Консультация для педагогов ДОУ по сотрудничеству с родителями воспитанников.
консультация по развитию речи на тему

Романова Ирина Владиславовна

Работа по социально-коммуникативному развитию дошкольников выстраивается только в тесном сотрудничестве с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей по формированию личностной культуры ребенка-дошкольника

 

Взаимодействие с семьей в формировании личностной культуры ребенка  является одним из актуальных направлений в работе  дошкольного образовательного учреждения. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку-дошкольнику социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Изменение направленности работы дошкольного учреждения, его ориентация на  семью,  как основного заказчика и потребителя предоставляемых  образовательных услуг были вызваны изменением статуса семьи и стали причиной кардинальных перемен в характере взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.  Современные родители стали полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса [4], так как в дошкольном возрасте мировоззрение, характер, нравственные основы закладываются родителями, и этот процесс зависит от того, какую позицию занимают родители по отношению к своему ребенку.  

Как отмечают ученые,  взрослый выступает  «полномочным представителем» культуры для ребенка, детское развитие совершается не в вакууме, оно протекает в особом «пространстве», которое задается контекстом той исторической эпохи, в которой вырос и живет ребенок. Путь активного вхождения в культуру, присвоения культурно-исторического опыта ребенком происходит через различные виды деятельности, общение и познание  (Божович Л.И., Выготский Л.С., Запорожец А.В., Мальковская Т.Н. и др.). Овладевая при помощи взрослого укорененными в культуре способами практического действия с вещами, нормами морали и правилами языка, формами эстетического созерцания и многим другим, ребенок проходит нелегкий, подчас драматичный путь становления  человеком.   По мнению   А.В. Запорожца,  всегда необходимо помнить, что дети очень  подражательны, и если в раннем детстве подражают внешней стороне деятельности, то в дошкольном  возрасте начинают осваивать путем подражания внутренний нравственный смысл поступков.

Взаимодействие семьи и системы дошкольного образования предполагает межличностное сотрудничество педагогов и родителей с целью создания оптимальных условий для формирования личностной культуры ребенка дошкольного возраста.   К признакам такого сотрудничества, как отмечает       Е. Коротаева, относятся:

  • соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве;
  • наличие единой цели, общей для всех участников мотивации;
  • разделение процесса деятельности между участниками;
  • совмещение прав и обязанностей родителей и педагогов в совместной деятельности, которая определена единой целью – создания оптимальных  условий для развития и воспитания ребенка;
  • получение единого конечного результата - формирование  функционально-грамотной гармоничной личности дошкольника;

и др.[2].

Результатом взаимодействия педагога и родителя можно считать создание оптимальных условий для развития ребенка в детском саду и дома, обеспечение тесной взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, которая реализуется через речевую деятельность  всех участников педагогического процесса – детей, родителей и педагогов.

Процесс взаимодействия воспитателя и родителя в условиях детского сада   осуществляется с помощью речи. В разговоре воспитателя и родителя всегда присутствуют сущностные признаки диалога, к которым  относятся:

  • эмпатийность, то есть способность сопереживать, почувствовать, понимать собеседника, мир его ценностей;
  • толерантность; или опыт принятия других культур: осознание права другого «иметь право»;
  • конгруэнтность, основу которой, по К.Роджерсу, составляет умение настроиться на актуальное состояние собеседника, его «принятие» и «безусловное положительное отношение» к нему;
  • конструктивность, или позитивный опыт преодоления противоречий, причем имеется в виду не уход от конфликтов, а умение разрешать возникающие разногласия, переориентируя разрушительную энергию в созидательную;
  • рефлексивность, то есть опыт самоанализа и анализа процесса взаимоотражения личностей и контактов, окружающих личность; преодоление монологичности в объяснении происходящих событий и явлений [1].

 Вступая в диалог с родителями воспитанников, педагог определяет свое коммуникативное намерение, которое соответствует разработанной в педагогической риторике типологии: проинформировать, убедить, внушить, побудить к действию собеседника. Этот процесс зависит от развития коммуникативно-речевых  умений педагога, так как воспитательно-образовательные задачи реализуются с помощью коммуникативных (речевых)  умений  профессионального  характера и в основе  педагогической деятельности лежит коммуникативная  деятельность [3].

Диалог воспитателя с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфические черты:  

постоянный и непосредственный контакт участников педагогического процесса,  индивидуальный подход в решении ежедневно возникающих вопросов различного характера для создания благоприятных условий личностной культуры ребенка, наличие каждодневной «обратной связи», в отличие от профессионального педагогического общения с родителями на других ступенях образования (школа, колледж).  

 В условиях дошкольного образовательного учреждения особенно ярко проявляются следующие характеристики диалога взрослых:

  • во-первых,  ситуативность, когда участники лишь намечают общую стратегию, коммуникативную цель будущего разговора (обсудить что-то, проинформировать, побудить к речевому или какому-либо другому действию, выразить одобрение или несогласие и т.п.);
  • во-вторых,    непроизвольность (нередко случайно возникшая мысль тут же высказывается в разговоре)  и реактивность (речевые действия коммуникантов оказываются прямой и незамедлительной реакцией на высказывание партнера по общению);
  • в-третьих,   дискурсивность (участники диалога знают, о чем идет речь, но предмет разговора не всегда понятен постороннему);
  • в-четвертых – непредсказуемость  речевого поведения общающихся, так как в ходе разговора могут возникнуть как положительные, так и отрицательные реакции собеседников.

         Безусловно, диалог в педагогической практике - дело весьма сложное, требующее не рецептурного воспроизведения тех или иных приемов, а мастерского владения каждой новой ситуацией. Ведь каждый диалогический опыт в определенном смысле эксклюзивен, у каждого он свой, и каждый проявляет в этой сфере деятельности безграничное творчество.  Но только гармонизирующий диалог  взрослых (ДОУ и семьи), объединенных заботой о развитии ребенка, способен компенсировать и смягчить несовершенство друг друга, создать оптимальные условия для формирования личностной культуры ребенка-дошкольника.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт, уровень культуры и нравственной позиции, и собственное видение проблем, связанных с процессом развития их ребенка. Эффективность образовательного процесса детского сада во многом  определяется тем, насколько удается педагогу разрешить возникшие противоречия,  эффективно и целесообразно  выстроить свое речевое поведение в различных ситуациях профессионального  общения.  

Мы выявили  стереотипы речевого поведения воспитателя в диалоге с родителями, определили речевые формулы, которые  способствуют конструктивному  разрешению конфликтной ситуации  и организации оптимального общения взрослых ради общей цели – создание благоприятных  условий для формирования  личностной культуры ребенка.

Стереотипы речевого поведения педагогов  в общении с родителями

(по типам личности)

Таблица 1 (а)

Тип личности

(по К.Ф.Седову)

Кооперативный тип личности педагога

кооперативный актуализатор

кооперативный конформист

Краткая характеристика речевого поведения педагога

Позиция в общении:

рядом и «на равных»

Демонстрирует установку на себя и партнера коммуникации. Идеальный тип речевого поведения педагога  спо-собного понять и принять точку зре-ния собеседника, владеющего комму-никативно-речевыми умениями, кото-рые способствуют эффективному общению с родителями.

Проявляется в доброжелательном отношении к собеседнику и стремле-нии найти точки соприкосновения интересов каждого.

Способы общения:

диалог, поддержка, понимание, неподдельный интерес к собеседнику

Позиция в общении:

«на равных», но не вместе  Демонстрирует установку на партнера, которая подавляет его собственную точку зрения, что выступает следствием боязни возникновения конфликта.

Проявляется в неуверенном речевом поведении, приспособлении к дейст-вительности, растерянности в речевых ситуациях, постоянно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, коллег, администрации.

Способы общения:

диалог, вопросы, проявление сочувствия, интереса к собеседнику,

отстраненность, беспомощность

Ролевая позиция в общении

«взрослый»

«ребенок»

Тактики речевого

поведения

сотрудничество

уклонение

Речевые клише

«Вы всегда можете на меня рассчитывать!»

«Если бы я могла вам  чем-то помочь!»

Типичный  пример речевой ситуации профессионального общения

Мама обещала забрать ребенка после обеда, но пришла только вечером. Девочка в слезах легла спать и была весь вечер  очень грустной. Воспитатель обращает внимание мамы на настроение дочери и спрашивает:

-Вы обещали забрать дочку сегодня пораньше?

-Да, я сказала это, чтобы она не капризничала утром.

-Вы понимаете, что обманули своего ребенка. Вам нужно попросить у нее прощения и постараться выполнять свои обещания в будущем. Вы же не хотите, чтобы она, когда вырастет, поступала с Вами так, как Вы сейчас – обещала и не сделала?

-Просить прощения у ребенка? Зачем?

-Да, она такой же человек,  как и Вы, только маленький. Посмотрите на нее, она переживает до сих пор!

-Я полностью  с Вами согласна. Спасибо. Я бы и не подумала, что ее настроение связано с моим поступком.

-Вы всегда можете на меня рассчи-тывать!(Мама подошла к дочке, обняла и попросила прощения.)

Воспитатель интересуется у мамы:

-Скажите, пожалуйста, как Женя ведет себя дома и во дворе. В детском саду он часто обижает детей.

-Дома он чаще всего с бабушкой, но не слушается ее, тоже обижает.

-Тяжело Вам с ним, наверное? А какой Вы используете подход к ребенку, когда он не слушается? Как справляетесь с ним дома?

-Ну, чаще всего обижаюсь и не разговариваю или же пляшу под его дудку. Бить бесполезно - я пробовала! Как раз с Вами хотела поговорить об этом, ведь уже не могу справиться с ним сама.

- Вот и в группе всех обижает, никого не слушает, говорит что хочет. Если бы я могла Вам помочь! Сама не знаю иногда, как поступить. Если с ним не договориться с утра, что «он большой и сегодня будет в группе за главного отвечать за порядок», то ничего поделать нельзя.

-Ой, я тоже уже замучилась!

Таблица 1(б)

Тип личности

(по К.Ф.Седову)

Центрированный тип личности педагога

активный эгоцентрик

пассивный эгоцентрик

Краткая характеристика речевого поведения педагога

 Позиция в общении:

«над собеседником»

Демонстрирует установку на себя при игнорировании партнера комму-никации. Самоутверждается за счет собеседника, считая себя умнее, образованнее и воспитаннее.

Характеризуется отсутствием гиб-кости речевого поведения и неспо-собностью встать на точку зрения партнера.

Способы общения:

наставления, советы,  запрет,

требование, педантичность,

снобизм

 Позиция в общении:

«рядом с собеседником», но не вместе

Демонстрирует характерную «за-цикленность на себя», проявляет нежелание  общаться с родителями, редко  выступает инициатором общения  и  делает  это лишь в случае крайней необходимости  очень кратко.  

Соблюдает позицию пассивного созерцателя, перекладывая ответ-ственность на плечи родителей.

Способы общения:

пассивный собеседник

Ролевая позиция в общении

«родитель»

«ребенок»

Тактики речевого

поведения

соперничество

приспособление

 (уступка)

Речевые клише

«Учишь вас, учишь, а вы все как дети!»

«Вы сами все знаете!»

Типичный  пример речевой ситуации профессионального общения

Родитель обращается к педагогу с просьбой не брать ребенка сегодня на прогулку, объясняя это тем, что он немного приболел. Воспитатель назидательным тоном:

- Сколько раз я уже всем говорила, что, если болеет, оставайтесь дома и лечите ребенка! Вы знаете, сколько детей у меня в группе? Что, если все будут просить делать что-то, что не входит в наши планы? Мне что, разорваться что-ли тогда? Учишь вас, учишь, а вы все как дети!  Неужели Вы не понимаете, что я отвечаю за детей! (Не давая родителю вставить хоть слово, продолжает). Кто будет следить за ним, если я его оставлю? Няня? Так у нее своих дел полно, и она не отвечает за детей как воспитатель. Вам что дороже -работа или здоровье ребенка? Советую Вам хорошенько подумать!

Вечером, забирая ребенка, мама спрашивает у воспитателя:

-Так, что там сегодня на обед? (Смотрит меню). Мясо не ел, наверное.

-Нет, Вы же сами знаете, не ел.

-Так я и думала!

Мама Влада интересуется у воспитателя:

- Как он на занятии себя ведет? Отвечает хоть?

-Да, конечно.

-А что вы сегодня проходили? Чем нам заняться дома?

- Вон там  все написано! (Показывает на стенд «Вести с занятий») Читайте.

Таблица 1 (в)

Тип личности

(по К.Ф.Седову)

Конфликтный  тип личности педагога

конфликтный агрессор

конфликтный манипулятор

 

Краткая характеристика речевого поведения педагога

 Позиция в общении:

«над собеседником»

Демонстрирует в отношении ком-муникативного партнера негатив-ную иллокуцию (агрессию), которая выражена стремлением видеть в его поведении враждеб-ную или конкурирующую интен-цию  и проявляется в  инвективах (прямых оскорблениях), колкос-тях, упреках, насмешках и т.п.; может демонстрировать в темати-ческом развитии жанрового взаимодействия такие черты, как коммуникативный саботаж (часто это проявляется в ответе вопросом на вопрос)

Способы общения:

 требование, запрет, угроза, оскорбление

 Позиция в общении:

«над собеседником»

 Демонстрирует установку на себя и одновременно против партнера по коммуникации. Он стремится к доминированию в общении и отли-чается эгоцентричностью высказы-ваний, навязыванием своего мне-ния и преувеличением авторитет-ности своего жизненного опыта (Я считаю;   Я советую Вам…; Я бы на вашем месте … и т.п.);

Способы общения:

 поучения, совет, нотация, назидание, наставления, манера - задать вопрос,   не дослушать ответ на него или же самому дать ответ, в бесцеремонно перебивая собеседника или сменяя тему

Ролевая позиция в общении

«родитель»

«родитель»

Тактики речевого

поведения

соперничество,

противоборство, диктат, контроль

соперничество,

высокомерие, надменность

Речевые клише

«Что вы за родители такие…!

«Знаете ли Вы, что ваш ребенок…!»

Типичный  пример речевой ситуации профессионального общения

Воспитатель интересуется у мамы двойняшек (4,5 года):

-Почему так долго не ходили в детский сад? С кем были ваши дети?

-Одни, они же самостоятельные. Мне было некогда их отводить и приводить  сюда.  Я им во всем доверяю! Дверь никому не открывают, кушают самостоятельно. А что в этом плохого?

-Да Вы что?! Как Вы могли?! Знаете ли вы, сколько опасностей их может подстерегать дома! Что за родители такие пошли! Им просто лень при-вести ребенка в детский сад и они оставляют детей дома. Как, по-вашему, это нормально?  Безусловно, нет, это только говорит о вашей материнской позиции. Вы – плохая мать, если подвергаете детей такой опасности и оставляете их дома одних.

Воспитатель в дверях группы встречает маму Саши, который сегодня нашалил и начинает разговор:

-Ваш ребенок обидел девочку, ударив ее за то, что она не хотела с ним играть. Знаете ли Вы, чем чревато такое поведение ребенка? Я бы советовала вам обратить внимание на его поведение и поговорила бы с ним сегодня же. Вот из таких мальчишек вырастают грубые мужчины! Ваш муж так же себя ведет?    (Не дожидаясь ответа,  сам же твечает).Скорее всего… Поэтому и Саша не просит прощения у девочки ни за что! Что ж яблоко от яблони недалеко падает. (Затем обращается к ребенку).

– Иди домой, Саша, за тобой пришли. (Уходит в группу)

Стереотипы речевого поведения родителей  в общении с воспитателем.

(по типам личности)

Таблица 2(а)

Тип личности

(по К.Ф.Седову)

Кооперативный тип личности родителя

Кооперативный актуализатор

кооперативный конформист

Краткая характеристика речевого поведения родителя

Позиция  в общении:

«вместе и  на  равных»

Адекватно воспринимает возни-кающие ситуации. Отношения с педагогами основаны на уважении, понимании, принятия и общности интересов в личностном развитии  ребенка-дошкольника.  Идеальный тип речевого поведения родителя, который любит своего ребенка и понимает меру своей ответственности.

Способы общения:

диалог, поддержка

Позиция в общении:

«позиция не участия»

Демонстрирует установку на партнера коммуникации.

Речевое поведение характеризуется тем, что вся ответственность за воспитание ребенка возлагается на педагогов. Такие родители  постоянно ссылаются на свою занятость и стараются избегать всех проблем,    связанных с ребенком, в том числе и с его здоровьем.

Способы общения: 

Манипулирование

Ролевая позиция в общении

доброжелательный

«взрослый»

беспомощный

«ребенок»

Тактики речевого

поведения

сотрудничество,

 компромисс, уклонение

приспособление, уклонение, уход от проблем, невмешательство

Речевые клише

«Вместе у нас все получится!»

характерные

речевые формулы:

 «Да, я все понимаю», «Вы  поможете нам…»;

«Я с Вами согласна…»

«Вы - воспитатели,

вот и воспитывайте!»

характерные

речевые формулы:

«Мне некогда…»,  «Я очень спешу…»,

«Я не могу…»,  «Я не умею..».

Пример речевого поведения родителя данного типа личности в ситуации общения с педагогом

Воспитатель обращается к маме:

- У Данила много дефектов речи, а ско-ро идти в школу. Нам нужно помочь ему подготовиться и  исправлять поло-жение уже сейчас вместе с вами. В этом очень могут помочь  занятия с логопедом и психологом.

- Да, я все понимаю, но у меня нет вре-мени водить его к специалистам. Это на другом конце города, далеко от дома.

-Тогда занимайтесь с ним дома сами по 10-15 минут каждый день. Я под-готовила описание упражнений дыха-тельной гимнастики,  для развития речевого аппарата и др.

-Вы думаете, что у меня получится?! Я же никогда этого не умела, не справлюсь.

-Обязательно получится, главное захо-теть помочь ребенку, приучить себя уделять этому время ежедневно. Ведь другого выхода у нас с Вами нет. В школе ему будет тяжело учиться, если мы не сделаем это сейчас.

-Спасибо, что помогаете нам. Вместе у нас все получится!

Весь тихий час Рома кашлял. «Покажитесь, пожалуйста, врачу.» – обращается педагог к маме ребенка.

- Я не могу идти опять на больничный! Я не пойду, если уйду, то потеряю работу!

-Но ваш ребенок болеет,   ему трудно дышать.

-А кто же нас прокормит?  Папы у нас нет, а бабушка старенькая!

-Что же для Вас дороже работа или здоровье ребенка?

Воспитатель обращает внимание мамы на важность соблюдения правил поведения за столом и аккуратного приема пищи ребенком  в условиях семьи.

-Мы в детском саду уже учимся пользоваться и ложкой и вилкой. Необходимо предъявлять ребенку одинаковые требования в детском саду и дома.

- Мне совершенно некогда и я, конечно, буду рада, если он всему этому научится, будет правильно сидеть за столом и вытирать губы салфеткой. Но у меня меньше времени, чем у Вас. Вот и учите его, вы же педагоги.

Таблица 2 (б)

Тип личности

(по К.Ф.Седову)

Центрированный тип личности родителя

Активный эгоцентрик

пассивный  эгоцентрик

Краткая характеристика речевого поведения родителя

Позиция  в общении:    «сверху»

иногда по своим речевым проявлениям напоминает конфликтного манипуля-тора, но в отличие от него  он просто не способен встать на точку зрения другого участника общения;

строит свое общение так, как дети, играющие в мяч со стеной: задает вопрос и сам на него отвечает, определяя тему разговора,  и сам ее развивает, не давая педагогу вставить слово, высказать свое суждение. Субъективно он испыты-вает иллюзию полноценной коммуникации и,  как правило, получает от общения удовольствие, не замечая дискомфорта, которое испытывает педагог.

Способы общения:

наставления, советы,  запрет,

требование, педантичность,

снобизм

Позиция  в общении:      «снизу»

демонстрирует характерную «зацик-ленность  на себя», его  речевое поведение   содержит несоответствие выбранных говорящим тактик ситуации общения и интенции собеседника, неумение переключаться на точку зрения слушателя.

Его речевое поведение   наполнено коммуникативными неудачами и недоразумениями, факт возникновения которых часто им не замечается.

Способы общения:

пассивный собеседник

Ролевая позиция в общении

«родитель»

«ребенок»

Тактики речевого

поведения

соперничество

приспособление

 (уступка)

Речевые клише

«Вы же педагог, как так можно…!»

характерные

речевые формулы:

«Я бы на вашем месте …»

«Это Вы мне говорите?»

«Вам следовало бы знать…!»

«Вам лучше знать, Вы же педагог…»

характерные

речевые формулы:

«Я не знаю…»;

«Если бы я мог(ла) …»;
«Это так сложно для меня…»

Пример речевого поведения родителя данного типа личности в ситуации общения с педагогом

Родительница требует от педагога объяснений по поводу разорванных брюк мальчика. Педагог объясняет:

- Это произошло случайно, мальчишки просто играли и не поделили что-то.

- Как так можно относиться к детям, Вы же педагог и должны следить за внешним видом  каждого. Что шить не умеете?

Не дав возможности высказаться педагогу,  продолжает, рассматривая брюки:

- Хорошо, что не зашили, еще не известно как бы это смотрелось.  К тому же, хочу сказать, что я бы на вашем месте не позволяла драчунам распускать руки и наказывала за это как следует. С кем они сцепились? Снова, наверное, с Сашкой. Да, ладно, они и во дворе всегда вдвоем – друзья все-таки. А Вам я советую быть более внимательной, особенно к моему сыну.

Воспитатель, обращается к маме ребенка с просьбой помочь в утеплении окон группы:

- Останьтесь на полчасика, …, просим вас с ребятками!

- Я даже не знаю,  смогу ли.

-Вам некогда сегодня?

-Да, некогда.

-Тогда в любой день недели, когда Вам будет удобно, приходите.  Хорошо?

-А это обязательно?

-Разве Вы не хотите, чтобы нам было тепло зимой в группе?

-Хочу, конечно. Ладно,  останусь.

Таблица 2 (в)

Тип личности

(по К.Ф.Седову)

Конфликтный  тип личности родителя

конфликтный агрессор

конфликтный манипулятор

Краткая характеристика речевого поведения родителя

Позиция в общении:

Демонстрирует установку на себя и одновременно против партнера по коммуникации.

Постоянно критикует действия воспитателя  независимо  от  ситуации. Требует немедленного исполнения всех требований,  разбирательства его претензий у заведующего, хотя все можно решить в ходе конструктивного диалога.

Способы общения:

требование, запрет, угроза, оскорбление

Позиция  в общении:

 Самоутверждается за счет собесед-ника, ставя его в конкретной ситуации общения на нижнюю по сравнению с собой статусную позицию.

Доминирующая стратегия - навязывание своего мнения и преувеличение авторитетности своего жизненного опыта.

Способы общения:

поучения, нотация, назидание, наставления

Ролевая позиция в общении

контролирующий

«родитель»

назидательный

«родитель»

Тактики речевого

поведения

соперничество,

противоборство, диктат, контроль

соперничество,

высокомерие, надменность

Речевые клише

«Вы мне ответите за все!»

характерные

речевые формулы:

 «Что это такое…?»;

«Я Вам покажу…!»; «Да Вы что!»;

«Как Вы могли…!»;

«Я пойду к начальству!»

«Мне лучше знать, что делать!»

характерные

речевые формулы:

 «Я считаю…»; «Я   советую Вам…»;

«Послушайте меня…».

Пример речевого поведения родителя данного типа личности в ситуации общения с педагогом

Вечером, забирая ребенка, мама увидела грязь на штанах  ребенка. Вбежав в группу, она возмущенно  стала кричать:

- Почему Вы не присматриваете за детьми, чем Вы только занимаетесь целый день? Ничего не делаете! Пойду и скажу заведующей, чтобы знала!

- На улице стало грязно, дети иногда падают, когда играют. Мы  несколько раз просили принести запасные штанишки для прогулки.

- Я Вам  что – миллионерша что ли по 10 штанов приносить? Следите за детьми лучше, а не сочиняйте на ходу!

Воспитатель предложила маме Саши убрать подтяжки с брюк для того, чтобы девочка сама научилась надевать их. Мама стала спорить:

- Послушайте, я ведь с Вами ругаться не хочу, но без подтяжек у нее спускаются брюки.

-Поменяйте, пожалуйста, ребенку штанишки. Мы сейчас учимся одеваться самостоятельно, а подтяжки мешают ребенку - она постоянно в них путается.

-У меня нет других штанишек.

 -Если Вы принесете хотя бы старенькие, но без подтяжек, то Сашенька сможет одеваться на прогулку сама.

- Приносить  ничего не буду! Я лучше знаю, как одевать своего ребенка, а если Вам лень помогать  ей одеваться, то купите  их сами!

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Поэтому современный воспитатель должен быть не только профессионально компетентным[1], но и способным показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников, что у них общая цель – успешное развитие ребенка. Взаимодействие воспитателя с родителями в условиях ДОУ  протекает в форме диалога[2]  и обусловлено совместной деятельностью для создания благоприятных условий развития личностной культуры ребенка. Содержанием конструктивного диалога педагога и родителя является обмен информацией, межличностное познание, организация и регуляция взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств.

Успешность педагогического общения педагога в значительной степени определяется умением не только говорить правильно и выразительно, но способностью выразить свои чувства и отношение к собеседнику  взглядом, жестом, умением управлять своим психологическим состоянием, видеть себя со стороны. Практика взаимодействия с родителями воспитанников показывает, что для установления контакта в диалоге  педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это возможно при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, визуальный контакт, уместный комплимент, улыбка и пр.) с целью создания эмоционально-положительной атмосферы заинтересованного разговора, совместного решения проблем, а  не ради того, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою позицию в соответствии с ожиданиями семьи.

Главная задача взаимодействия педагогов с родителями - установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания и развития  детей, создать атмосферу общности интересов. Поэтому важным критерием, определяющим характер взаимодействия с семьей, в первую очередь, выступает уровень сформированности профессиональной речевой личности педагога: его индивидуальные и профессиональные качества, особенности его профессиональной речи,  отношение к родителям как партнерам по общению. Направленность общения воспитателя с родителями (сообщение о достижениях ребенка; о содержании занятий и происшествиях в группе; просьбы и сообщения административного характера), его содержательность должны способствовать оптимальному общению. Взаимодействие с семьей, безусловно, будет более успешным, если строить его с учетом характеристик каждого типа личности педагога и родителя.

Литература

  1. Белова, С.В. Диалог – основа профессии педагога. – М.: Академия АПК и ПРО, 2002.  
  2. Коротаева,Е. Основы диалогических взаимоотношений дошкольного образовательного учреждения и родителей // Детский сад от А до Я. - 2008. - №5. - С.32-42.  
  3.  Риторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская; под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 448 с.
  4. Романова И.В. Речевая культура диалога педагога с родителями. –М: Баласс, 2012, - 250с.


[1] Коммуникативная  компетенция педагога предполагает умение решать средствами языка задачи общения в конкретных, типичных  для профессиональной  деятельности коммуникативных речевых  ситуациях.

[2] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме " Работа с родителями воспитанников. Сотрудничество, а не наставничество"

Консультация для педагогов, в которой рассматриваются вопросы эффетивного взаимодействия между педагогом и родителями воспитанников. Чем отличается форма работы в виде сотрудничества,а не наставничест...

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников»

Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных сил. Ни для кого не секрет, что воспитатели и родители ...

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников»

Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных сил. Ни для кого не секрет, что воспитатели и родители ...

Анкета для педагогов "Сотрудничество с родителями воспитанников"

Уважаемы коллеги в целях определения факторы, влияющих на качество взаимодействия детского сада и семьи, была разработана анкета. Просим Вас ответить на вопросы. Подходящий вариант отметьте галочкой.В...

Консультация для педагогов Тема: «Общение воспитателя с родителями воспитанников».

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как ...

Консультация для педагогов на тему: Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период

Наряду с различными педагогическими проблемами, требующими своего изучения и решения, одной из основных является проблема социально-педагогической адаптации детей в дошкольных образовательных учрежден...

Консультация для педагогов «Эффективные формы сотрудничества с родителями в аспекте современности»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....