Конспект НОД "Составление рассказа по картине "Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кузуб Наталья Геннадьевна

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием игровой, здоровьесберегающей технологий, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
«Составление рассказа
по картине «Зимние забавы»
(подготовительная к школе группа)
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
Программное содержание:
- Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.
- Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
- Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание, в подборе прилагательных.
-Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.

-Развивать память, внимание, логическое мышление;

-Воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.


Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество. Рисование», «Физическая культура», «Познание», развитие речи.

Методы и приемы: словесные методы (беседа, рассказ), наглядный, демонстрационный метод, метод игры. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: загадывание загадок; создание ситуации способствующей проявлению интереса к получению знаний; создание эмоционального фона. Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание картины
Материалы : картина «Зимние забавы», снежки из ваты- 20шт., Вещи (шапка, сандалии, кепка, шуба, коньки, санки, лыжи), доска, магниты, Холст, белые салфетки, снежинки из бумаги, мультимедийное оборудование.
Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д.

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, что мы сделаем? (Дети здороваются) . А теперь я попрошу ни на кого не отвлекаться, а со мною заниматься!

-Присаживайтесь на стульчики. Ребята, я  приготовила для вас загадки, вы хотите их разгадать? Тогда внимательно слушайте, только помните, что мы с вами не выкрикиваем, а поднимаем руку.  Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила
. (Зима). Слайд 1

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная ...(снежинка)Слайд 2

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.(Сугроб) Слайд 3

Заморозил чародей и озера и ручей

Холодом дышал и вот

Не вода в ручье, а … (лед) Слайд 4

Свяжет бабушка их внучке

Чтоб зимой не мерзли ручки

Сохраняют тепло сестрички

Шерстяные …. (рукавички) Слайд 5

Мы его слепили ловко

Глазки есть и нос морковка

Чуть тепло-заплачет вмиг

И растает … (снеговик) Слайд 6

Зацепилась за карниз

Головой свисает вниз

Акробатка- крохотулька

Зимний леденец … (сосулька) Слайд 7

Всякая здесь птица

В зимний холод угостится

На сучке висит избушка

Называется … (Кормушка) Слайд 8


Воспитатель:  Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии?

Дети: (о зиме).

Воспитатель:  Какое у нас сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы?

- Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой?

(На доске висят опорные картинки)

-Чем покрыта земля зимой?

-Какие бывают ветра?

-Какое солнце зимой?

-Что происходит зимой на реке?

-Какие стоят деревья?

- А что бывает только зимой? (снег)

- Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).

Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.
Хотите попробовать построить горку из слов?
Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится. (Воспитатель прикрепляет снежки из ваты на доску).
Воспитатель: Начинаем:
ЗИМА какая?
Снежная
Суровая
Морозная
Веселая Красивая
Нарядная
Холодная
Вьюжная и т.д.

СНЕГ какой?
Пушистый
Белый
Легкий
Мягкий
Холодный
Колючий
Рассыпчатый
Липкий
Хрустящий
Мокрый

НАСТРОЕНИЕ какое?
Веселое
Радостное
Праздничное
Грустное
Хорошее
Прекрасное
Плохое
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.
Сейчас мы с вами отправимся на прогулку.
Воспитатель показывает вещи (шапка, шуба, сандалии, коньки, кепка, санки, купальник и т. д.).
Посмотрите на вещи и скажите, что нам необходимо для прогулки зимой. (дети перечисляют).
Воспитатель: Давайте составим предложения с этими словами. (Дети самостоятельно составляют предложения).
Воспитатель: Мы говорили с вами про катание на санках зимой, и я вспомнила четверостишие:
Мчусь, как ветер, на санях,
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке. (Саша Черный)
Воспитатель: Ребята, в этом стихотворении есть слово, которое звучит одинаково, а может обозначать разные предметы. Подумайте и скажите, что это за слово, и в каком значении оно здесь употребляется.
Шапка – это головной убор.
- Верно, а какие еще значения слова шапка мы знаем?
Шапка у горы.
Шапка из снега на деревьях.

(Дети вспоминают стихотворение)??777?77?????
Игра
Воспитатель: Сейчас мы поиграем. Кто хочет быть снежинками. А кто хочет быть ветром?. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок – дует – ш – ш, снежинки – оседают.

Вос-ль: Я знаю, что вы очень любите зиму. Поэтому вам принесла интересную картину. Хотите на неё посмотреть?

Дети: Да

Воспитатель: Чтобы нам получше было видно, подойдем к ней.

Игра с «подзорной трубой» «Внимательные глазки»

Воспитатель: Давайте возьмем «подзорную трубу» (Иммитация руками). А кто мне скажет, что такое подзорная труба? Посмотрим вдаль, на картину расскажите мне, что вы видите? (Необходимо назвать как можно больше объектов)Дети: Девочка, мальчик. Собачка.

Вос-ль: Давайте придумаем, как их зовут.

Дети: Коля, Катя

Воспитатель: Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день.

Упражнение «Волшебство».-

Воспитатель: Ребята. Давайте закроем глаза и представим, что мы попали внутрь картины – расскажем о своих впечатлениях. Но ведь они не сразу здесь оказались, давайте с вами придумаем, что с ними присходило до того, как они здесь оказались. А что с ними может произойти после?

- Расскажите о своих чувствах. Ангелина, ты представила себя в этой картине? Как тебе там, что ты почувствовала? (спросить 2-3 человека)

Коллективное составление плана рассказа.

- С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима)

- О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)

- О чём будете рассказывать дальше? (О детях, о том, что они делают.) Во что они одеты?

- Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)

- Итак, ребята.

- Сначала вы расскажете о времени года.

-. Потом о погоде и природе.

- Затем, что делают дети, зачем дети пришли на горку, во что они одеты.

-В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.
- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).
-. Какое настроение вызывает у вас эта картина. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.

Примерные рассказы детей:

1 ребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.

2 ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша одевает ведро на снеговика. Аня принесла морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети поставили угольки. Очень красивый снеговик получился!

3 ребенок: Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.

Ребята. Сегодня мы с вами говорили об искусстве. Вам нравится рассматривать картины? А где можно увидеть много картин?( На выставке, в галерее) Кто их пишет?

-Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?(Художник)

-Какие верные друзья помогают художнику рисовать картины? (краски, кисти, холст, карандаши)

-Если взять темные мрачные краски- какая получится картина?

-А если веселые яркие?

Воспитатель:. Молодцы, ребята! А сейчас, мы будем художниками, нам нужно написать «Зимнюю картинку» на этом пустом ватмане /на ватман способом набрызга нанесена голубая краска/. А писать будем необычным способом, используя коллаж. /Распределяю задания между детьми : Даня, Максим, Леша вырезают из заготовок снеговика, Соня и Кристина  вырезают фигурки «детей», Саша и Егор вырезают елочки, Рома и Ксюша делают из бумажных салфеток снежные комки. /Во время коллективной работы вспоминаем с детьми беседу,  стихи о зиме/.
/По окончании работы  вырезанные фигурки наклеить на ватман./

Воспитатель: Молодцы, ребята! Прекрасная картина у нас получилась. Какое время года изобразили? Как можно назвать эту картину? /ответы детей/.

Воспитатель:. Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятие?

Дети:. /ответы детей/.

Воспитатель: Учились составлять рассказ по картине «Зимние развлечения». Да зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость и мы рады проказам матушки-зимы.

Молодцы, ребята,  умницы!

Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам. А от меня вам эти красивые снежинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Рассказ по сюжетным картинкам .Ст. возраст

Занятие по развитию связной речи детей с использованием ТРИЗ технологии.На основе последовательно выложенных серий картинок дети учаться составлять рассказ.Цель: развитие связной речи.Образовательные ...

Конспект родительского собрания "Игра - не забава"

Родительское собрание является важнейшей формой работы воспитателя с семьей малыша, средством повышения эффективности воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимние забавы"

Занятие для детей старшей группы, образовательная область "Художественное творчество"...

Конспект родительского собрания «Игра – не забава»

Конспект родительского собрания «Игра – не забава»...

Конспект НОД Рассказ по картине"Лиса и лисята"

Кон спект НОД по развитию речи в средней группе  составление рассказа по картине"Лиса и лисята" .Упражнять в составлении не большого рассказа.формировать речь Уметь придумать начало и конец расск...

Конспект открытой совместной деятельности. Игра - забава "На лесной полянке"

Данная работа представляет собой план-конспект открытого занятия с детьми младшей группы. Игра направлена на развитие двигательной активности и координации, снятие  эмоционального напряжения, рас...

Конспект "Составление рассказа "Зимние забавы" по сюжетной картине

Конспект "Составление рассказа "Зимние забавы" по сюжетной картине...