Методика диагностики связной речи у детей 4-5 лет (средняя группа)
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Методика диагностики связной речи у детей 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика диагностики связной речи у детей 4-5 лет (средняя группа)

Нормы развития связной речи:

Ребенок 4-5должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать небольшой текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

1.Беседа с ребёнком.  Целью беседы является установка контакта с ребёнком, выявление уровня владения фразовой речью.

Примерный перечень вопросов:

1.Как тебя зовут?

2.Сколько тебе лет?

3.Где ты живёшь?

4. Как зовут маму? Папу?

5. Какие у тебя есть игрушки?

6. Куда ты ездил летом? Что ты там видел?

7. Какое сейчас время года? Как ты догадался?

Во время беседы следует отметить какими языковыми единицами владеет ребёнок, какими ответами пользуется (однословными, фразовыми), насколько развёрнута его речь, правильна ли она по содержанию? Как ребёнок оформляет отдельные слова и предложения (грамматически и фонетически).

В процессе беседы большое внимание уделяется самостоятельным высказываниям.

Диагностика самостоятельной монологической речи

1. Составить предложения по сюжетным картинкам:

  • мама купает малыша.
  • Дедушка читает газету.
  • Мама одевает ребёнка.
  • Мальчик играет в кубики.
  • Дети катаются на санках.

Проба выполнена верно — высокий уровень

Проба выполнена с 1-2 наводящими вопросами  взрослого — средний уровень

Проба выполнена по наводящим вопросам взрослого — низкий уровень.

Ребёнок перечисляет предметы, нарисованные на картинке, связного высказывания нет — навык не сформирован

2. Составление описательного рассказа.

  • По предмету (рассмотреть предмет и рассказать о нём)
  • По картинке (рассказать о предмете на картинке)
  • Описание предмета на основе представлений о нём (кошка, пирамидка)

  Пользуется разными видами прилагательных, использует их без помощи педагога; не отмечается аграмматизмов; развёрнутое высказывание — высокий уровень.

  Пользуется одним видом прилагательных; рассказ из нескольких предложений; подбирает прилагательные с помощью наводящих вопросов — средний уровень.

  Составляет предложения не более чем с одним определением, использует прилагательные «бытового уровня» (цвет, форма, величина), рассказ примитивен — низкий уровень

  ребёнок не справился с заданием даже при наличии помощи: перечисляет отдельные признаки предмета, рассказа нет — навык не сформирован.

3. Пересказ прослушанного рассказа

 

Ёжик

Миша и Коля ходили в лес. Там они увидели ёжика. Мальчики положили ежа в шапку и принесли домой. Друзья напоили зверька молоком. Потом Коля отнёс ёжика обратно в лес.

Критерий смысловой ценности:

Рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья — высокий  уровень.

Допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей — средний уровень.

Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершён — низкий уровень.

Отсутствие описания ситуации — навык пересказа не сформирован

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств — высокий уровень.

Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичные поиски слов, неточность словоупотребления — средний уровень.

Наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств — низкий уровень.

Рассказ не оформлен  - навык пересказа не сформирован.

Критерий самостоятельности выполнения заданий:

Самостоятельный пересказ после первого предъявления  - высокий уровень.

Пересказ с минимальной помощью (1-2 вопроса) — средний уровень.

Составление рассказа после повторного прочтения со стимулирующей помощью — низкий уровень.

Задание не выполняет    - навык пересказа не сформирован


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказка как средство формирования связной речи у детей 4–5 лет (средний дошкольный возраст)»

Ориентируясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, была проведена работа по развитию связной речи  по средствам сказок.Цель:  доказать, что сказки являются эффективн...

Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста

Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста...

Методика формирования связной речи у детей в ДОУ

материал разработан для семинара. в помощ педагогам и воспитателям, где подробно описываются методы и приемы формирования связной речи детей....

Презентация "Методика формирование связной речи у детей с ОВЗ"

Методика формирование связной речи у детей с ОВЗ...

Презентация "Методика формирования связной речи у детей с ОВЗ"

Методика формирования связной речи у детей с ОВЩ...

Диагностика связной речи у детей с ОНР в основу её положены методики: М.А. Поваляевой, Н.С. Жуковой

Методика М.А. Поваляевой направлена на выявления способностей детей подбирать точные и употреблять обобщающие слова.  Включает в себя 4 задания:1. Классификация понятий.Материал: 30 картинок с из...