Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Петрищева Татьяна Дмитриевна

Влияние русского  народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.

Всеми признано, что развитие речи детей – это одна из основных задач дошкольной педагогики.

Развитие речи невозможно без эмоциональных впечатлений ребёнка, без знакомства с окружающим миром. Родной язык является благодатной и естественной почвой для развития мыслительных способностей человека, расширяется его культура. Это особенно важно помнить как педагогам, так и родителям. Не осознано увлекаясь потешками, присказками, приговорками детский ум быстро привыкает к простате эстетических требований и чистоте нравственных побуждений, узнаёт, что такое истинно народный язык, знакомится с меткими выражениями и художественно верными описаниями природы и явлениями окружающей жизни.

Ребёнок раннего возраста чутко откликается на потекши, приговорки, попевки.

Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует малыша, организует его поведение.

Попевки и приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышал маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении. В период адаптации маленький ребёнок скучает по дому, маме, не способен к общению в угнетённом состоянии. Потешна помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом. Правильно подобранная потешна помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувства симпатии к пока ещё чуждому для него человеку, отвлечься и успокоиться.

 В своей группе раннего возраста мы решили как можно шире применять фольклорный материал во всех видах деятельности и в режимных моментах.

  Представим себе утро. Наш малыш просыпается, и мы ему говорим:

           « Вот проснулся петушок, встала курочка,

              Просыпайся мой дружок, встань мой Юрочка».

 

Ребёнок потягивается а ему приговаривают:

        « На кота потягушки, на дитя порастушки,

           А в роток говорушок, а в голову разумок,

           А в ручки хватушки, а в ножки ходушки».

Усаживая завтракать:

 

       « Гуси, гуси, гуленьки,

          Прилетели гуленьки,

          Стали гули говорить,

          Чем Ванюшу накормить,

          Один скажет – кашкою,

          Другой – простоквашкою,

          Третий – скажет молоком

          И румяным пирожком».

 

Ребёнок поел, отдохнул, теперь ему надо подвигаться, походить:

     

          « Встань малыш, ещё разок,

             Сделай маленький шажок.

             Топ – топ !

             Ходит мальчик наш с трудом,

             Первый раз обходит дом.

             Топ – топ!»

 

Или:

            « Уходи с дороги кот,

              Наша деточка идёт,

              Топ – топ, топ – топ, топ – топ – топ!

              Наша деточка пойдёт,

              Низа что не упадёт.

              Топ – топ, топ – топ, топ – топ – топ!»

 

Ребёнок старается – надо похвалить его:

        

             « Ой, мой маленький, ненаглядненький,

                Мой хорошенький, мой пригоженький».

Малыши часто капризничают, когда одеваются на улицу, и когда мы его одеваем, приговариваем:

          

           

 

             « Вот они сапожки:

                Это – с левой ножки, это – с правой ножки,

                Если дождик пойдёт,

                Наденем сапожки:

                Это – с левой ножки, это – с правой ножки,

                Вот как хорошо!»

Выйдя на улицу, понаблюдаем за окружением, поговорим с солнышком или дождиком:

        « Солнышко, солнышко,

           Выгляни в окошко,

           Ждут тебя детки,

           Ждут малолетки!»

Или:

          « Дождик, дождик,

             Полно лить ,

             Малых детушек мочить!»

 

Увидели насекомое:

            « Светик – светлячок,

               Посвети в кулачок,

               Посвети немножко,

               Дам тебе горошка,

               Кувшин молока и кусок пирога».

Или:

          « Мотылёк – ветилёк,

             Принеси нам ветерок,

             От ворот поворот,

             Гнать кораблик в ручеёк».

 

Увидел грибы, ягоды в лесу:

        

          « Ух ты бор – борок, дай ягод, коробок,

             Грибов кузовок, орехов мешок!»

 

А сколько радости доставляет детям купание и подпрыгивание в воде, в это время можно приговаривать:

 

            « Чашки, чашки, поварёшки,

               Искупалися матрёшки, бульк!»

 

Появились цыпки на руках у ребёнка: в старину их лечили сливочным маслом, приговаривая:

           « Цыпа, цыпа, под порог!

              Дам вам маслица комок,

              Пышки, лепёшки, тараканьи ножки».

Если ребёнок болеет и капризничает, то говорили:

         « У лисы были, у медведя были,

            А у Петеньки боли уйдите за горы».

Или:

          « Цыть, цыть, не плачь, несёт котик калач!

             Недалече на мостике несёт калач на хвостике».

Купая больного ребёнка приговариваем:

     

      « С гуся вода, с лебедя вода,

         С моего дитя вся худоба –

         На густой лес,

         На большую воду,

         На гнилую колоду».

Не заметно прошёл день, пора укладываться спать, а он не может угомониться, тогда говорим ласковые слова:

        « Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,

           Петушок не кричи и Ванюшу не буди.

           Мой Ванюша будет спать,

           Да большой вырастать.

           А поспит по дольше – вырастит побольше».

 

Если ребёнок в позднее время просится гулять, говорим:

      « Не ходи за селом – там Яга с помелом,

         Не ходи во потьмах – сидит Бай в кустах».

Многолетний опыт позволяет утверждать, что русский народный фольклор играет существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста. Общение взрослого с ребёнком этого возраста отличается особенной эмоциональностью. Через художественные образы происходит знакомство ребёнка с окружающим миром, закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайны природы и величие человеческого духа. Это только начало жизненного пути . И пусть же в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтичного творчества.

 

 

 

              

         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние русского  народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.

Всеми признано, что развитие речи детей – это одна из основных задач дошкольной педагогики.

Развитие речи невозможно без эмоциональных впечатлений ребёнка, без знакомства с окружающим миром. Родной язык является благодатной и естественной почвой для развития мыслительных способностей человека, расширяется его культура. Это особенно важно помнить как педагогам, так и родителям. Не осознано увлекаясь потешками, присказками, приговорками детский ум быстро привыкает к простате эстетических требований и чистоте нравственных побуждений, узнаёт, что такое истинно народный язык, знакомится с меткими выражениями и художественно верными описаниями природы и явлениями окружающей жизни.

Ребёнок раннего возраста чутко откликается на потекши, приговорки, попевки.

Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует малыша, организует его поведение.

Попевки и приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышал маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении. В период адаптации маленький ребёнок скучает по дому, маме, не способен к общению в угнетённом состоянии. Потешна помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом. Правильно подобранная потешна помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувства симпатии к пока ещё чуждому для него человеку, отвлечься и успокоиться.

 В своей группе раннего возраста мы решили как можно шире применять фольклорный материал во всех видах деятельности и в режимных моментах.

  Представим себе утро. Наш малыш просыпается, и мы ему говорим:

           « Вот проснулся петушок, встала курочка,

              Просыпайся мой дружок, встань мой Юрочка».

Ребёнок потягивается а ему приговаривают:

        « На кота потягушки, на дитя порастушки,

           А в роток говорушок, а в голову разумок,

           А в ручки хватушки, а в ножки ходушки».

Усаживая завтракать:

       « Гуси, гуси, гуленьки,

          Прилетели гуленьки,

          Стали гули говорить,

          Чем Ванюшу накормить,

          Один скажет – кашкою,

          Другой – простоквашкою,

          Третий – скажет молоком

          И румяным пирожком».

Ребёнок поел, отдохнул, теперь ему надо подвигаться, походить:

     

          « Встань малыш, ещё разок,

             Сделай маленький шажок.

             Топ – топ !

             Ходит мальчик наш с трудом,

             Первый раз обходит дом.

             Топ – топ!»

Или:

            « Уходи с дороги кот,

              Наша деточка идёт,

              Топ – топ, топ – топ, топ – топ – топ!

              Наша деточка пойдёт,

              Низа что не упадёт.

              Топ – топ, топ – топ, топ – топ – топ!»

Ребёнок старается – надо похвалить его:

         

             « Ой, мой маленький, ненаглядненький,

                Мой хорошенький, мой пригоженький».

Малыши часто капризничают, когда одеваются на улицу, и когда мы его одеваем, приговариваем:

           

           

             « Вот они сапожки:

                Это – с левой ножки, это – с правой ножки,

                Если дождик пойдёт,

                Наденем сапожки:

                Это – с левой ножки, это – с правой ножки,

                Вот как хорошо!»

Выйдя на улицу, понаблюдаем за окружением, поговорим с солнышком или дождиком:

        « Солнышко, солнышко,

           Выгляни в окошко,

           Ждут тебя детки,

           Ждут малолетки!»

Или:

          « Дождик, дождик,

             Полно лить ,

             Малых детушек мочить!»

Увидели насекомое:

            « Светик – светлячок,

               Посвети в кулачок,

               Посвети немножко,

               Дам тебе горошка,

               Кувшин молока и кусок пирога».

Или:

          « Мотылёк – ветилёк,

             Принеси нам ветерок,

             От ворот поворот,

             Гнать кораблик в ручеёк».

Увидел грибы, ягоды в лесу:

         

          « Ух ты бор – борок, дай ягод, коробок,

             Грибов кузовок, орехов мешок!»

А сколько радости доставляет детям купание и подпрыгивание в воде, в это время можно приговаривать:

            « Чашки, чашки, поварёшки,

               Искупалися матрёшки, бульк!»

Появились цыпки на руках у ребёнка: в старину их лечили сливочным маслом, приговаривая:

           « Цыпа, цыпа, под порог!

              Дам вам маслица комок,

              Пышки, лепёшки, тараканьи ножки».

Если ребёнок болеет и капризничает, то говорили:

         « У лисы были, у медведя были,

            А у Петеньки боли уйдите за горы».

Или:

          « Цыть, цыть, не плачь, несёт котик калач!

             Недалече на мостике несёт калач на хвостике».

Купая больного ребёнка приговариваем:

     

      « С гуся вода, с лебедя вода,

         С моего дитя вся худоба –

         На густой лес,

         На большую воду,

         На гнилую колоду».

Не заметно прошёл день, пора укладываться спать, а он не может угомониться, тогда говорим ласковые слова:

        « Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,

           Петушок не кричи и Ванюшу не буди.

           Мой Ванюша будет спать,

           Да большой вырастать.

           А поспит по дольше – вырастит побольше».

Если ребёнок в позднее время просится гулять, говорим:

      « Не ходи за селом – там Яга с помелом,

         Не ходи во потьмах – сидит Бай в кустах».

Многолетний опыт позволяет утверждать, что русский народный фольклор играет существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста. Общение взрослого с ребёнком этого возраста отличается особенной эмоциональностью. Через художественные образы происходит знакомство ребёнка с окружающим миром, закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайны природы и величие человеческого духа. Это только начало жизненного пути . И пусть же в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтичного творчества.