Рекомендации для родителей по развитию речи "Поговори со мною, мама!"
консультация (старшая группа)

Ковалева Татьяна Владимировна

Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей и форм родного языка происходит в дошкольный период и совершается это под непосредственным воздействием взрослых.

Существует множество приемов развития речи детей и присвоения язоковых особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_pogovori_so_mnoyu_mam.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 комбинированного вида

Истринского муниципального района

143530, Московская область,  г.Дедовск, ул.Победы, д.9                 тел.: 8 (49831) 7-77-58

   

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Тема: «Поговори со мною, мама!»

                                                                                                                                                                Воспитатель:

                                                                          Ковалева Татьяна Владимировна

                                                                         

г. Дедовск

2017г.

Консультация для родителей «Поговори со мною, мама»

Дорогие родители! Вы – первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая школа - это ваш дом, именно он окажет огромное влияние на то, что будет важным для ребенка в жизни, на формирование у него системы ценностей.

Не смотря на свою занятость и нехватку времени, родители должны с большой ответственностью подходить к воспитанию своего ребенка, активно принимать участие в его жизни, начиная с самого раннего возраста.

Мама - первая, кто передает опыт в  непосредственном  эмоциональном  общении. Она разговаривает с малышом, используя разную интонацию в голосе. Когда ребенок общается с матерью, отцом, старшими детьми или другими родственниками, он присваивает именно те жесты, мимику,  манеру              говорить, которые свойственны его семье. Хорошо, если в семье царят доброжелательность, любовь, искренняя забота друг о друге, взаимопомощь, тогда ребенок растет эмоционально защищенным, уверенным в себе, открытым и общительным. К сожалению, и довольно часто, бывает так, что в семье принят агрессивный и «сухой» стиль общения. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно.

Две вещи мы можем подарить своему ребенку на всю жизнь: одна - корни, другая - «крылья». Сколько бы мы не прожили, мы все равно возвращаемся к опыту детства. Интересно, что люди, добившиеся успеха, отмечают значимость того, что дано ребенку с детства.

Советы родителям

  • Радуйтесь Вашему малышу.
  • Разговаривайте с ребенком заботливым, спокойным тоном.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
  • Говорите с малышом короткими фразами.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Говорите медленно.
  • Будьте терпеливы.
  • Каждый день читайте ребенку.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
  • Будьте примером для малыша.
  • Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка.

Помните: проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем- то занимаются вместе.

«Поговори со мною, мама»

Рекомендации родителям.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

Играйте, гуляйте с ребёнком тогда, когда вы действительно настроены  общаться с ним. Время, проведённое с сыном или дочерью только по родительскому долгу, приносит мало радости обоим. Иногда родителям бывает трудно сообразить, о чём говорить с ребёнком, чем заняться с ним. Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он  сам за вас решит эту проблему.

Разговор - самая привычная форма общения взрослых. Дети вообще очень интересуются своими родителями, им хочется узнать, что вы делаете, когда не  бываете с ними. Вам, наверное, тоже интересно, что делает ребёнок в детском саду, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни.

Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться вместе с ребёнком. Возможно несколько вариантов:

  • Вы предлагаете ребёнку подключиться к выбранному вами занятию.

Участвуя в ваших делах, ребёнок познаёт мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребёнком, согласовать действия, даже самая трудная работа станет для него большим удовольствием. Главное – не задавить ребёнка своим авторитетом, опытом, «мудростью», оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упрёки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребёнка желание заниматься сообща с вами. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребёнка. Во - первых, он растёт и развивается, учится на своих ошибках сам. Во - вторых, если он был бы безупречным, он не был бы вашим ребёнком.

  • Вы вместе с ребёнком решаете, что делать, сообща придумываете интересное занятие.
  • Вы подключаетесь к детской деятельности.

Например, принимаете роль игрового партнёра ребёнка. 

Если  первые два варианта достаточно часто встречаются в семейной жизни, то о третьем этого не скажешь. Во всех случаях, если ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства;

Главным принципом в налаживании отношений с ребёнком должен стать принцип – безусловное принятие: любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение  - необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Подобные знаки безусловного принятия ребёнку нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.

Не всегда родители следят за своими обращениями к детям. По мере взросления у них прослеживается обида, одиночество, отчаяние. Они рассказывают о том, что родители с ними «не дружат», никогда не говорят «по – человечески», «тычут», «орут», используют только повелительные глаголы: «сделай», «убери», «принеси!» и т.д. В результате многие дети уже не надеются на улучшение обстановки дома и ищут помощи на стороне.  Если дело дошло до таких крайностей, крайностей для обеих сторон, ещё не всё потеряно: родители должны и могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

Помните!  Общение со взрослыми – самый мощный источник радостных переживаний для ребёнка.

Консультация для родителей

«Поиграй со мною, мама»

(игры, направленные на развитие речи детей)

         Знаменитый писатель и знаток детской психологии Корней Чуковский   совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть   величайший труженик нашей планеты» поскольку ему приходится,  за изумительно короткое время, овладеть своим родным языком.

      Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей и форм родного языка происходит в дошкольный период и совершается это под непосредственным воздействием взрослых.                                        

      В народной педагогике уже исстари существовало множество приемов развития речи детей и присвоения языковых особенностей. Это целая энциклопедия детских считалок, загадок, дразнилок, примет, стихов - перевертышей  и т.д.

     Что же можно посоветовать современным родителям, для того чтобы процесс развития речи проходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно?                                                      

    Помочь в этом вопросе могут всевозможные игры с конструктором, мозаики, пазлы, головоломки, изготовление аппликаций, бисероплетение, тесто пластика, лепка из пластилина и многое другое, и, конечно же, специальные упражнения для пальцев рук.

        Тренировку пальцев рук уже можно начинать в раннем возрасте: сюда входит массаж кисти рук, каждого пальчика и каждой фаланги. Проводится разминание,  и поглаживание ежедневно  в течение 2-3 минут. Упражнения следует подбирать с учетом возрастных особенностей. Для тренировки пальцев, могут быть использованы упражнения, как с проговариванием коротких стихов, так и без речевого  сопровождения. Например: «Пальчики здороваются», «Человечек» или «Замочек»: Щелк!- ладошки вместе. Щелк!- пальцы в замок, и другие.

Простые движения помогают  убрать напряжение не только самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В, общем, чем лучше работают пальцы рук и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

       Помимо этих обязательных упражнений можно практиковать и другие, но ненавязчиво в виде игры. Скажем на прогулке или перед сном, в качестве разминки при выполнении продуктивных видов деятельности  (рисовании, аппликации, лепки) или даже  во время  просмотра телевизионных передач, когда идут рекламные ролики.

            Например:

  1 .Сложите бумажную салфетку вчетверо и предложите ребенку, чтобы он выщипывал двумя пальцами маленькие кусочки со сгибов. После завершения процедуры оцените полученный узор, развернув салфетку.

Перекатывание граненого карандаша (на  прогулке палочки)

  2.  «В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие  они разные. Карандаши длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные. Ты рисуешь карандашами замечательные рисунки - яркие и веселые. А, что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в твоих руках умеют раскрашивать предметы на рисунках,  обводить контур, штриховать, писать буквы и цифры. А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь скоро ты пойдешь в школу, будешь писать в тетрадке. Нужно чтобы  твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми свой карандашик и поиграй с ним. Веселый Карандашик желает тебе успехов!»

«Прятки»:  Карандашик  пожимаю и ладошку  поменяю!    

«Ладошка»: Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.

«Волчок»: По столу круги катаю, карандаш не выпускаю.

«Подъемный кран»: Карандашик поднимаю, крепко пальцы  прижимаю.

  3.Можно предложить родителям такое пособие: подвесьте на ниточку бусину или небольшую пуговицу. Задание - каждым пальцем поочередно щелкать по «мишени».                          

  4.Пока мама занята рукоделием, ребенок может выкладывать из пуговиц или  ярких ниточек красивые узоры на столе, или укрепить на тонком слое пластилина. Пуговицы можно пришивать с помощью взрослого, получится очень оригинальное панно.

Нанизывание  различных по цвету и размеру пуговиц еще одно из занятий с ребенком.  Их можно нанизывать на нитку произвольно, получая красивые бусы, можно нанизывать сначала большие пуговицы, а потом поменьше или чередовать по цвету, форме.

Большую часть времени мама проводит на кухне, она занята приготовлением ужина. Дети как обычно крутятся рядом. В этой ситуации можно предложить игру «Помогаю маме», перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет посильную помощь родителям и потренирует свои пальчики.

 Или другой вариант: «Рисуем пальчиками по манке» - высыпать манку на разнос или неглубокую тарелку и предложить ребенку изобразить что либо.  Даже, если не получится ошибку легко исправить. А изготовление аппликаций с использованием круп вызывает особый восторг у детей и взрослых. Для этого необходимо заранее вырезать шаблон любого предмета, животного, цветка, намазать его клеем ПВА и украсить крупой. После высыхания поделки раскрасить.

 Под присмотром родителей ребенок может складывать из спичек (счетных палочек), колодец. Иногда его высота производит впечатление. Заодно подворачивается случай показать несколько простейших головоломок с перекладыванием спичек.    

 5.Пластмассовые прищепки могут стать отличным  массажером для пальцев и крыльями птицы, и когтистыми лапами зверя. Если прикрепить прищепки к плоскостным геометрическим фигурам и немного  пофантазировать, можно сконструировать солнце, человечка, елочку и т.д.    

  Игры с мячом помогут расширить словарный запас, освоить

грамматический строй речи,   познакомят детей с обобщающими понятиями.

  -Мяч бросай и четко фрукты называй.

  - Я знаю пять названий животных.

  -Лови да бросай - цвета  называй. Что  у нас какого  цвета – мы расскажем  всем об этом.

  -Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю (девочка играть; летать птица)    

     Речевая активность тесно связана с мыслительной деятельностью. Кроме того, речь  является лучшим средством внимания – ведь именно с ее помощью осуществляется планирование действий. Различные игры со словами, ролевые и творческие задания для развития речи, специальные упражнения познакомят малыша с буквами и подготовят его к школе.

     Можно посоветовать замечательную игру «Угадай – ка», если надо скоротать время в долгой поездке или очереди. Загадайте,  какой  ни будь предмет и в двух словах опишите его ребенку, назовите его цвет, размер. Пусть ребенок попытается угадать, о каком предмете вы думаете. Если он не догадался, дайте ему еще одну подсказку, например, назовите форму. Продолжайте так, пока    предмет не будет угадан. Далее можно поменяться ролями.

                             

Игра «Найди пару»

   На столе, или полу разложить предметы, которые обычно ассоциируются друг с другом, например, ботинок и шнурок, карандаш и бумага, вилка и тарелка, мочалка и мыло, зубная паста и щетка, расческа и заколка.  Предложите ребенку подобрать пару и объяснить свой выбор.

Игра «Угадай что случится?»

   Найдите интересную книжку. Начните  читать ее ребенку и остановитесь, не дойдя до конца. Спросите ребенка, чем, по его мнению, она закончится? Пусть он придумает несколько вариантов концовки. Затем дочитайте книгу. Сравните, насколько  окажется версия, предложенная ребенком,  близка к авторской. В этой игре возможны варианты: посмотрите половину мультфильма, остановите его и обсудите с ребенком, что случится с героями дальше и чем все закончится.

Игра «Рифмованные слова»

Поможет ребенку понять, что такое рифма. Необходимо придумать слово, которое легко рифмуется с другим, например «кот». Начинайте медленно хлопать в ладоши, повторяя в такт хлопками, «кот, кот, кот». Пусть ребенок вместе с вами хлопает в одинаковом ритме. Теперь попросите его повторить рифму к слову кот, например «рот, рот, рот», а сами в это время продолжайте хлопать. По очереди придумывайте еще больше рифм к этому слову, не переставая хлопать и не меняя ритма хлопков.  Когда рифмы закончатся, можно выбрать другое слово и другой ритм хлопков. Попробуйте более длинные и сложные слова, например, «речка, свечка, печка».

Игра «Говори и слушай»

    Большинству детей нравится слушать свой собственный голос в записи. Запишите рассуждения ребенка на какую, ни будь тему на магнитофон: «Что было сегодня в детском саду?» или, «Какой подарок, я хочу получить на день рождения». Послушайте, что получилось. Выберите другую тему, но  на этот раз пусть ребенок говорит очень низким или очень высоким голосом, или  попробуйте  спародировать какого – ни будь из героев мультфильма.  

    Посоветуйте родителям разговаривать с детьми как можно больше на разные темы, разговаривать с ними постоянно о, всех событиях, спрашивать ребенка обо всем. Главное – постоянно вызывать его на разговор.

   Посоветуйте родителям, каждый день делится с ребенком впечатлениями о музыке,  об интересной книге, о людях, погоде, обо всем, что волнует их. И в ответ на это раскроется не только душа малыша, но и его речь. Ребенок, поначалу подражая, а потом, становясь все самостоятельнее в суждениях, станет интересным собеседником.

BD21303_Bleistift

ПОГОВОРИ СО МНОЙ…О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как эту речь развивать. Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может описать самую простую картинку, о чем-то рассказать…»

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, объясняли, говорили – не ребенок. «Речистость» у всех детей разная: одних детей не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

BD21322_

КАКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ МОЖНО РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ?

  1. Рассматриваете ли Вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
  2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать  последнее в нем слово.
  3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
  • какими словами, красками можно описать время года;
  • назови слово-предмет, слово-действие, слово-цвет, только веселые слова;
  • расскажи о предмете, какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;
  • играйте в игру «Хорошо – плохо»: что хорошего в Бабе Яге? Что плохого? Что хорошего в болезни? Что плохого? Что хорошего в дождике? Что плохого?;
  • играйте в слова с противоположным значением( антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т.д.;
  • играйте в слова, где меняется только один звук: почка- точка-дочка-ночка-кочка… ;
  1. Предложите ребенку пересказать сказку,рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
  2. Играйте в игру «Найди ошибку»( В лес растут грибы. Шишки растут на березе. И т.д.)
  3. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала( короткого, как утро), середины ( длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
  4. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

ПОМНИТЕ! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун» сразу «скисает».                                                                                                

                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Поговори со мною мама"

Материал будет полезе родителям детей дошкольного и школьного возраста....

Рекомендации родителям На тему: «Поговори со мною, мама»

Рекомендации родителям На тему: «Поговори со мною, мама» · Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и...

Рекомендации родителям на тему: «Поговори со мною, мама».

Рекомендация родителям по речевому развитию детей....

Семинар – практикум для родителей и детей «Поиграй со мною, мама»

Цель: Сложить у участника целостное, развёрнутое, системное знание о роли развития мелкой моторики у детей раннего  возраста. Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных пр...