Развитие речи детей во время занятий физической культурой
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Маракаева Светлана Евгеньевна

             Речь – один их самых сложных, многоэтапных психических процессов, которым человек начинает овладевать с момента рождения. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. 

         Однако, в отличие от многих других психических процессов, самостоятельное развитие речи, без поддержки и помощи взрослого практически невозможно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо обращать внимание на развитие речи воспитанников не только в процессе образовательной деятельности, связанной непосредственно с речью дошкольников, но и в трудовой, игровой деятельности и даже в процессе физического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_na_zanyatiyah_po_fizicheskoy_kulture.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Речь – один их самых сложных, многоэтапных психических процессов, которым человек начинает овладевать с момента рождения. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. 

        Однако, в отличие от многих других психических процессов, самостоятельное развитие речи, без поддержки и помощи взрослого практически невозможно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо обращать внимание на развитие речи воспитанников не только в процессе образовательной деятельности, связанной непосредственно с речью дошкольников, но и в трудовой, игровой деятельности и даже в процессе физического воспитания.

Развитие речи детей во время подвижных игр и занятий физической культурой

        Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться его сокровищами. Как часто это требование нарушается, и даже не по незнанию языка, а просто по неряшливости речи. Мы забываем, что точность языка способствует точности восприятия и отчетливости мышления.

        Тихеева Е. И. в книге «Развитие речи детей» утверждает, что развитие речи тесно связано с деятельностью детей. Творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Одиноко играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающей средой.

        Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3-4-летним детям трудно.

        Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения – уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще не знакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение.

        Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или иное игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитатель сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха. Тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.

        Неисчислимы те знания, умения, которые ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игру детей мы должны в первую очередь приспособить к интересам развития их языка.

        Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд. Если взять за исходные точки для развития языка детей, с одной стороны, явления, над которыми дети производят пассивные наблюдения, а с другой – трудовые процессы, в которых они сами участвуют, то путь, открывающийся во втором случае, несомненно, приведет к более ценным достижениям. Представления, получаемые не исключительно чувственным, но и действенным путем, всегда более глубоки и отчетливы. Дело руководителя – своевременно связывать такие представления со словом, а в итоге, когда трудовой процесс закончен, потребовать от ребенка словесного отчета в том, что им было сделано. И как много интересного дают такие отчеты в смысле уяснения как речевой способности ребенка, так и степени активности и сознательности, которые были ребенком проявлены. При этом одно обыкновенно обусловливает другое.

        Значение ручного труда в воспитании никто теперь не оспаривает. Но трудом не  пользуются как могущественным средством для развития речи детей. Между тем каждая работа, каждый вид ручного труда, проделанного самим ребенком, должны служить материалом для словесных упражнений.

Ребенок сделал собственноручно лодочку. Этого мало. Он должен уметь передавать словом точно, ясно, сжато все постепенные фазы своей работы, толково применяя все технические выражения: отрубить, спилить, распилить, остругать, отполировать, склеить, склепать, выдолбить; корма, киль, нос, руль, уключины, весла, мачта, парус и пр.

        Так и физкультурные занятия дают хорошую возможность поупражняться в подборе однокоренных слов: влезать, залезать, подлезать, пролезать; ходить, проходить, выходить, заходить, подходить. Кроме того, на занятиях по физической культуре детям необходимо запомнить и при необходимости назвать большое количество атрибутов, снарядов, тренажеров: скакалки, обручи, мячи, гимнастические лестницы, скамейки, гантели, флажки, беговые дорожки, велотренажеры и др.

        В своей статье «О значении физвоспитания в развитии учебной деятельности», Н.В.Полтавцева выделяет осознание дошкольниками способа выполнения задания, отчленение задачи «что делать» от задачи «как делать» в качестве основной предпосылки учебной деятельности. Автор пишет, что для того, чтобы ребенок осознал свои действия, необходимо научить его слушать, проговаривать порядок выполнения элементов упражнения, подчинять свои действия правилам и адекватно оценивать результат своей деятельности.

        Поэтому на занятиях по физической культуре мы широко используем прием проговаривания предстоящей деятельности (ребенку дают карточку, на которой изображена схема упражнения, и предлагают рассказать: что изображено и как правильно выполнить данное упражнение). Этот прием позволяет не только осознать свои действия, запомнить порядок выполнения элементов упражнения, но и помогает развивать речь ребенка.

        Адекватно оценивать результат своей деятельности помогает анализ занятия. При этом анализирует не воспитатель, а сам ребенок (воспитатель в конце занятия предлагает детям вспомнить: что у них получилось хорошо и над чем нужно еще поработать). Это позволяет не только формировать правильную самооценку у ребенка, но и способствует развитию его речи.

        «Умение понять и принять поставленную задачу и направлять усилия на ее решение, - пишет Н.В.Полтавцева,- осваивать различные способы действий, оценивать целесообразность их использования в конкретных условиях формируется на физкультурных занятиях уже в младшем дошкольном возрасте. Проявление таких качеств, как способность воспринимать указания взрослого и его подсказки, выделять главные компоненты для достижения положительного результата, оценивать свои действия – все это свидетельствует о готовности ребенка заниматься учебной деятельностью, в том числе и на занятиях по развитию речи, математике...»

        Таким образом, физкультурные занятия в дошкольных учреждениях служат не только для развития физических качеств, умения владеть собственным телом, но способствуют успешному формированию всех компонентов учебной деятельности и являются хорошим средством развития речи дошкольника.

        Как правильно организовать подвижную игру, чтобы не только развивать физические качества детей, не только закреплять пройденный материал в процессе образовательной деятельности, но и развивать речь? Приведём пример организации подвижной игры, а также образовательной деятельности по физической культуре.

        Проводится подвижная игра «Ловишки с лентами» в подготовительной группе.

Воспитатель предлагает поиграть и просит рассказать правила.

-Мы берем ленточки и встаем вдоль стены, а ловишка старается нас поймать после сигнала, который подает С. Е.

В о с п и т а т е л ь. Что нельзя делать в игре?

-Нельзя нарушать правила.

-Нельзя держать ленточку руками.

-Нельзя дотрагиваться друг до друга руками.

-Нельзя  продолжать игру после сигнала.

В о с п и т а т е л ь. А что будет, если ловишка взял ленту после сигнала?

-Это не правильно! Ее мы не будем считать!

В о с п и т а т е л ь. А что же нужно делать, чтобы ловишка не взял у вас ленту?

-Надо уворачиваться!

-Можно бегать спиной вперед. Так ты перехитришь ловишку, потому что не нарушишь правила и сбережешь ленту.

В о с п и т а т е л ь. (Показывает карточку.) Что нужно делать, если ловишка все-таки взял ленту?

-Нужно взять мяч и отбивать его пока не закончится игра.

(После игры воспитательница просит каждого ребенка проанализировать свои действия и действия товарищей.)

-Я правила не нарушал, а Сережа держал ленту руками и не давал ее ловишке.

-А я только не услышал сигнал после игры, но зато я ни разу не попался ловишке, я его перехитрил.

-А Коля (мальчик, выполняющий роль ловишки) догонял только Игоря, он с ним договорился.

В о с п и т а т е л ь. Он нарушил правила? Почему?

-Потому что надо взять как можно больше ленточек, а он бегал только за одной.

Конспект образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной группе

Содержание упражнения

Дозиров.

Темп

Методические указания

В.Ч

О.Ч

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

З.Ч.

Ходьба по дорожкам.

Обычная ходьба.

Ходьба с высоким подниманием колена.

Ходьба в полуприседе.

Ходьба на носках.

Обычная ходьба.

Бег на месте.

Обычный бег.

Бег с захлестом голени.

Поскоки.

Обычный бег.

Обычная ходьба.

Дыхательные упражнения «Насосы»,

«Гуси шипят».

Перестроение через середину зала из одной шеренги в пары.

ОРУ парами:

«Руки в стороны-вверх»

И.П.: О.С, лицом друг к другу, взявшись за руки, руки опущены.

1- поднять прямые руки в стороны,

2- поднять руки вверх,

3-опустить руки в стороны,

4- И.П.

«Перетягивание друг друга»

И.П.: сидя лицом друг к другу, взявшись за руки.

1- один тянет на себя другого, при этом  ложится на спину, другой наклоняется, не расцепляя рук,

2- то же в другую сторону,

3-4- то же.

«Хлопки с поворотом туловища»

И.П.: стоя спиной друг к другу, ноги на ширине стопы, руки опущены.

1- не отрывая ног от пола повернуться к партнеру и дотронуться до его ладоней,

2- то же в другую сторону,

3-4- то же.

« Ноги скрестно»

И.П.: сидя лицом друг к другу, взявшись за руки, ноги скрестно.

1- встать, не расцепляя рук,

2- сесть, не расцепляя рук,

3-4- то же.

«Прыжки ноги врозь-скрестно»                       И.П.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

В.: прыгать ноги врозь-скрестно.

Перестроение из пар в одну шеренгу.

ОВД: (способ организации: «круговая тренировка»)

Бросание мяча от груди в кольцо из исходного положения «стойка баскетболиста» с расстояния в две гимнастические палки. Ведение мяча одной рукой.

Кувырки из глубокого приседа.

Упражнение у гимнастической стенки с лыжным тренажером.

Подлезание под дугами разной высоты, самостоятельно выбирая способ подлезания (расстояние между дугами – 5 стоп).

Ходьба по гимнастической скамейке в глубоком приседе с двумя набивными мячами в руках.

Подвижная игра «Ловишки с лентами».

I вариант: выбирается один ловишка, по сигналу дети разбегаются, ловишка пытается взять ленту. Кого осалили выполняет задание по карточке.

II вариант: выбираются двое ловишек, они садятся в круг. Остальные идут по кругу, пока воспитатель держит зеленую ленту. Как только воспитатель поднимает красную ленту, дети разбегаются и ловишки стараются поймать  ленты. Как только воспитатель поднимает снова зеленую ленту, игра заканчивается. Кого осалили снова выполняет задание по карточке.

III вариант: выбирается один или двое ловишек, дети встают на скамейку. По сигналу дети спрыгивают со скамейки и стараются увернуться от ловишки. При этом воспитатель до начала игры говорит детям о том, за расставленные кегли или кубики не забегать (уменьшение площади). Игрок, у которого забрали ленту снова выполняет задание по карточке.

Дыхательные упражнения

«Надуем шар»,

«Трубач».

Анализ занятия.

1мин

30сек

20сек

20сек

20 сек

10сек

10сек

30сек

30сек

20сек

20сек

10сек

6раз

6раз

6раз

8раз

8раз

6раз

10+10+10

6раз

8раз

8раз

6раз

5раз

6раз

6раз

Умер.

Умер.

Умер.

Умер.

Умер.

Умер.

Медл.

Медл.

Умер.

Умер.

Медл.

Умер.

Медл.

Медл.

Умер.

Умер.

Умер.

Медл.

Умер.

Медл.

Медл.

Дети заходят в зал, останавливаются перед стендом с планом зала.

- Ребята, это план нашего зала, здесь изображено все, что мы сегодня будем делать на занятии.

(Предлагает детям рассказать).

-Мы будем бросать мяч от груди в кольцо из исходного положения «стойка баскетболиста»;

-Будем кувыркаться, не вставая на голову и сильно отталкиваясь ногами;

-Будем заниматься на лыжном тренажере;

-Подлезать под дугами разной высоты, используя разный способ подлезания;

-Ходить по скамейке в глубоком приседе, держа два набивных мяча в руках.

-Внимательно рассмотрите план и запомните все, что здесь изображено.

Дети проходят и строятся в одну шеренгу.

- Сейчас вам нужно пройти по дорожкам и по команде перейти на обычную ходьбу. Со сменой музыки вам нужно перейти на ходьбу с высоким подниманием колен, руки на поясе; затем на ходьбу в полуприседе; на ходьбу на носках, руки в стороны; на бег на месте; на обычный бег; на бег с захлестом голени; на поскоки и снова на обычный бег с переходом на ходьбу.

- Напра-во! По дорожкам марш!

Дети самостоятельно со сменой музыки меняют вид ходьбы и бега.

-Развернули плечи, спина прямая, голова прямо.

-Идем как «петушки», колени выше, спина прямая, носок тянем.

-Как будто «сели на стул», спина прямая, ноги мягко ставим.

-Спина прямая, руки как «полочки» ровные, пальцы вместе.

-Спина прямая, руки согнуты в локтях. В таком темпе переходим на обычный бег.

-Дышим через нос. Бег легкий, на носках, как «мышки».

-Стараемся достать пятками до ягодиц.

-Легко отталкиваемся, колени выше, носок тянем.

-На месте стой! Раз-два! Переходим к дыхательным упражнениям.

-Напра-во! В обход по залу шагом марш! Берем коврики и снова строимся в одну шеренгу.

-Через середину зала парами стройся!

Дети перестраиваются парами, раскладывают коврики.

-Упражнения мы будем выполнять по схемам. Внимательно рассмотрите схему, обратите внимание на исходное положение.

- Спину держим ровно, руки прямые.

-Упражнение в правую сторону начинай!

-К стене упражнение начинай!

-Спина прямая, прыжки легкие, на носках начинай!

-Закончили упражнения! Через середину зала в одну шеренгу стройся!

Дети кладут коврики и перестраиваются в одну шеренгу.

-Каждая пара берет себе карточку, по которой будет выполнять упражнение и один из пары рассказывает что изображено на карточке-схеме и как правильно выполнить упражнение.

-Нале-во! К снарядам марш! Снаряды готовь!

-Нужно отмерить расстояние от стены палкой, встать в «стойку баскетболиста»- ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, мяч в руках у груди.

 -Бросить мяч в кольцо, затем вести мяч одной рукой.

-Кувыркаться нужно сильно отталкиваясь ногами, не вставать на голову, прижимая подбородок к груди.

-Нужно встать к стенке, ноги на ширине стопы, спина прямая, руки свободно вставить в петли тренажера. Опускать и поднимать прямые руки, следить за спиной.

-Нужно отмерить расстояние между дугами в пять стоп, подлезать разными способами в зависимости от высоты дуги.

-Нужно взять мячи, встать на скамейку, присесть; идти, держа спину и голову прямо.

-Закончили упражнения! Снаряды по местам!

- Ребята, сейчас мы будем играть в «Ловишки с лентами». Давайте вспомним правила.

-Нужно выбрать ловишку загадкой или считалкой. По сигналу все разбегаются, а ловишка пытается поймать как можно больше ленточек. В этой игре нужно уворачиваться.

-А что нельзя делать во время игры?

-Нельзя держать ленту руками, нельзя дотрагиваться до ловишки и играющих, нельзя брать ленту после сигнала.

-Посмотрите на карточку: на ней изображено то, что будет делать тот, у кого взяли ленту

-У кого взяли ленту, тот отбивает мяч.

 

- Ребята, а теперь мы поиграем немного по-другому. Теперь у нас будет двое ловишек (показывает карточку). Что они будут делать?

- Они будут сидеть внутри круга. Все остальные будут идти по кругу, пока поднята зеленая лента. Как только вы поднимите красную - все разбегаются, а ловишки ловят ленту. Поднимите зеленую ленту - игра прекращается. Кого осалили выполняет задание по карточке.

 

-А теперь мы снова поиграем по-другому (показывает другую карточку). Что будем делать теперь?

-Выберем ловишку, остальные встают на скамейку. По сигналу все игроки спрыгивают со скамейки и разбегаются. Но теперь главное увернуться от ведущего, не забегая за расставленные кегли. У кого забрали ленту, выполняет задание по карточке.

-Ребята, а теперь по очереди и не повторяясь каждый из вас скажет чем мы сегодня занимались.

А теперь, что у каждого из вас получилось, а что не получилось и над чем нужно поработать.

Дети отвечают на вопросы и уходят из зала под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа педагогов и родителей по созданию у детей мотивации к занятиям физической культуры и спортом. (Из опыта работы).

Основной целью взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста является: Объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей...

Консультация для родителей «Развитие речи детей во время прогулки летом»

Консультация для родителей «Развитие речи детей во время прогулки летом»...

"Использование кинезиологических средств в режиме дня детей и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации"

В этом материале раскрывается актуальность проблемы использования кинезиологических средств в режиме дня детей и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации. Представлены...

Консультация для родителей по развитию речи детей 3-4 лет (звуковая культура речи)

Консультация для родителейпо развитию речи детей 3-4 лет(звуковая культура речи)...

О важности дисциплины во время занятий физической культурой и в жизни

Коротко важности дисциплины во время занятий физической культурой и в жизни...

Использование элементов спортивных танцев во время занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста

В статье говорится о применении элементов спортивных танцев вовремя занятий физической культурой, о значении танцев для здоровья детей. Также разработан перспективный план использования элементов спор...