Конкурс чтецов в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

В материале рассказано о пользе проведения конкурса чтецов в детском саду, в частности, среди детей 4-5 лет, когда уже сознательно дети могут следить за своей речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_chtetsov_v_sredney_gruppe.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс чтецов в средней группе

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Дошкольники охотно заучивают стихотворения, однако, не всегда и не у всех детей есть возможность прочесть выученные стихи. Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений. К сожалению, не все дети, находясь у порога школьного обучения, четко и ясно произносят звуки родного языка. Дефекты речи можно исправить в работе со специалистом, а четкой, правильной дикции, выразительности можно добиться. При декламации стихов дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. Кроме того, из опыта работы мы знаем, что нередко смысл заучивания стихотворений, как детьми, так и родителями, понимается как автоматическое запоминание и воспроизведение текста. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда декламировать эмоционально, выразительно. Каждый ребенок индивидуален, неповторим и нуждается в признании. Поэтому мы, как одну из форм организации досуговой деятельности дошкольников, предлагаем конкурс чтецов, который дает каждому малышу возможность для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того, конкурс воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.

Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.

Мы определяем следующие задачи организации конкурса чтецов:

1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворений.

2. Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство.

3. Вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.

Организация конкурса должна соответствовать следующим требованиям:

  • в сценарий включаются поэтические произведения, которые доступны, интересны детям, вызывают эмоциональный отклик;
  • необходима тщательная предварительная подготовка, слаженность действий педагогов, детей, родителей, узких специалистов;
  • тщательное продумывание сценария, оптимальное сочетание слушания стихов с двигательными, музыкальными, игровыми паузами; активное участие всех детей группы.

Конкурс проводится с детьми средней группы. Стихотворения к конкурсу чтецов подбираются педагогами и родителями по рекомендации воспитателей. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность, отражение событий в жизни детского сада, страны.

Критерии оценки и требования к выступлениям:
1. Возрастное соответствие текста.
2. Грамотность речи.
3. Выразительность исполнения.
4. Безошибочность.
5. Костюм.
6. Сценическая культура исполнения.

Поэтому при подведении итогов конкурса, дети оценивались по разным номинациям:

“Подающий надежды”,

“Друзья наши меньшие”,

“Память поколений” и т.д.

При подборе стихотворений важно также учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нельзя предлагать для заучивания длинные, с труднопроизносимыми словами, стихи детям с нарушением речи. С застенчивыми, неуверенными ребятами можно учить стихи юмористического содержания, которые охотно, с интересом слушают сверстники.

Список детей, принявших участие в конкурсе чтецов:

  • Гедгагов Рустам.
  • Долина Анастасия.
  • Дьяконов Егор.
  • Комаров Алексей.
  • Коршунов Андрей.
  • Матвеева Василиса.
  • Онтикова Полина.
  • Родченкова Валерия.
  • Чудинов Архип.
  • Шохназарова Ангелина.

В состав жюри вошли люди, хорошо знакомые детям данной группы, с которыми налажен хороший эмоциональный контакт. В то же время это были компетентные, независимые эксперты. Членами жюри стали:

Заведующая дошкольным отделением №2 – Образцова Г.В.,

Логопед ДО № 2                                              -

Воспитатель средней группы                         - Шкилькова Н.В.

Табель оценки для каждого члена жюри был напечатан, в нем отмечены фамилии детей, названия стихотворений,  авторы, критерии оценки по 5-ти бальной системе.

Важным мы считаем и вопрос поощрения детей. Он рассматривается педагогами как один из видов стимулирования дальнейшего участия детей в конкурсах. Поощряются все участники. В качестве “награды”  использованы грамоты и сладкие угощения.

С накоплением опыта проведения такого вида деятельности мы надеемся, что у дошкольников улучшится качество чтения стихотворений. Важным показателем является и то, что дети станут более раскрепощенными, не будут бояться публичных выступлений. С большой благодарностью отозвались о конкурсе и родители. Они приняли участие в подготовке и проведении мероприятия, охотно пришли в детский сад, поддерживали своих детей. Можно отметить и то, что ко многим взрослым пришло понимание того, что важно не только заучить с малышом текст, но и прочитать стихотворение выразительно и эмоционально. Это доставит радость не только слушателям, но и самому чтецу.

Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы, взрослые, должны быть помощниками малышам в этом. Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Дошкольники охотнее усваивают знания и приобретают опыт, когда деятельность проходит в виде игры. Различные конкурсы, соревнования стимулируют интерес детей. Кроме того, проведение таких мероприятий предполагает вступление взрослого в определенный творческий контакт, что очень важно для налаживания коммуникативных отношений. Организованные педагогами литературный конкурс занимает важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса. Нам очень бы хотелось, чтобы после каждого проведенного такого мероприятия, ребёнку ещё и ещё раз хотелось обратиться к книге, прочесть сказку или стихотворение, выучить понравившееся произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса чтецов в средней группе "В детский сад приходит осень"

   Хочу остановиться на одной из интереснейших форм работы с детьми и их родителями по проведению конкурсов чтецов. Вот уже на протяжении многих лет я использую такую форму работы. Пр...

Конкурс чтецов в средней группе

конкурс чтецов для средней группы...

Литературный досуг, посвященный конкурсу чтецов в средней группе.

Литературный досуг, посвященный конкурсу чтецов в средней группе....

Конкурс чтецов в средней группе

Предлагаю конспект совместной деятельности по познавательно-речевому,  художественно-эстетическому  развитию в средней группе. Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с ...

Конкурс чтецов в средней группе "Весеннее настроение"

Конкурс чтецов дл ядетей средней группы с приложением стихов....

Конспект проведения досуговой деятельности с родителями (конкурс чтецов) в средней группе на тему"Тебе, мой город посвящаем!"

Конкурс укрепляет детско-родительские отношения, формирует у детей умение выразительно читать стихи, выступать перед зрителями....

Конкурс чтецов в средней группе 2020г.

Положение о дистанционном конкурсе чтецов«Мир всем детям на планете» среди воспитанников средней группы 2020г....