Конспект "Заюшкина избушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Белякова Вера Ивановна

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие».

Тема: Творческое рассказывание. Придумывание конца сказки «Заюшкина избушка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zayushkina_izbushka.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 36 «Аленький цветочек»

Группа компенсирующей направленности № 11

для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие».

Тема: Творческое рассказывание. Придумывание конца сказки «Заюшкина избушка».

Подготовила: воспитатель Белякова В.И.

Городской округ город Выкса, Нижегородская область

Задачи:

Образовательные: 

помочь придумать другую концовку к сказке «Заюшкина избушка», используя метод каталога. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Упражнять в умении устанавливать простейшие причинно- следственные связи.

Развивающие: 

развивать творческое воображение; способствовать развитию мышления в упражнениях:1.по монотаблицам, 2.по схеме- загадке; развивать фонематическое восприятие; навык речевого дыхания; мелкую моторику рук; умение регулировать силу голоса.

Воспитательные: 

воспитывать умение сопереживать, желание придти на помощь.

Методические приемы:

Словесные: художественное слово - загадка; стихи; вопросы к детям; звукоподражание.

Практические: обследование предмета; работа на «волшебной дорожке»; путешествие по схеме- загадке.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, игрушки; показ положения органов артикуляционного аппарата при обучении правильного звукопроизношения.

Эвристический: творческое рассказывание детей, зарисовывание сказки.

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок; игры - драматизации; дидактические игры «История в картинках»; «Что сначала, что потом»; «Составь рассказ по картине»; «Знаешь ли ты сказку». Дыхательные гимнастики. Артикуляционные гимнастики. Речевые игры: «Живые слова»; «Когда это бывает»; «Опиши предмет»; «Исправь ошибку».

Оборудование:

оформление группы: макеты деревьев; книжный уголок задрапирован под пенёк; лесная поляна; игрушка - заяц; «чудесный мешочек»; схема - загадка; карандаши; цветные кружки (жёлтые и синие); «монотаблицы» из картона.

Перед занятием в группе проводится влажная уборка, проветривание.

Дети собираются в раздевалке.

Воспитатель: «Ребята, о чём мы говорим с вами на этой неделе? (ответы детей). Мы с вами продолжим изучать весну в лесу (дети с воститателем проходят в группу).Послушайте стихотворение Ирины Гуриной о весеннем лесе (во время чтения стиха звучит тихая музыка «Песня жаворонка» -Глинка).»Воспитатель читает художественное слово

«Мы пришли в весенний лес

Он полон сказок и чудес

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою

Кто в душе твоей таится

Что за зверь

Какая птица

Всё открой - не утаи

Ты же видишь – мы свои».

Воспитатель: «А кто из вас, ребята, знает, что же бывает весной в лесу?» (ответы детей). Если дети затрудняются ответить –задаю наводящие вопросы:

1.А почему снег тает?

2. Почему просыпаются медведи и ежи?

3. Кто вспомнил лесные цветы? (ответы детей).

Воспитатель: «Какой свежий воздух в лесу! Сделаем глубокий вдох носом, задержим дыхание - продолжительный выдох ртом (чтобы было слышно)».

Воспитатель вместе с детьми проводит дыхательную гимнастику 2 раза.

Воспитатель: «Вдруг поднялся в лесу сильный ветер, лес зашумел (фонограмма «Шум леса» - без пения птиц ).

Зашумел лес сначала тихо, громче, громче (упражнение «Лес шумит»).

Дети выполняют звукоподражание, а воспитатель прислушивается, проверяет положение языка , силу звучания, громкость голоса. Индивидуальная работа с Андреем, Олегом, Максимом ( язычок вверху за зубами).Шум леса смолкает.

Воспитатель обращает внимание на мешочек (лежит под деревом).

Воспитатель удивлённо: «Ребята, в лесу кто –то мешочек потерял? Что там может быть?». Воспитатель проводит дидактическую игру обследование «Чудесный мешочек».Дети обследуют мешочек зрительно, осязательно, обонятельными органами чувств; определяют размер и вес.

Воспитатель: «Слушайте подсказку

Не барашек и не кот . Шубу носит круглый год. Шуба серая для лета. Для зимы другого цвета?» Отгадку вынимает из мешка ребёнок. В лапах у зайца записка: схема – загадка.

Воспитатель читает текст записки: «По лесу прямо вы пойдёте, направо свернёте, мою сказку найдёте».(показ схемы – загадки детям).

Дети на ковре выстраиваются друг за другом, идут «по лесной дорожке» согласно схеме – загадке. Подходят к книжному уголку. Узнают книгу сказок по иллюстрации «Заюшкина избушка».

Воспитатель:» Из какой сказки пришёл Заяц?» - ответы детей. Речевой диалог. Воспитатель –заяц: «Ребята, вспомните, почему я в сказке плачу?»

Ответы детей по содержанию сказки.

Воспитатель: «Зайчик, не плачь, мы с детьми поможем тебе, мы вместе придумаем новый необычный конец твоей сказки».

Дети вместе с зайцем проходят на «лесную поляну». (на поляне приготовлены цветные кружки, карандаши, «волшебные дорожки».

Воспитатель: «Ну-ка , дети, 1, 2, 3, новую сказку сочини. А поможет нам «Волшебная дорожка». (перед началом сочинения воспитатель напоминает фрагмент сказки. «Жили- были лиса и заяц.У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна- красна.У лисы избушка растаяла. Попросилась лиса к зайцу переночевать и его из избушки выгнала.

Воспитатель :будем зарисовывать сказку отвечая на вопросы. Каждый придумает свой ответ и его зарисует, чтобы зайчик был весёлый, радостный и не плакал в новой сказке. Слушайте вопросы.

  1. Что доброго могла сделать лиса в новой сказке?
  2. С кем подружился заяц?
  3. Как они стали жить?

«Наша сказка начинается». ( дети рисуют план сказки).

Индивидуальная работа с Егором, Андреем, Дианой – помочь выбрать символы

Воспитатель: « А сейчас отдохнём, зайчик приглашает вас на «Зайкину зарядку». Физкультминутка. (авторская разработка М. Ю.Картушиной).

«Быстро, заинька, вставай и зарядку начинай

Зайка весело шагает, ножки выше поднимает   (шаг марша)

Зайка прыгает и скачет по дорожке, словно мячик   (подскоки)

Он на пяточках шагал, носик кверху поднимал

(ходьба на пятках, руки за спиной, голова поднята вверх)

На носочки Зайка встал и в ладоши хлопать стал

( 1- встать на носки, хлопнуть в ладоши над головой

2- вернуться в о. с.) Повторить 2 раза. «

Воспитатель: «Свою сказочку берите и её вы расскажите, а Зайчик послушает».( рассказы детей по « волшебной дорожке»).

Индивидуальное сочинение сказки     2-3 детей.

(воспитатель помогает тем, кто затрудняется начать сказку –фрагмент.

Сказка оценивается, используя цветные кружки. Цветные кружки помогут в конце занятия оценить результативность работы каждого ребёнка. Дети объясняют почему выбрали тот или иной цвет.

Руслан «Жёлтый круг- хорошо. Жёлтый цвет- это цвет яркого солнца»

Лера «Синий круг- не очень хорошо. Это цвет тучи. Надо постараться».

Воспитатель:» Вам понравилась прогулка в лесу? Что вам показалось сегодня самым интересным? Что было сложным? (ответы детей).

Воспитатель в роли Зайца «Вы стали настоящими сказочниками. Ну, а мне пора прощаться. Сказка новая опять вас детишки будет ждать».

(Игрушка- заяц остаётся на пеньке вместе с книгой «Заюшкина избушка»).

Воспитатель: « А нам, дети, пора возвращаться в детский сад».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада «Заюшкина избушка»

Конспект занятие по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада.Изготовление избушки путем скручивания квадрата в трубочку....

"Новый год" "Заюшкина избушка"

Сценарий на Новый год для младшей группы....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"

Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....

Конспект занятия "Заюшкина избушка"

Комплексное занятие по закреплению знаний о зимних явлениях природы, расширяет и обогащает словарный запас детей, воспитывает любовь к живому....

проект: "Что у бабушки в избушке?"

Представленные материалы могу быть использованы  коллегами  при подготовке к  творческому проекту Представленный  проект расчитан на неделю. Проведен с детьми подготовительной груп...

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Построим избушку для лисички» по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развитие продуктивной деятельности через аппликацию, формирование целостной картины мира.Задачи:- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;- закреплять названия геометрических фиг...