Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста"
    консультация по развитию речи на тему

    Семененкова Надежда Николаевна

    Консультация содержит практические советы по развитию мелкой моторики детей (игры, упражнения, виды деятельности).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsult_melkaya_motorika.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Новоталицкий детский сад №1            

    Ивановский район Ивановская область 

    « Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

    консультация для воспитателей

    подготовила воспитатель

    Семененкова Н.Н.

    2017  год

     

        Сегодня общеизвестно, что уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, помогающий не только при письме, работе с компьютером, но и логически связно рассуждать.    

        Было установлено также, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

    Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи.

        В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

       Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями,  развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.

         Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

     1. Пальчиковая гимнастика.

    «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх»«вниз» и др.  Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

     2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

     Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее  действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание.

    3. Рисование, раскрашивание.

      Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности.

    Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством  развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей  раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

    4. Аппликации.

     Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.

    5. Работа с бумагой. Оригами.

     Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

    6. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

     Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

    Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску стекой на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова.

    7. Шнуровки, скручивание лент, игры с прищепками, откручивание и закручивание крышек и др.

     Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.  Во-первых, шнуровки сюжетные.  Ребенку  предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика, к которой нужно  пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.   Второй вид шнуровок:  пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала,  цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков.

    8. Песочная терапия.

     Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

          Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.

          Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.

         Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.

       Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.  Описанные в литературе данные и собственные наблюдения доказывают, что незатейливые песочные игры на самом деле обладают колоссальным, оздоравливающим значением для всестороннего развития ребёнка, т. к. песок – природный материал. Именно «диалог» с песком создаёт дополнительный акцент на тактильно-кинестетическую чувствительность и «моторный интеллект» у ребёнка. Существенно повышается мотивация, более интенсивно и гармонично происходит  развитие  познавательных процессов.

       Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень  много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.  

        Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения,  пальчиковые  разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.  

    Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности"

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности...

    Консультация для родителей по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста...

    Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

    Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусс...

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста". Успешное развитие мекой моторики в дошкольном возрасте влияет в дальнейшем на развитие познавательных п...

    Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста».

    Консультация  для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования  и их роль в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста»....