Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение башкирской сказки «Ястреб и петух» с использованием игровых технологий
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бурцева Екатерина Александровна

использование игровых технологий дает возможность полностью донести до детей смысл сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_bashkirskoy_skazki_yastreb_i_petuh.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Чтение башкирской сказки «Ястреб и петух».

Составила: Бурцева Е.А.,

 воспитатель ГБОУ ООШ №6

 с/п «Детский сад «Бабочка».

Цель:

- Воспитывать эмоционально- образное восприятие произведения, учить осмысливать идею;

- Уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки: учить осознавать и объяснять смысл пословиц;

- Развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения;

- Формировать навыки творческого рассказывания;

- Ввести в  словарь детей новые слова:  маковка, макушка, ожерелье.    

Вводная беседа. О каком человеке можно сказать, что он настоящий друг7

- Как вы понимаете пословицу: «Плохи друзья, коли до черного дня»? О ком в ней говорится?

- Верно, эта пословица о ненадежных людях, которых нельзя назвать друзьями. Случилась беда, и они не придут на помощь, а отвернуться от вас. Послушайте внимательно башкирскую народную сказку «Ястреб и петух», а после скажите, о настоящих ли друзьях в ней говорится.

 Чтение башкирской народной сказки « Ястреб и петух».

Беседа.

- Как вы думаете, стали ли петух и ястреб настоящими друзьями?

- О них ли пословица: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь»?

Почему? О ком так можно сказать?

- Что в этой истории вам кажется сказочным?

- О чём мечтала курица? Как она говорила о своей мечте?

(«Ах, кудах, вот бы такую прелесть мне!»)

- Расскажите,  как выглядел ястреб.

(«У ястреба жемчужное ожерелье, а на голове, на самой маковке, красовался алый гребешок»)

- О чём мечтал петух?

- Что задумал сделать петух от зависти?

- Почему рассердился ястреб? Он погрозил курице и что обещал сделать?

(« Как ты да петух со мной поступили, так и я теперь буду с вами… Вы у меня самое дорогое утащили , и я у вас когда-нибудь самое лучшее отберу!»)

- Сказка называется « Ястреб и петух». А как можно назвать её по-другому? Объясните свое название.

 Башкирская подвижная игра «Жмурки (в кругах)».

 

В центре «раскручивают» водящего с завязанными глазами, чтобы он потерял ориентацию и не знал, в какую сторону он идет. По команде воспитателя водящий идет наугад. А другие игроки перебегают из кружка в кружок до тех пор, пока водящий не подойдет вплотную к одному из них. Тогда все « замирают», а водящий должен в полной тишине попытаться на ощупь  найти, где спрятался игрок. Игроки стоят в кругах (которые заготовлены заранее из плотной бумаги такого размера, чтобы на них можно было устойчиво стоять двумя ногами). Ребенок, которого ловят, может приседать, наклоняться в сторону, но ни при каких обстоятельствах не сходить с круга. Если он не смог удержать равновесия и заступил за круг, он считается проигравшим. Если водящий сумел найти игрока, стоящего на круге, то он должен еще определить на ощупь, кого он поймал. Если это ему удалось, то этот игрок становится водящим.

Правила:

  1. Все дети могут опять перебегать с кружка на кружок, шуметь, хлопать в ладоши, только до того момента, пока водящий не подошел вплотную к игроку «в кружке».
  2. Ребенок, который попытался убежать или просто не удержал равновесие (сдвинулся с места), когда «водящий» вплотную подошел к его кружку, сам становится водящим.

 

Придумайте небольшую историю, скузку или рассказ, которая бы называлась так: « Плохи друзья, коли до черного дня».

Составление рассказов детьми. Заслушивание двух- трех рассказов.

Пальчиковая гимнастика «Петушок».

 Указательный палец касается большого – получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх – это «гребешок».

                 - Встает на заре.

                   Поет на дворе.

                   На голове гребешок.

                   Кто же это?  

                                                 (ПЕТУШОК).

 Педагог просит детей изобразить петушка и прокукарекать: «Ку-ка-ре-ку!»

                               Петя – петушок носит красный гребешок.

                               Петушок им очень гордится

                               и любит всем показывать

                                                  (ГРЕБЕШОК).

Пальцы обеих рук переплетите в замок. Поочередно поднимайте пальцы.

                 -Петя, Петя, Петушок,

                  Покажи свой гребешок,

                  Вот этак и вот так:

                  То ладошка, то кулак.

- А на что похожа курочка? Курочка похожа на петушка, только пальцы («гребешок») должны быть полусогнуты.

                   Зернышки клюет:

                    «Ко-ко-ко,

                    Не ходите далеко».

                                                   (КУРИЦА).

- Изобразите курочку и покажите, как она кудахчет: «Ко-ко-ко».

                  Вышла курочка гулять,

                  Свежих зерен поклевать,

                  А за ней ребятки –

                  Желтые… (ЦЫПЛЯТКИ).

- Каждый пальчик (это «цыплята») по очереди соедините  с большим, при  этом каждый «цыпленок» должен пропищать: «Пи-пи пи-пи).

                     

Ястреб и петух. Башкирская народная сказка

Жил в сосновом бору ястреб - светлые брови, жёлтые глаза, серая грудка в крапинку.

И, - хотите верьте, хотите не верьте - было у ястреба жемчужное ожерелье, а на голове, на самой маковке, красовался алый гребешок.

А ещё ястреб был очень добрым. Очень добрым и компанейским. И поэтому всё летал в деревню к петуху с курицей, гостил у них по целым дням.

Клюёт, бывало, вместе с ними из корыта-кормушки ячмень да пшеницу, а сам курице благодарно говорит:

- Какое вкусное угощение! Давайте, курочка - рябочка, я за это вас летать научу...

А курице летать хочется, да смотрит она не столько на ястреба, сколько на его ожерелье, на белоснежные, на тонкой нитке жемчуга:

- Ax, кудах, вот бы такую прелесть мне!

И вслед за ястребом короткими своими крыльями взмахнёт, чуть-чуть над лужайкой взлетит, да на ожерелье ястребиное засмотрится, крыльями махать забудет и - кувыркнётся... Взлетит, засмотрится и - кувыркнётся... Так обучение полёту у неё дальше этого и не пошло.

А петух тем временем всё глядел на ястребиный гребешок. У него-то у самого росли в ту пору на макушке лишь гладенькие перышки, и петух тоже, как курица, думал:

“Вот бы и мне на голову такое, как у нашего гостя, замечательное украшение...”

И сначала петух задумал вырастить себе алый гребешок сам.

На алой заре пробудится, прокукарекается, встанет под широкий, весь в росе, лопух. Стоит, ждёт, когда капнет оттуда розовая от зари росинка ему на голову. И вот росинка - шлёп! - а петух вздрогнет, мчится в курятник к курице:

-Глянь! Что-нибудь выросло на моей макушке? Курица смотрит, говорит:

- Нет...

И тогда ждёт петух дождика с радугой. И когда дождик нальёт лужи, а в них отразится радуга, то петух пробует радугу подчерпнуть лапой, оплеснуться семицветной водичкой.

Потом курицу спрашивает вновь:

- Ну, а теперь?

- А теперь, - отвечает курица, - опять ничего нет. Даже зоркие малыши-цыплята и те говорят:

- У тебя всё такие же перышки. Они - лишь мокрые.

И вот горевал, горевал петух, да с горя и решился на непохвальное дело. Разыскал за хозяйской избой, за своим курятником, за двором в чертополохе пару семечек дурманной сон-травы. И когда ястреб прилетел в гости, петух подсунул семечки в корыто, в ячмень.

- Клюйте, дорогой ястреб, здесь... С этого края угощение слаще.

- Что ж! - радуется ястреб. - Если слаще, то и поклюём!

И - клюнул. А как клюнул, так в глазах у него пошли сонные круги. И он зевнул, пошатнулся, да прямо у корыта и повалился. Лежит, голову - под крыло, даже похрапывает; курица ахает:

- Ах! Он почему-то уснул!

- Не ахай - спешит петух, - а забирай ожерелье. Тебе ведь очень этого хотелось.

Да сам ожерелье с ястреба и снял, сам накинул на курицу; шапочку-гребешок тоже с головы ястреба сдёрнул, напялил на собственную макушку.

- Теперь, - говорит, - прятаться бежим... Только вот петух-то и вправду умчался, а курица не может ступить даже шага. Склонила голову набок, разглядывает на себе ожерелье, от счастья глаза так и закатывает:

- Ох-ох! Квох-квох!

Но тут сонные семечки действовать перестали - ястреб проснулся. Чувствует он, что голове холодно, что гребешка нет, увидел свои жемчуга на курице: вся доброта с ястреба-долой.

- Эх, ты! Как не совестно тебе! А ещё училась у меня летать!

- Это не я.. - отступает сконфуженно курица. - Это всё устроил петух...

Да ястреб уже не слушает. Дёрнул ястреб кривыми когтями ожерелье к себе, тонкая нитка натянулась. Натянулась, лопнула - жемчужинки мелким градом разлетелись по траве, упали в густую листву, в высокие ромашки.

А тут на шум из избы выскочил хозяин, затопал по крыльцу, сердито замахнулся:

- Что за незваный гость во дворе у меня? Кыш! Ястребу делать нечего. Ястребу теперь самому надо спасаться. Полетел он без жемчугов, без гребешка к себе в дальний бор. Только и успел курице погрозить:

- Как ты да петух со мной поступили, так и я теперь буду с вами... Вы у меня самое дорогое утащили, и я у вас когда-нибудь самое лучшее отберу!

И-верно. Повела курица на прогулку цыплят, с ними ходит, любуется на них.

Петух тоже на деток радуется, гордо покачивает алым гребешком:

-Вот какие у нас ребята! Пушистенькие, черноглазенькие.

Вдруг на двор упала быстрая тень. Петух видит - ястреб! Да не просто он, ястреб, теперь летит, а так на петуха да на цыплят когтями и целится.

- Караул! - всполошился петух. - Сейчас цыплятам нашим будет беда, и сам я без гребешка останусь!

Нырнули цыплята, петух, курица под низенькое крыльцо. Кричат криком, вызывают снова на помощь хозяина. А ястреб прошумел крыльями над самым крыльцом, пригрозил грозней прежнего:

- Прячьтесь не прячьтесь - теперь всегда будет так!

Приуныл петух:

- Охохонюшки... Придётся, курочка-лапушка, нам это дело как-то исправлять! Гребешок возвращать жалко, а вот жемчуга вернуть надо бы... Идём их всё-таки поищем.

Но драгоценные бусинки уже раскатали по своим подземным кладовкам мышки-норушки да кроты. И петух с курицей ничего, кроме дождевых червяков, не нашли ни по первому, ни даже по второму и по третьему разу...

Ищут они жемчужинки и теперь. Ищут вместе с цыплятами. А как завидят ястреба, так всем стадом бегут под крыльцо. А, спрашивается, почему? Да всё лишь потому, что петух и курица один лишь разок, но всё же позавидовали красоте чужой.

Чужой красоте позавидовали, а про свою - забыли. Ведь если бы они в самом начале спросили своих собственных цыплят: "Кто краше? Ястреб с гребешком и в ожерелье или мы - ваши родители, без гребешка и без ожерелья?" - то цыплята бы ответили вмиг: "Конечно, вы!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи.Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лис...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи. Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно, пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог. Формирование словаря. Учить подб...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1.  Приобщать детей к восприятию поэти...

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе Тема: « Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе  Тема: « Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».                 ...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Задачи:  познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать п...