Главные вкладки

    Консультация для воспитателей: «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ»
    консультация по развитию речи на тему

    Кардаш Оксана Петровна

    В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» включает «…Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, ... знакомство с книжной культурой, литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы...». Развитие связной речи детей - одна из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания. Именно уровень развития связной речи выступает основным показателем общеречевого развития ребенка. Одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у дошкольников занимает пересказ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx22.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей:

     «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ»

    В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» включает «…Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, ... знакомство с книжной культурой, литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы...». Развитие связной речи детей - одна из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания. Именно уровень развития связной речи выступает основным показателем общеречевого развития ребенка. Одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у дошкольников занимает пересказ.

    Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность.

    Пересказ — вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста, как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.

    В современной практике дошкольного образования используются разные виды пересказа:

    - подробный или близкий к тексту;

    - краткий или сжатый; выборочный;

    - пересказ по частям и ролям;

    - от лица литературного героя и пр.

    При пересказе предлагается использовать различные методические приемы:

    - воспроизведение текста по серии сюжетных картинок;

    - по пространственно-временной модели, на которой символами изображены герои и их основные действия;

    - по серии предметных картинок, с помощью которых обозначаются ключевые слова из текста – заяц, болото, лягушка и т.д.

    В ходе обучения пересказу педагог должен обращать внимание на выразительность пересказа, при необходимости корректно исправлять речевые недочеты и давать ребенку возможность повторного действия, если он чувствует, что первая проба была не совсем удачной.

    Пересказ — это творческое воспроизведение литературного текста.

    На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.

    Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, то есть, развивают его речевые умения.

    Подбирая произведения для пересказа воспитателю необходимо учитывать следующие требования и ним:

    - высокая художественная ценность;

    - динамичность, лаконичность, и вместе с тем образность изложения,

    - четкость и последовательность развертывания действия;

    - занимательность, а также доступность содержания;

    - небольшой объем;

    - возможности воспитательного воздействия.

    Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки.

    Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

    В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, но есть общие методические приемы.

    План занятий по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так:

    - первичное чтение произведения,

    - беседа по вопросам,

    - повторное чтение,

    - пересказ.

    Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям:

    - логику повествования,

    - взаимосвязь и взаимодействие героев,

    - в процессе пересказа дополняют или уточняют ответ ребенка,

    - после пересказа помогают проанализировать его.

    В методической литературе рекомендуется широко использовать план пересказа, который воспитатель составляет один или вместе с детьми.

    С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является:

    - выработка умений слушать,

    - отвечать на вопросы,

    - вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы.

    На данном этапе перед педагогом стоят две задачи:

    1. научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка,

    2. подвести к воспроизведению текста

    В подготовке детей к пересказу большую роль играют различные зрелища. Драматизация литературных произведений с помощью кукольного, теневого, настольного театра, фланелеграфа создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к художественным произведениям, а также лучшему запоминанию их, пробуждает в ребенке желание передать свои впечатления.

    При обучении пересказу детей среднего дошкольного возраста решаются более сложные задачи:

    - их учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии;

    - выразительно передавать разговор действующих лиц;

    - слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

    После чтения сказки или рассказа воспитатель проводит краткую беседу о прочитанном. Его вопросы должны быть направлены на выявление понимания детьми содержании произведения, последовательности событии, а также некоторых средств художественной выразительности.

    Если ребенок затрудняется в пересказе, педагог задает ему дополнительные вопросы (для помощи можно привлекать и других детей) или напоминает какую-то фразу из текста, забытое слово.

    Постепенно от занятия к занятию требования к пересказу возрастают:

    - воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания,

    - выразительной передачи диалогов персонажей.

    - если ребенок пересказывает текст своими словами, педагог следит за тем, чтобы точно передавалась мысль автора.

    Подготовку детей к пересказу сказок можно проводить по следующему плану: на первом занятии воспитатель рассказывает сказку, используя настольный (теневой, кукольный) театр, на втором - повторно рассказывает сказку и затем предлагает детям пересказать ее.

    Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В средней группе ее проводит воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрить старания ребенка, вселить в него уверенность в своих силах. При этом необходимо решать и другую программную задачу: воспитывать у детей умение замечать несоответствия тексту в пересказах друг друга.

    В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведении:

    - уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя;

    - передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

    - использовать выразительные средства.

    Детям предлагаются более сложные по сюжету произведения. В старшей группе проводится пересказ русских народных сказок, рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.

    В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера.

    Методика занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:

    1. Вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения; вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей; рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный, настрой, и т. п.;

    2. Чтения литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста — это может нарушить целостность восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и этим помогая детям определять свое отношение к героям и событиям рассказа;

    3. Беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы педагога должны быть очень тщательно продуманы. Беседа не должна быть длинной, достаточно 4-5 вопросов.

    4. Повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

    5.  Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

    6. Пересказ произведения детьми. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова, так и свои, точно передающие смысл прочитанного. Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

    7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

    Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

    Остановимся подробнее на приемах обучения детей пересказу.

    Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

    • рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
    • лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
    • использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;
    • наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

    Приемы, работы над текстом произведения:

    • беседа по произведению (выявляет, о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
    • выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
    • выделение из текста фраз к каждой картинке;
    • придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
    • частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
    • составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

    Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

    • Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
    • В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
    • Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
    • В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
    • Игровые приемы (например, пересказ, сидя у макета телевизора).

    Список литературы:

    1. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.
    2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
    3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: «ГНОМ и Д», 2003 – 48 с.
    4. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., «Просвещение», 1982 – 128 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для воспитателей "методика обучения детей дошкольного возраста лепке"

    методика обучения детей дошкольного возраста лепке.Всех возрастных груп детского сада....

    Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"

    Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства....

    Консультация для воспитателей: "Методика обучения детей рассказыванию по картине"

    Картина-один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства...

    Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13616242","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"338","width":"450"}}]]...