИС—УС —...

    СЫ—СА—СО—СУ — ...

    СУ—СО—СЫ—СА — ...

    ЭС—АС—УС—ИС —...

    СА—ИС—СО —...

    ОС—УС—СЫ —...

    СО—АС—СУ— ...

    САД—САНИ—САМОЛЕТ — ...

    СОМ—НОС—УСЫ — ...

    ОСА—КОСА—ВЕСЫ — ...

    СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — …

    Вариант 3

    Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).

    Ход игры:

    ЛА—РА — ...

    АЛ—АР—АЛ — ...

    РЫ—ЛЫ — ...

    ИЛ—УР—ОЛ — ...

    РА—ЛА—РА — ...

    ИЛ—АР—ЛУ — ...

    ЛЫ—РЫ—ЛО — ...

    РА—ИЛ—РЫ — ...

    АЛ—АР — …

    ОР—УЛ — ...

    РЫБА—ЛУЖА — ...

    ЛОДКА—РАМА — ...

    РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ — ...

    ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА — ...

    КОРОВА—МОЛОКО—ВЕДРО — ...

    АРБУЗ—ГРОЗА—ПАЛКА — ...

    РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК — ...

    РАКЕТА—ЛАНДЫШ—ЛОЖКА—РЫЖИК — ...

    Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.

    «Загадки «поющих» звуков

    Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

    Ход игры:

    Воспитатель загадывает загадку о звуке, а дети должны назвать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

    Пример загадок о звуках:

    Шире всех открывает рот - звук ....

    Губы трубочкой вытягивает - звук ....

    На вытянутый кружок губы похожи у звука ....

    Самая широкая улыбка у звука ....

    Приоткрывает рот и приподнимает язык - звук ....

    Приоткрывает рот и оттягивает язык назад - звук ....

    hello_html_mab4c00.gif

    «Какой звук чаще звучит?»

    Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

    Ход игры:

    Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».

    Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу,

    Не жужжу, когда тружусь,

    А жужжу, когда кружусь.

    Зазудел комарик тонко:

    З-з-з — поёт он звонко-звонко,

    Повторяет много раз

    Резвым мошкам свой рассказ.

    «Громко-шепотом»

    Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

    Ход игры:

    Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).

    — Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно.)

    Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са — (там летит оса), су-су-су (как прогнать осу?), (я боюсь осу) и т. п.

    Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

    «Лодочка и пароход»

    Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

    Ход игры:

    Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

    Воспитатель: Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .

    По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

    Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

    «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

    Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

    Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

    Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

    Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

    Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

    Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

    Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

    Дидактическая игра на произношение звуков м-мь, б-бь. Дидактическая игра " Кто ушёл? кто пришёл?"

    Звуковая культура речи в увлекательном происшествие с потерявшимися домашними животными....