консультация для воспитателей
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Узянбаева Гульбика Ахметовна

консультация для воспитателей по развитию пространственной ориентировке детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Алёнушка»

Консультация

для воспитателей

«Развиваем пространственную ориентировку и чувство ритма»

                       Провела

                                                                                                  Узянбаева Гульбика Ахметовна.

РАЗВИВАЕМ ПРОСТРАНСТВЕННУЮ ОРИЕНТИРОВКУ И ЧУВСТВО РИТМА.

Письмо связано, с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Поэтому в старшем дошкольном возрасте воспитатель уделяет значительное внимание развитию пространственных ориентировок. Дошкольники должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.

С этой целью воспитатель использует игры на развитие и закрепление умения ориентироваться в пространстве. В его речи, обращенной к детям, часто употребляются точные пространственные термины.

Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей в тетради, расположением строк, с тетрадным листом в линейку и в клетку). Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», «нижний (правый или левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая строка» и т. д., должны быть хорошо знакомы будущим школьникам. Для закрепления этих выражений и пространственных ориентировок используются игровые упражнения типа «Куда ускакал зайчик?». На магнитной доске воспитатель двигает в разных направлениях фигурку зайчика, а дети называют, где он находится (в каком углу, на какой строчке), затем ребята передвигают фигурку зайчика на своих листах бумаги либо по указанию воспитателя (он сам проверяет точность выполнения задания), либо сами выбирают направление движения фигурки и сообщают всем, куда спрятался зайчик.

Вызывает интерес детей и игра-соревнование, когда одновременно к доске (к двум «полям») выходят по два ребенка — представители двух команд, например команды тигров и команды слонов. Воспитатель отдает приказы- задания на перемещение животных, и каждый ребенок старается быстрее поставить свою фигурку (слона или тигра) в нужное место. Побеждает тот, кто точнее и быстрее всех выполнит задания.


Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клеток, зарисовка геометрических фигур и т. д.), требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клетки, расстояния между фигурами.

Воспитатель использует диктанты, закрепляющие умение детей ориентироваться на плоскости. На тетрадной странице под диктовку взрослого дети зарисовывают определенные значки. Например, в правом верхнем углу рисуют кружок, в левом нижнем углу — два кружка, в начале второй строки рисуют палочку и т. д. Задания постепенно усложняются. Оценивая детские работы, воспитатель получает важную информацию о том, умеют ли ребята ориентироваться на листе бумаги.

Овладение письмом связано с освоением чувства ритма. Его развитию способствуют различные танцевальные и физкультурные движения под музыку, требующие от детей согласованных действий. Полезны упражнения, в которых согласуются движения и речь. Это могут быть считалки. Воспитателю надо следить, чтобы слова сопровождались точным указательным движением руки водящего. Считалки произносятся в разном темпе, и соответственно меняется быстрота движения руки. Остальные дети слушают и наблюдают, правильно ли согласует слова и движения водящий. Шуточные считалки и скороговорки делают это упражнение веселым и увлекательным.

Ритмичность движений и графические навыки развиваются в графических упражнениях. Например, упражнение «Дождь». Дети рисуют разный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от дождя капли рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек. При этом графические движения сопровождаются словами «кап-кап», которые воспитатель или ребенок у доски произносит в быстром или медленном темпе.


РАЗВИВАЕМ ГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму? Это, прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование — рисование орнаментов, узоров. При этом ребенок практически осваивает изображение различных элементов узора, познает приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, над, под, посредине и т. д.), учится правильно определять направление линий и движения руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно), знакомится с ритмическим, композиционным построением орнаментов, развивает глазомер. Все это имеет самое непосредственное отношение к подготовке к письму.

Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Воспитателю необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Нередко можно видеть целые альбомы, раскрашенные ребенком небрежно, без соблюдения контуров изображений, отдельными штрихами, ломаными линиями и т. д. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать старательно, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления. Можно предложить детям раскрашивать одну картинку по очереди. Пока один раскрашивает, другой успевает отдохнуть.

Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством воспитателя. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (оно не должно превышать 0,3 — 0,5 см).

Для упражнения в штриховке могут использоваться готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов.


В работе с шестилетками в настоящее время успешно используются линейки- трафареты геометрических фигур, фигурные линейки (лекала). Вначале дети ощупывают трафареты указательным и средним пальцем. Затем, положив трафарет (фигурную линейку) на лист бумаги, левой рукой прижимают его к бумаге, а правой карандашом обводят контур фигуры. После того как дети научились обводить контуры фигур, они приступают к их штриховке. Способ штриховки показывает воспитатель.

Учитель-новатор Е. Н. Потапова успешно применяет работу с линейками- трафаретами и штриховкой в подготовке к письму шестилегок. Она советует составлять с помощью трафаретов целые картины (праздничный салют, аэродром, метро). Каждая картинка обыгрывается с детьми, обсуждаются способы штриховки. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы. Основные направления штриховки: сверху вниз, слева направо (но не справа налево!), снизу вверх. Линии могут быть прямыми, наклонными, волнистыми и т. д. У каждого ребенка должен быть свой альбом для штриховки.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо, доводить параллельные линии в определенном направлении, например, игра «От дома к дому». На доске или на листах бумаги в разных местах (слева с права, вверху внизу) рисуются разноцветные домики. Задача ребенка — точными прямыми линиями соединить между собой домики одинакового цвета или формы. При этом линия должна рисоваться одним росчерком, по возможности прямо, затем параллельно ей рисуется такая же линия так, чтобы все домики были соединены ровными дорожками. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, а затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действие словами: «От домика к домику, от домика к домику».

Игра «Кто быстрее — кто ровнее?» упражняет детей в точности и координации графических движений. Она может" проходить как соревнование двух групп детей. У каждой команды — доска, на которой воспитатель рисует мелом две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной линией слева направо.


Задача детей — сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии. Побеждает та команда, у которой линии проведены ровнее и быстрее.

Аналогично проходит игра «Парашютисты». В верхней части доски рисуется несколько разноцветных точек (это парашютисты), внизу небольшой круг — место их приземления. Задача; точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.

Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений (овалов, линий, крючков, треугольников). В тетрадях в линейку воспроизводятся элементы письма. Графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо.

В начале каждого занятия надо показать детям (на доске или на листе бумаги), как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем эго движение отрабатывается, имитируется в воздухе. Потом дета воспроизводят отработанное движение, обводя по пунктирной копии образец элемента и самостоятельно.

Через 2 — 3 минуты непрерывного письма (ребенок обычно за это время заполняет одну-две строки) следует перерыв:        физкультурная пауза,

рассматривание работ, затем заполняются еще две строки.

На следующем занятии, через два дня, опять воспроизводится на трехчетырех строках прежний элемент. Осваивать более одного элемента в неделю не следует. Занятия проводятся три раза в неделю.

Постоянно надо следить за позой ребенка во время письма. Мебель должна соответствовать его росту, при этом согнутые в коленях под прямым углом ноги твердо стоят на полу или подставке. Расстояние от тетради до глаз устанавливается так: рука, согнутая в локте, опирается на стол, а кончики пальцев касаются уголка глаза. Свет падает слева.


Чтобы у детей не пропал интерес к занятиям, они могут проходить в виде игры «Лесная школа». Дети принимают на себя роли лесных зверушек, а воспитатель становится медведем-учителем. В игровой роли дети выполняют разные графические задания: зарисовывают узоры на бумаге в клетку, пишут письма друг другу с помощью разных условных значков, воспроизводят знакомые элементы письма, разнообразные способы штриховки.

Для развития графических навыков в старших группах хорошо иметь доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...