Взаимосвязь развития движений и речи.
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Кучина Елена Леонидовна

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chast_rechi.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь развития движения и речи

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».

Движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией исторически. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки – она дала возможность путем движений, жестов развить первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.

В процессе развития словесной речи, она долгое время оставалась тесно связанной с жестикуляторной речью. Это связь видна и сейчас.

Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Просветитель 18 века Н. И. Новиков в 1782г утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.

В. М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.

Психолог Д. Сели также придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Н. А. Бернштейн предложил уровневую теорию организации двигательных функций, в которой отнес речь к высшему уровню организации движений. Согласно его теории, речь является высшим уровнем организации движений, неразрывно взаимосвязана со всеми нижележащими уровнями организации двигательных функций.

В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

В. И. Лубовский указал на теоретическое и практическое значение раскрытия «взаимовлияний двигательного анализатора и словесной системы».

А. В. Запорожец указывал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи.

Е. М. Мастюкова считает, что одним из основных принципов логопедической работы с детьми, страдающими церебральными параличами, является двигательно-кинестетическая стимуляция. Она обнаружила корреляционную зависимость между динамикой развития речи и моторикой у детей с церебральной патологией на всех этапах возрастного развития.

Исследования, проведенные М. М. Кольцовой, обосновывают положение, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики

Совершенствование движений пальцев рук у людей у людей происходило из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами.

На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными.

На 7-м месяце – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба.

8-9 месяцев – малыш берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет. Затем начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функций.

Т. П. Хризманом и М. И. Звонаревой было проведено электрофизиологическое исследование, в результате которого было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

Еще проведенные электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

В книге «Ребенок учиться говорить» М.М. Кольцова представляет описание ряда исследований, которые доказывают тесную связь между речью и моторикой. Первое на что автор обращает внимание, это карта головного мозга, на которой отражено близкое расположение речевой и двигательной областей друг к другу (речедвигательная зона является частью двигательной области головного мозга). Было сделано предположение, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом. М.М. Кольцова описывает исследование, в котором участвовало 19 здоровых, но неговорящих детей в возрасте от 1года 1 мес. до 1г 3 мес. Первой группе (9 детей) была дана возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу. Дети второй группы (10 детей) находись в манеже. Со всеми детьми проводились ежедневные двухминутные занятия по развитию речи. Эти занятия состояли в том, что ребенку показывали игрушку и называли ее. Например, при показе собачки педагог говорил «ав-ав», стимулируя таким образом звукоподражание ребенка.

Дети 1-й группы стали делать попытки к звукоподражанию на занятиях в среднем на 7-й день. Но звукоподражания ребенка были слабыми и стереотипными – на слова взрослого «ав-ав», «му-му», ребенок отвечал звуком «а-а-а» или «у-у-у». К 20-му дню стали отмечаться попытки более точного звукоподражания. Во 2-й группе голосовые реакции появились значительно позже, на 13-й день и после 30 дней существенно не изменились.

Таким образом, из проведенного исследования видно, что свободное передвижение детей 1-й группы облегчило возникновение звукоподражания.

В основу следующего исследования был взят факт того, что в двигательной области коры больших полушарий около трети площади занимает проекция кисти руки, и она расположена очень близко от речевой моторной зоны. Было сформулировано предположение о том, что тренировка тонких движений пальцев оказывает влияние на развитие активной речи ребенка больше, чем тренировка общей моторики.

Исследование было проведено Л. В. Фоминой. В доме ребенка было выделено три группы детей в возрасте от 10 мес. до 1 г 3 мес. В каждой из групп занятия велись по определенному плану, в каждой из трех групп проводились ежедневные занятия по развитию речи (2,5 минут). При этом в 1-ой группе не было никаких дополнительных занятий; дети 2-ой группы ежедневно 20 минут свободно передвигались по полу; а с детьми 3-й группы проводились тренировки пальцев (пирамиды, нанизывание пуговиц на проволоку). В 1-й группе голосовые реакции стали появляться в среднем на 20-й день, они были стереотипны и очень слабые. Во 2-й группе попытки звукоподражания появились на 6-й день, после 15 дня в 10% было отмечено достаточно точное воспроизведение звуков. В 3-й группе голосовые реакции возникли уже на 3-й день, с 7-го дня у 41%, а с 15-го дня у 67% детей было отмечено уже более правильное звукоподражание.

Таким образом, был сделан вывод о том, что при тренировке тонких движений пальцев рук звукоподражание не только удалось получить намного раньше, но оно оказалось и более совершенным. Так же было отмечено, что у детей 3-й группы стали наблюдаться тонкие движения пальцев рук и вне специальных занятий (ребенок трогал нос куклы, брал со стола крошку хлеба).

Продолжая исследования, Л. В. Фомина обследовала более 500 детей и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики, а с уровнем общей моторики он совпадает не всегда. Это отражено в таблице:

Степень развития движений пальцев

Степень развития речи

Степень развития общей моторики

Норма

Норма

Норма

Норма

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Выше нормы

Из данных, приведенных в таблице видно

- если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы;

- если развитие движений пальцев отстает, то отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в пределах нормы и даже выше,

-при развитых речи и мелкой моторики, общая моторика может быть ниже нормы.

Следующий опыт, который описывает М. М. Кольцова, проводился с детьми первых лет жизни. Детей просил показать один пальчик, два пальчика, три («сделай вот так»). Говорящим детям удавались изолированные движения пальцев. У неговорящих детей пальцы напряженные или вялые, не было изолированных движений. Были сформулированы выводы о том, что:

- не услышав речь ребенка, можно определить ее развитие;

- пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Об этом говорят также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с другими людьми с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают дактильной азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу, и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом – оно требует многих месяцев, а те дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко и быстро овладевают звуковой речью.

Сопоставляя все это факты, М.М. Кольцова приходит к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные факты позволяют, по мнению М. М. Кольцовой, отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

Используемая литература:

1.     Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144

2.     Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Россия, 1979. – С. 192


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимосвязь эмоций, движений и речи

СООБЩЕНИЕ   К  ПЕДСОВЕТУ   НА   ТЕМУ:  «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИЙ,  ДВИЖЕНИЙ   И   РЕЧИ    У   ДЕТЕЙ...

«ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК»

Данный материал содержит информацию о том, как важно развивать мелкую моторику и о влиянии мелкой моторики на развитие речи...

Значение логоритмических занятий для развития движения и речи детей с ОВЗ.

Регулярное проведение логоритмических занятий дает положительный результат в развитии общих движений, в развитии мелкой моторики и речи детей, а также их социальной адаптации и положительного эмоциона...

Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.

              Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия), а развитие мышления развивает ...