Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к книге»
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Русанова Наталья Ивановна

·         повысить интерес детей к художественной литературе;

·         разработать систему работы с книгой;

·         повысить культуру речи педагогов, родителей, детей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_vospitateley_dou.docx277.48 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар практикум для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к книге»

 

Задачи: 

  • повысить интерес детей к художественной литературе;
  • разработать систему работы с книгой;
  • повысить культуру речи педагогов, родителей, детей;

Материал: 

  • Выставка книг «Семейные ценности»
  • Презентация: «Появление книги»
  • Раздаточные карточки для педагогов

 

«Книга – сосуд, который нас наполняет,
на сам не пустеет»

Декурсель

Актуальность: . К сожалению, в наш век информатизации уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео продукций, компьютерные игры, отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.  Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению.

Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, формирование его духовных ценностей!

Читая, человек  развивается,  совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение,  усваивает и  использует опыт предшественников,  учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.  Книга  учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная,   правильно построенная речь.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение воспитателем навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, вызвать эмоциональный отклик  к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Содержание раздела «Чтение художественной литературы" образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Основные формы, которые педагог может использовать в работе с детьми по развитию речи посредством приобщения к чтению:

  • развивающие-игровые, проблемно-игровые и творческо-игровые ситуации на основе художественного текста;
  • литературные развлечения, театрализованные игры;
  • средства предметно-развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов

Литературные тексты включаются в режимные моменты, сопровождаются наблюдением за явлениями природы.

Воспитателям необходимо ежедневно организовать специальную

ситуацию по ознакомлению детей с фольклорным или литературным текстом, включая обыгрывание через различные виды театра: рукавички, пальчиковый, би-ба-бо, теневой и др. Итак, сегодня приглашаем вас в путешествие в книгу, и начнем с начала появления книги на земле.

1 остановка: Появление книги. Немного истории:

 

https://open-lesson.net/uploads/files/2014-09/1.png 

Воспитателям предлагается с помощью иероглифа , с помощью рисунка изобразить какую –то фразу ( остальные участники отгадывают). Например: хочу пить …
Понемногу в течение времени рисунки, которыми писали письма, изменялись и наконец превратились в буквы.

Первые книги делали из разных материалов глина, папирус, береста, пергамент, только потом из бумаги. В каждой домашней библиотеке найдется самая старая книга, которую бережно хранят и передают из поколения в поколение.

 https://open-lesson.net/uploads/files/2014-09/2.png

 

2 остановка: Педагогам предлагается рассмотреть подобранные старинные книги на организованной выставке. Создать книгу можно и самим и сейчас предлагается рассмотреть книгу, сделанную родителями старшей группы по сказкам А.С. Пушкина с использованием нетрадиционных техник рисования .Книжку – малышку с объёмной аппликацией изготовленной родителями, педагогами и детьми подготовительной группы.

3 остановка: Педагогам предлагается вспомнить методы и приемы ознакомления с книгой.

Задание : нужно выбрать карточки и правильно подобрать к методам приемы:

метод

 

приемы

 

Словесный

Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Игровая деятельность

 

Практический

Показ иллюстраций

Движение руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов

оформление выставки

 

Наглядный

Чтение произведений Чтение с продолжением

Вопросы к детям по содержанию

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

 

 

Вывод: для каждой возрастной группы мы выбираем свои методы и приемы.

4 остановка: Роль сказки в развитии речи детей

С раннего детства мы слушаем завороженно увлекательные сказки, которые нам часто читают взрослые. Становясь взрослыми, мы в вою очередь приводим в фантастический мир сказочных героев своих детей и внуков. Незамысловатые и веселые народные сказки учат нас быть честными, справедливыми, смелыми, с радостью   встречать каждый день нашей жизни. История появления сказок уходит еще в древние времена, когда накопленная столетиями народная мудрость передавалась от поколения к поколению в виде смешных, не поучительных историй. Магическая сила сказок народов мира не поддается научному объяснению, но на протяжении многих веков завораживает людей и заставляет их снова и снова переживать и сочувствовать главным героям.

Задание для педагогов: Назовите правильно героя!

  • Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке …(не Иван, а Емеля)
  • В Людоедах знает толк, съет, как мышь, любого …(не Волк, а Кот в сапогах)
  • Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну.. (не Малыш, а Карлсон)
  • Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она … (не бегемота, а Лягушки) и др.

5 остановка: Устаревшие слова (архаизмы) – это наша история. Занятия по этой теме дают возможность педагогу воспитывать уважение к национальной культуре, расширять знания дошкольников об истории и традициях русского народа.

При чтении детям сказок нам попадаются устаревшие слова и выражения, значение которых нужно объяснить.

Задание для педагогов: Выберите правильный ответ:

 Уварахтаться-это Остолопиться -это

-испачкаться (+) сердиться

-укутаться упрямиться

-заблудиться растеряться (+) 

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. После прочитанного произведения можно предложить детям дидактические игры:

Задание для педагогов:

Из набора картинок угадать из какого они произведения и какая из них лишняя?

  1. Комар, паук, таракан, пчела (Муха-цокотуха)
  2. Гиппопотам, Бармалей и крокодил, зайчиха с зайчонком, акула Каракула (Айболит)
  3. Крокодилы, Слон, Айболит, свинья (Телефон)

  

Подведение итога: Наше время достижений науки и техники, врем я замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее, будущее. А закончить нашу встречу хочется словами К. Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни н е будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...

Семинар-практикум : " Сторителлинг - интерактивный метод развития речи детей дошкольного возраста".

Сторителлинг - современная технология развития речи детей дошкольного возраста....

Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности"

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить....

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии с использованием ИКТ технологий»

Семинар - практикум проходил на базе детского сада "Сказка" п. Правохеттинский, педагог погрузил родителей в страну сказок, рассказал о пользе сказкотерапии., рассказал о методах и приемах к...

Семинар - практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Представляю Вашему вниманию семинар – практикум на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста». Данный способ развитию речи, памяти и мышления дошкол...

Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры»

В консультации говорится о важности развития речи ребёнка дошкольного возраста .Одним из эффективных способов развития речи детей дошкольного возраста является приобщение их к истокам русской народной...