Конспекты НОД. Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе "Зима. Какая она?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Акатышева Светлана Михайловна

Конспект открытой НОД по развитию речи "Зима. Какая она?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytaya_nod_po_razvitiyu_rechi_zima.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

для детей подготовительной группы.

                                         

Тема: «Зима. Какая она? »

                                                                              Подготовила: воспитатель

                                                                          МДОУ д/с № 23 «Солнышко »

                                                                          Акатышева Светлана Михайловна

Цель: формирование разносторонних представлений о времени года зима.

Задачи:  

1. На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.

2. Развивать  умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы; обогащать словарь, развивать образную речь детей.

Закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.

Развивать воображение детей через создание художественного образа зимы, развивать творческую фантазию, самостоятельность в составлении композиции из различного материала.

3. Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус дошкольников.

Материал: иллюстрации с изображением зимних пейзажей, картина Шишкина «Зима», использование музыки, снежок, затонированный ватман, клей, кисточки, гуашь, вата, белый мохер. 

Предварительная работа: чтение художественной литературы о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, беседы о зиме, наблюдения в природе, разучивание песен, стихов.

                                             

                                               Ход занятия.

Звучит тихая музыка, дети входят в группу, встают в круг.

Ребята, поздоровайтесь с гостями. Я знаю, что вы со взрослыми умеете здороваться по-разному (Добрый день, доброе утро, как у вас дела, как настроение)

- А сейчас поприветствуйте друг друга так, как вы хотите.

- Как ты предлагаешь поздороваться Ксюша?

- Как ты хочешь поздороваться Дима?

- Давайте сейчас возьмёмся за руки и друг другу улыбнёмся!

- Проходите, рассаживайтесь на стульчики.

- Ребята наше сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, а вы внимательно послушайте и постарайтесь отгадать:  

                           Тройка, тройка прилетела.

                           Скакуны в той тройке белы

                           А в санях сидит царица - белокожа, светлолица

                           Как махнула рукавом- Всё покрыла серебром!

- Как вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке? Правильно о зиме.

- Какими словами о ней говорится? Что обозначают эти слова?                              

- Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Какое это чудесное время года! Зимой природа так красива! И о ней, о зиме, русский народ придумал множество пословиц. А вы знаете пословицы о зиме?

 Дети читают пословицы.

- Люди ждут прихода зимы, потому что это время, когда можно отдохнуть после летних и осенних забот. А еще зима радует людей веселыми новогодними праздниками, пушистым снегом, лыжами и санками.

- Помните, как мы с вами ждали прихода настоящей зимы? Так хотелось поиграть в снежки, слепить снеговика, прокатиться с горки на санках!

- О красоте зимней природы написано много стихотворений. Вот как говорит о приходе зимы А.С.Пушкин:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл,  – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

- Вам понравилось стихотворение?

- Ребята, вспомните, а какие чувства вы испытали, когда увидели, что к нам пришла настоящая зима?

- Ребята, а может быть кто-то из вас прочитает стихотворение о зиме?

- Когда вы будете слушать стихотворение, запомните все красивые слова и выражения, которые придумал поэт про зиму.

 (ребёнок читает наизусть)

- Какими словами украсил поэт стихотворение? ( ответы детей)

- Не только люди ждут зимы, сама природа ждет зимы, потому что зима и для нее – время отдыха. Спит зимой лес, спят многие лесные обитатели.

- Скажите, а вам нравится зима? А какая бывает зима?

- Давайте поиграем с вами в игру: я вам буду бросать снежок, а вы мне его возвращать вместе со словом, характеризующим какая бывает зима.  (Ответы детей: белая, снежная, холодная, красивая, колючая, пушистая, искрящаяся, серебряная, волшебная,…   )

- Не только поэты сочиняют произведения о зиме, но и композиторы музыканты сочиняют музыку. Давайте одно из таких произведений послушаем. Послушайте произведение композитора Вивальди « Времена года» - Зима.

- Понравилось вам произведение?

- Какую зиму вы представляли, слушая эту музыку? (Красивую, сверкающую, блестящую)

- Какая музыка по характеру? ( светлая, спокойная, убаюкивающая)

- Правильно, слушая музыку, мы можем представить такую картину: светит солнышко, и снежинки, словно волшебные огоньки, переливаются в его лучах, искрятся на солнышке.

- Я предлагаю вам прослушать ещё одно музыкальное произведение Чайковского « Январь » и под музыку изобразить то, что вам подскажет музыка.

- Ребята, скажите, эта музыка отличается по характеру с первой?

- Эта музыка очень спокойная, завораживающая, убаюкивающая.

- Ребята, а сейчас я хочу показать вам волшебную картину, которую изобразил художник  Шишкин и назвал ее «Зима» Что изображено на картине? (Зимний лес, деревья в инее, много снега.)

- На картине изображён морозный день.  Все деревья опушены инеем, и веточки на них кажутся хрустальными, как будто волшебник – мороз посеребрил их своим волшебным посохом. Красив в зимнем убранстве лес, хотя нет в нем ничего яркого, броского.

К этой картине удивительно подходит стихотворение Ф.Тютчева послушайте

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

- Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Ответы детей).

- Эта картина создает ощущение спокойствия, тишины, неподвижности.

       

-  Музыкальные произведения, которые мы слушали, и картина «Зима» изображают спокойную, безветренную погоду зимой.

- А ведь зима бывает разная!

Мы уже с вами говорили, что погода  зимой часто меняется. Только вот светило солнце, стоял ясный, тихий, морозный денек, и вдруг, откуда ни возьмись, подует сильный ветер, а то и вовсе начнется метель. Вот какая еще бывает зима!

- Я предлагаю вам поиграть в игру « Приходи зима» (Физминутка)

- Вот так все рады проказам матушки-зимы, мороз румянит щёчки, пощипывает нос, а снег лёгкий, пушистый, холодный, мокрый, а когда он подтает, становится мягким и можно играть в снежки.

- Ребята, мы с вами прослушали красивые стихи о зиме, Прослушали зимнюю музыку, а что бы вам хотелось нарисовать, или сделать под музыку

которую мы прослушали?

- А давайте и мы сейчас с вами превратимся в маленьких художников, и создадим коллаж Зимы.

( дети проходят за столы и коллективно выполняют работу.)

- Сегодня на занятии мы с вами попытались разобраться в том, какая же она, зима? И выяснили, что она очень разная. Характер зимы композиторы, поэты и художники видят по-разному,  и по-разному передают свои впечатления с помощью разных красок, интонаций, сравнений: композиторы – в музыке, поэты – в стихах, художники – в своих картинах

 - А чем ещё вам запомнилось наше занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе пересказ рассказа по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы Тема: « Щенок Чапа» Составила и провела учитель-логопед Белова Т.Ю.

В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных и речевых особенностей старших дошкольников.   Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мысли...

Конспект открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Папины заботы» Рассказывание из опыта детей

Программное содержаниеУчить детей правильно рассказывать о своей семье.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.Продолжать учить анализировать слова, деля их на слоги, выделяя ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Сказка «У страха глаза велики».

Цель привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.Задачи:Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Какие бывают дома»

laquo;Какие бывают дома»Цель: уточнение представлений детей о разнообразии человеческих жилищ.Задачи:1. Систематизировать знания детей о жилищах разных народов;2. Развивать познавательный...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в Страну Красивой речи».

Цель: Закреплять умение детей работать с лэпбуками.Задачи:Образовательные:- формирование познавательной и речевой активности у детей.Развивающие: - Обогащать словарный запас;- развивать зрительно...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Красивой Речи»

Конспект открытого занятия  по развитию речи в подготовительной группе. «Путешествие в Страну  Красивой Речи»...