Конспект занятия в старшей группе "В гостях у Мухи -Цокотухи"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Котова Екатерина Александровна

Создание условий для грамотного использования воспитанниками всех частей речи, правильного произнесения распространённых предложений. Подготовка к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровень речевого развития, дизартрия.

ОРО «Речевое развитие».

Лексическая тема: «В гостях у Мухи –Цокотухи».

«На лесной полянке».

Педагогические технологии, используемые в процессе коррекционной работы: здоровьесберегающие, технология развивающего обучения, технология разноуровневого обучения, технология ИКТ, игровая технология.

Цель занятия: Создать условия для грамотного использования всех частей речи и правильного произнесения распространённых предложений. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- обобщить и расширить знания о насекомых:

— упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям;

— учить употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

Коррекционно-развивающая:

- развитие диалогической речи;

- развитие ротового и речевого дыхания;

- совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений;

- профилактика дисграфии:

- развитие звукового, слогового анализа и синтеза:

- анализ и синтез предложения;

- развитие пространственного ориентирования на плоскости;

- развитие слухового внимания, логического мышления:

-различение неречевых звуков:

 Коррекционно-воспитательная:

—  воспитывать у детей умение работать в коллективе.

-воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, ноутбук, демонстрационный экран, проектор, магнитная доска,  коврограф, карточка, с буквами (написанными правильно и не правильно), пластмассовые тарелочки, трубочки для коктейля ( на каждого ребёнка), манка,  карточки –слоги слова паук ( с другой стороны картинка паук), карточки – слова предложения, презентация к занятию.

Предварительная работа:

Актуализация и расширение знаний о насекомых.

Разгадывание и толкование загадок о насекомых.

Пересказ рассказа «Как кузнечик помогал слабым».

Просмотр мультфильма.

Игра в бирюльки.

Ход занятия

1. Мотивация к деятельности.

Дети заходят в кабинет, здороваются с гостями.

На мониторе появляется видео ролик (фрагмент мультфильма «Как кузнечик помогал слабым»).

_Ребята, я прилетел к вам из сказки, чтобы пригласить вас на сказочную лесную полянку, к моим друзьям, насекомым.

2. Решение ситуации.

Логопед: Что будем делать? Примем приглашение кузнечика?

Дети: Примем и отправимся на лесную полянку.

Логопед: а как мы туда доберёмся? И на чем?

Дети: На машине.

На электричке. и т.д.

Логопед: Послушайте загадку и попробуйте отгадать, на чём мы отправимся в гости на лесную полянку.

По дороге дом идет,

Далеко он все везет.

У него на ножках

Черные сапожки.

Дети: Это автобус.

(На экране появляется автобус)

Логопед: Что нужно сделать пассажиру, когда он вошел в автобус?

Дети: Пассажир долдон купить билет.

Логопед: А билеты на наш автобус лежат   лежат в волшебном мешочке.

(Дети достают билетики из «чудесного мешочка», логопед читает вопросы, дети отвечают и получают билетик).

3. Развитие диалогической речи. 

Вопросы:

  1.  Сколько ног у насекомых?

У насекомых шесть ног.

  1. Из скольких частей состоит тело?

Тело насекомых состоит из трёх частей: голова, грудь и брюшко.

(показать на кортике части)

  1. Как передвигаются насекомые?

Насекомые могут ползать, прыгать летать. Обычно у них две пары крыльев.

  1.  Как спасает насекомых яркая окраска?

Яркая окраска многих насекомых предупреждает других животных о том, что они несъедобны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов.

  1. Как называется домик муравья?

Картинки: дупла будка муравейник)

  1. Послушай, внимательно и скажи, кто лишний?

Бабочка, паук, стрекоза, муравей.

Все получили билеты, и в путь.

Дети отдают билеты водителю.

(Слайд 2) Автобус (2 щелчка).

Дети идут по кругу повторяя движения за логопедом.

(слайд 3).

Логопед: Вт и лесная полянка. Сейчас появится героиня одной сказки. Но что-то её не видно!

Давайте попробуем отгадать, кто сейчас появится?

(СЛАЙД 4)

Посмотрите на экран, здесь спрятано имя нашей гостьи.

4 Развитие звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слов. Профилактика дисграфии.

- Посмотрите и скажите:

 - Сколько звуков в этом слове?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных?

- Почему вы так решили?

- Узнайте последний гласный по артикуляции (А).

- Зачеркните на карточке все неправильно написанные буквы, и вы отгадаете следующий гласный (У).

-  Давайте отгадаем первый согласный звук.

При произнесении этого звука
— губки сомкнуты без напряжения раскрываются от воздуха, который проходит через них;

 — воздух выходит через нос;

 Звук М.

Логопед: А что вы ещё можете рассказать про этот звук?

Д: Звук М – звонкий.

Может кто-то догадался, какое слово спрятано?

Давайте прочитаем, что получилось.

Дети читают появляется картинка (щелчок).

Логопед: Кто появился?

Д: Муха -Цокотуха.

Логопед: К Мухе –Цокотухе на лесную полянку пришли гости.

5. Развитие силы ротового дыхания.

На столах на тарелках лежат картинки, покрытые манкой.

Логопед: Давайте узнаем, кто к ней пришёл! Возьмите трубочки для коктейля, сделайте губы трубочкой, глубоко вдохните носиком, и медленно выдыхайте воздух через трубочку на картинку и появятся гости Мухи –Цокотухи.

(губы трубочкой, щёки не надуваются).

Дети называют насекомых на своих картинках и прикрепляют их на доску.

К Мухе пришла стрекоза и т.д.

  Так кто же пришёл в гости к мухе?

Назовите общим словом.

Дети: в гости к мухе пришли насекомые.

6. Развитие пространственного ориентирования на плоскости

(слайд 5)

Логопед: Гости Мухи –Цокотухи сели на цветок.

Назовите, кто сидит в середине цветка? (Пчела)

В левом верхнем углу? (божья коровка).

В правом верхнем? (бабочка).

В левом нижнем? (стрекоза)

В правом нижнем? (кузнечик).

(слайд 6).

  1. Развитие слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка с чтения слов. Профилактика дисграфии.

Логопед: Вот идёт ещё один гость. Посмотрите на доску давайте прочитаем, что здесь написано?

УК  ПА

Дети читают слоги.

Логопед: У нас получились слово?

Дети: Нет.

Логопед: Что нужно сделать, чтобы получилось слово?

Дети: Переставить слоги местами. (выполняют без зрительного контроля).

Логопед: Прочитайте, что получилось?

ПАУК

Логопед: Давайте перевернём картинку и проверим.

(На обороте картинки со слогами нарисован паук).

Гости испугались паука и убежали кто куда.

Давайте вспомним, кто где сидел и вернём гостей на свои места.

(ЩЕЛЧОК). (слайд 6).

8. Развитие тонкой моторики. Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

(слайд 7).

Логопед: Пчела хочет угостить муху и гостей сладким нектаром.

Давайте поможем пчеле собрать нектар.

Дети садятся за стол «полянку», подхватывая бирюльку дети  по очереди отвечают на вопрос логогпеда.

Логопед: Не торопитесь, старайтесь аккуратно собирать, чтобы не потерять нектар. Игра «Угадай, кто, что делает?».

 (На цветке высыпаны бирюльки, дети по очереди берут «нектар» и складывают в соты).

Порхает (кто?) — бабочка

Жужжит (кто?) -  муха

Звенит (кто?) - комар

 Собирает мед (кто?) - пчела

 Жалит -  шмель

Ползает - жук

Прыгает- кузнечик

  Заворачивается в кокон    - гусеница

(слайд 8 щелчок - Муха пропадает)

Ой смотрите! Паук утащил нашу Муху –Цокотуху!

Паук вернёт муху, если мы выполним его задания.

9.  . Физкультминутка.

(Выполнение движений по тексту стихотворения).

Давайте пройдём по полянке и поищем Муху Цокотуху.

Я шагаю по полянке —

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка — добрый гномик —

На себе таскает домик.

Вот стоит высотный дом —

Муравьи хлопочут в нем.

Е. Серова

Много насекомых нам встретилось, а Мухи –Цокотухи нет.

Логопед. Вы со всеми заданиями справились. Муха –Цокотуха свободна комар победил паука.

Но вот где же муха? Давайте прочитаем слова, составим предложение. И узнаем, где Муха.

10. Анализ и синтез предложения. Совершенствование навыка чтения.

Профилактика дисграфии.

Логопед: Возьмите по одной карточке, прочитайте, что на них написано.

(Дети читают и выставляют на доску).

Логопед ещё раз читает слова.

Ребята, скажите у нас получилось предложение?

Дети: Нет.

Логопед: Почему?

Дети: Слова не дружат.

Логопед: Давайте подружим слова и составим предложение.

Какое слово будет первым?

Дети: Муха.

Логопед: Почему?

Дети: Это слово написано с заглавной буквы.

Логопед: Теперь получилось

Дети составляют предложение. В конце точка.

Логопед: Теперь слова дружат, предложение получилось.

Муха у сосны.

Посмотрите на нашу полянку, видите сколько на ней насекомых!

Ребята и помните о том, что в природе все насекомые нужны, не нужно ловить бабочек, кузнечиков, жуков.

Нужно беречь любить природу.   (СЛАЙД 9)

(Щелчок)

На прощанье послушайте звуки лесной полянки. 

(ЩЕЛЧОК).

А нам пора возвращается обратно в детский сад.

12. Релаксационная пауза.

Внимательно слушайте мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Волшебный сон закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!»

 Внимание... Наступает волшебный сон...

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем... (Два раза.)

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... засыпают... (Два раза.)

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется. (Два раза.)

Дышится легко... ровно... глубоко...

Длительная пауза.

Дети выводятся из волшебного сна:

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали...

(Громче, быстрее, энергичнее:)

Хорошо нам отдыхать!

 Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

 Потянулись! Улыбнулись!

 Всем открыть глаза и встать!

13. Рефлексия.

Логопед:

Вот и детский сад.

Логопед берёт «микрофон».

Ребята, расскажите, где мы с вами побывали, кого встречали на лесной полянке?

В какие игры мы играли?

Кого мы встретили на полянке?

Как мы их назовём одним словом?

Что помогло нам найти Муху –Цокотуху»? (дружба)

Насекомые вам приготовили маленький сюрприз (наклейки с изображением насекомых)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Общеразвивающие задачи:1.    Формировать представления о насекомых в среде обитания.2.    Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

1.                        Формировать представления о насекомых в среде обитания.2....

Конспект занятия по синтезу искусст "Гости для Мухи Цокотухи"

Конспект занятия по синтезу искуств по теме "Гости для Мухи Цокотухи" для детей второй младшей группы...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Общий развивающие  задачи:Формировать представления о насекомых в среде обитания.Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.Учить интонационно-выразительному...

Конспект ООД в старшей группе.Тема: «Приключения Мухи - Цокотухи»

данный материал будет полезен воспитателям старшей группы и родителям. Конспект познавательной деятельности направлен наформирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия в старшей группе на тему "Муха - Цокотуха"

Оказывается, «Муха - Цокотуха» празднует свой 100 - летний юбилей в 2023 году. Сказка, написанная автором всего за несколько часов 29 августа 1923 года, пользуется огромной популярностью с...