консультации для родителей
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Игнашева Людмила Владимировна

консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

     Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно

пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить

немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в

значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального

социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое

начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время

из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом

и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

        Произведения устного народного творчества имеют огромное

познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию

образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество –

это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые

загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки,

перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки

сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей

предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова,

восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша

прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их

напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка

развивается речевой слух, произношение звуков.

       С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается

положительное отношение к режимным моментам: умывание,

причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

Утром можно проговорить:

Ой, люшеньки-люшки!

Нашему Иванушке!

Доброе утро! Доброе утро!

Утро с шутками, прибаутками!

От водички, от водицы всё улыбками искрится!

От водички, от водицы веселей цветы и птицы!

Таня умывается, Солнцу улыбается!

Во время приёма пищи:

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Знакомство с явлениями природы:

Уж ты зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьёт,

Вдоль по улице метёт.

Белым снегом замело

Все дороги на село,

Все дороги, все пути,

Ни проехать, не пройти.

      Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются

поговорки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут научиться

лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение

творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и

сочные описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить

наиболее распространенные поговорки и народные выражения. Если дети не

могут понять смысл некоторых из них, объясните им сами. После повторения

дети обычно хорошо справляются с этим заданием.

Утереть нос.(Сделать что-то лучше всех.)

Сидеть сложа руки.(Лениться.)

       Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей

может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка учит

анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать

вывод, проверять себя. Анализ загадки предполагает не только лучше

понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к

слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать

и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают

детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно

малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою

очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления,

фантазии, воображения.

Как составить загадку.

В первую очередь необходимо выбрать предмет или понятие, о котором

пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или

природное явление.

       Далее подумайте вместе с ребенком, чем отличается загаданный

предмет, животное или явление от других. Помогут специальные вопросы.

Какой он? На что похож? Когда это происходит? Каковы отличительные

признаки этого животного? Для чего это нужно или где используется? и т.д.

Названные ключевые черты и признаки загаданного предмета, явления

должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не

упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные загадки. Придумывая

стишок, учитывайте возраст ребенка.

Особой популярностью у детей пользуются загадки, основанные на

отрицании. Например, «Не собака, а в дом не пускает». Если не получается

придумывать рифмованные загадки, попробуйте вариант с отрицанием, он

намного проще для детей любого возраста.

На первых порах самостоятельно придуманные загадки могут быть

очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако польза

такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже

развивают чувство юмора.

      После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их

разгадывать, расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и

такие головоломки.

Пример: За чем во рту язык? (За зубами.)

За чем вода в бутылке? (За стеклом.)

         В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина

заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а

значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного

возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет

особую значимость.



Предварительный просмотр:

«Формирование у детей связной русской речи через

устное народное творчество»

        Устное народное творчество – это одно из средств духовно –

нравственного развития личности ребенка. Возвращение к этому в

детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как

губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными

по определению ученых. У ребенка формируется свой особый мир,

где есть место восторгу, страданию, любви, состраданию, тайнам.

Эстетическое воспитание ребенка, развитие его речи, богатство

языка, знание традиций, обычаев своего народа, любовь к отечеству

не будет полноценным без устного народного творчества.

Для самых маленьких воспитанников знакомство с устным народным

творчеством начинается с «малых фольклорных форм» - потешки,

считалочки, коротенькие сказки. Они влияют на развитие речи детей:

- обогащая словарь,

- развивая артикуляционный аппарат,

- фонематический слух,

- давая образцы для составления описательных рассказов.

Например:

- Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

         В детском саду, во время проведения непосредственной

образовательной деятельности, дети знакомятся с новыми словами,

народными чувствами и мыслями, развивают свою речь, начинают

проникать в область народного духа, родного языка. Подать это

можно в виде театральной игры, особенно когда дети еще не

привыкли к детскому саду и им тяжело расставаться с родителями.

Утром детей можно встречать необычной привлекающей внимание

игрушкой и приготовленной к ситуации потешкой, которая помогает

представить в картинках и рассказать о ее персонажах. Все вместе

дети учатся говорить и двигаться как герои потешки. У ребенка

возникают положительные чувства к воспитателю и своим маленьким

приятелям:

- Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили.

- Что вы, ручки, работали?

- Мы грибочки собирали.

- А вы, глазки, помогали?

- Мы искали да смотрели –

Все пенечки глядели,

Вот и Ванечка с грибком,

С подосиновичком!

        Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом,

например, потешки «Сорока – ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй

чеботок» доставляют радость и помогают детям самостоятельно

делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на

биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах

ног.

        Для более старших дошкольников можно использовать пословицы,

поговорки во время изучения сезонных изменений в природе,

проведения бесед о дружбе, семье, профессиях. Например:

- Труд кормит, а лень портит.

- Ласковое слово – что весенний день.

- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

- Готовь летом сани – зимой телегу.

        Еще народные потешки, прибаутки, переклички применяются во время

проведения традиционных национальных праздников: «Масленица»,

«Навруз», «Карга боткасы» (прилет птиц). Они дают возможность

глубже изучать, не забывать народные традиции. Дети получают

очень хорошее эмоциональное впечатление от проведения таких

праздников, в которых есть место и народным играм.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Как обучают детей звуковому анализу слов»

       Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

       Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

       Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.  

       Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

        Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

        Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

       Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

        Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим  

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

       Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

       Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

       Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

       В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

     Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...