Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сабирова  Адиля Рустамовна

Занятие для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rechevomu_razvitiyu.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Путешествие по сказкам»

Многие современные дети мало знакомы с русскими народными сказками. Занятие, представленное воспитателем, направлено на обобщение представлений дошкольников о русских народных сказках.

Вместе со сказочницей и колобком дети совершат увлекательное путешествие в мир сказок: отгадают сказочные загадки, растущие на волшебном дереве, рассмотрят вещи героев, хранящиеся в медвежьем коробе, поиграют в занимательные игры.

 

Цель: обобщение представлений детей о русских народных сказок.

Задачи:

1. Совершенствовать диалогическую речь: продолжать учить участвовать в беседе, понятно для сверстников отвечать на вопросы и задавать их.

2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знания о русских народных сказках: волшебная, народная,  волчок – серый бочок, мышка норушка, лягушка квакушка и т.д.

3. Воспитывать у детей к русскому народному творчеству.

Оборудование: костюм сказочницы, колобок, корзина с предметами (пирожок, репка, яичко, три ложки, красная шапочка, рыба, скалочка), набор картинок (мышка, лягушка, лисичка, волк, заяц), яблоки с загадками, яблонька, короб, разрезные картинки.

Ход:

Организационный момент

Дети заняты свободной деятельностью, под музыку  "В гостях у сказки "вхожу я (воспитатель) надеваю кокошник и платок на плечи.

Сказочница:

-Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

Сказочница:

- Здравствуйте, здравствуйте, детушки! Я сказочница, Василиса Премудрая, а вы любите сказки? (ответы детей). Садитесь скорее на стульчике и послушайте, что я вам интересного сейчас расскажу.

Сказочница:

-Ребятушки, а вы знаете, что в давние, давние времена люди  не умели ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали «из уст в уста». А эти детки – своим детям.

Сказочница:

-Ребята, как вы думаете почему говорят народная сказка? (ответы детей)

-А как вы думаете, почему сказки называют волшебными?
(примерные ответы детей: сказки волшебные, потому, что в них животные умеют разговаривать,  лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят и т. д)

-А чему учат русские народные сказки? (ответы детей).

Сказочница:

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам? Вы согласны?  (ответы детей). Дороженька нам предстоит дальняя. И дорогу найти  к русским народным сказкам поможет,  нам угадайте кто? Он кругленький, румяненький, весёлый и песенки любит петь. Кто это? (ответы детей)

Сказочница:

- Правильно, колобок (показывает детям колобка). Ой, непоседа какой, куда же покатился колобок, пойдёмте – ка за ним (воспитатель прокатывает колобка к яблоньке, дети идут за колобком)

Сказочница:

- Ребята, колобок привел нас с вами к яблоньке. А вы знаете, в какой сказке встречается яблонька?  (ответы детей). Посмотрите, а яблочки на ней не простые, а с загадками.

Загадывание загадок

Воспитатель предлагает детям по очереди снимать яблочки, на обороте написаны загадки, дети слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название:
-Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. («Волк и козлята»)

-Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку? («Гуси-лебеди»)

-Сидит в корзинке девочка,

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой. … («Маша и медведь»)

- Надо курочке бежать

Петушка скорей спасать

Он так торопился,

Бедный, подавился. («Петушок и бобовое зернышко»)

Сказочница:

-  Молодцы ребята, все сказки отгадали. Наш колобок покатился дальше, куда же он нас приведёт (воспитатель прокатывает колобка к  коробу).

Сказочница:

- Ребята, как вы думаете, кто мог оставить короб? (ответы детей) Правильно медведь, а как в сказках называют медведя? (примерные ответы детей: Михайло Потапыч, Миша косолапый, Топтыгин, дядя Миша и т. д)

Сказочница:

-  Ребята, а в коробе, что-то лежит (достает картинки с изображением героев), давайте пройдём, сядем  на коврик. В сказках живут разные звери и у каждого из них есть своё сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжайте:

Мышка … норушка

Лягушка … квакушка

Зайчик … побегайчик

Лисичка … сестричка

Волчок …серый бочок или зубами щёлк.

Сказочница:

-А теперь на оборот, я назову прозвище. А вы догадайтесь о ком речь:

Косолапый …. медведь

Косой … заяц

Кумушка … лиса

Серый бочок … волк.

Сказочница:

-Наш колобок устал, он немножко отдохнёт, а мы с вами поиграем.

Физминутка «Мы по сказкам походили»

-Мы по сказкам походили

В них всё круто изучили (шагают на месте)

Мы ногами топали (топают ногами)

Мы руками хлопали (хлопают в ладошки)

Будут в сказках помнить нас

Поклонились мы на раз (наклонились)

А на два поднялись (выпрямились)

Всем поулыбались (улыбаются).

И опять потопали (топают)

И ручками похлопали (хлопают)

Вот какие молодцы

Вот какие удальцы (руки на пояс)

Сказочница:

- Посмотрите-ка, а наш  колобок покатился дальше. Интересно куда он нас приведёт (воспитатель прокатывает колобка к корзинке)

Сказочница:

- Ребята, давайте с вами посмотрим, что лежит в волшебной корзине (в корзине лежат предметы из сказок). Как много здесь предметов, давайте с вами попробуем отгадать из какой сказки эти предметы (дети с воспитателем садятся на коврик, по очереди достают из корзины предметы и говорят из какой сказки эти потерянные предметы)

Игра  «Волшебная корзинка».

- Пирожок – «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»

- Репка – «Репка»

- Три ложки – «Три медведя»

- Яйцо – «Курочка Ряба»

- Красная шапочка – «Красная шапочка»- Рыба – «Лисичка-сестричка и серый волк»

- Скалочка «Лисичка со скалочкой».

Сказочница: 

-Молодцы, ребята! А колобок предлагает вам поиграть в интересную игру «Угадай-ка». 
Игра  «Угадай-ка»

– Какую песенку пел Колобок? (ответы детей)– Что пела коза своим козлятам? (ответы детей)

–Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе? (ответы детей)
– Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост? (ответы детей)
– Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда? (ответы детей)

Сказочница:

-Молодцы ребята, а  колобку пора возвращаться обратно в сказку, давайте с ним попрощаемся  (дети прощаются с колобком и воспитатель прокатывает колобка в сторону дверей).

Воспитатель снимает кокошник и платок.

Воспитатель:

-Ой, ребята, посмотрите колобок на прощание, оставил нам конверт, давайте посмотрим, что в нём (открывает конверт)

Переход в другой вид деятельности.

Воспитатель:

-Колобок  картинки перепутал,

Сказки все он спутал. Картинки мы должны собрать,
Сказку русскую назвать
(дети проходят за столы и начинают  собирать из разрезных картинок сказки, воспитатель снимает костюм и присоединяется к детям)

 

Конспект ОД по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка»

Цель1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  . Закреплять умение разгадывать загадки.

5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: снежинки, мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинка совы, картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк ,заяц), модули, разноцветные листья из картона.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

(В группе на полу по кругу разложены листочки из цветного картона).

Воспитатель:

"Собрались все дети в круг,( дети встают на снежинки)

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И  друг другу улыбнёмся"(улыбаются)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Золотой ключик»! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

(ответы детей)

Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».

(выполнение движений по тексту)

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)

А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс,)

У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке.   ( по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?

(Из-за ширмы появляется сова)

Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?

(ответы детей)

Сова: Кто я?

(ответы детей)

Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенкукомарика?

Дети: з-з-з-з

Сова: песенку жука?

Дети: ж-ж-ж-ж

Сова : ветра?

Дети: ш-ш-ш-ш,

Сова : водички?

Дети: с-с-с-с

Сова: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку комарика (З) - заяц, машина, коза,зима, снег; забор, велосипед .

песенку жука (Ж) - живот, белка, жираф, дом, гараж, яблоко, ёжик, ножик;

песенку ветра (Ш) - шапка,  шуба, конфета, шишка, бумага, машина;

песенку  водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.

- Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по извилистой дорожке! До свидания, дети.

Дети: До свидания, сова!

Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: "Назови одним словом"

Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза

Дети: насекомые;

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр

Дети: деревья;

Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка

Дети: птицы;

Белочка: брусника, земляника, малина, смородина

Дети:ягоды;

Белочка: ромашка, колокольчик, роза,  ландыш, василек

Дети: цветы;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Дети:  животные  

Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"

Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие

Дети: лапищи.

Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой

Дети: носище.

Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие

Дети: глазищи.

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите зайчика! До свидания!

Дети: До свидания!

(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.

Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и снежный лаз, давайте по нему проползём!

Смотрите, какие-то пенёчки, давайте сядем, отдохнём.

А кто это там выглядывает из-за сугроба? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать снежок, а вы в ответ называть слово ласково и бросать снежок мне!  

Дидактическая игра "Назови ласково"

гриб – грибочек, лист - листочек, , ветка - веточка, куст - кустик, ягода - ягодка, трава - травка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек, облако- облачко.

Словесная игра "Большой - маленький?"

Лиса - лисёнок, волк - волчонок, медведь - медвежонок,
белка -
бельчонок, ёж – ежонок,  тигр – тигренок, слон – слоненок,  лев – львенок,  заяц – зайчонок, мышь – мышонок.

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходя ёлочки, под одной из них живёт ёж. Счастливого пути!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за комочек лежит под елкой?

(ответы детей)

Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка    Спряталась под ёлкой. 

Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?..

(лиса) 

 

Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют, 

По деревьям быстро скачет, Был он там… Теперь уж тут. 

Быстрый он как стрелочка. Так ведь это…              

(белочка) 

Лежала между ёлками  Подушечка с иголками. 

Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. 

(ёж)

Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. 

Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? 

(медведь)

У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. 

От врагов спасают ноги, А от голода – кора. 

(заяц)

Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. 

Все зверята разбежались. Напугал зверят тех…

(волк)

 Ежик: Молодцы! Много знаете!

Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое, ёжик за игру, но нам пора прощаться. До свидания, ёжик!

Ёжик: До свидания, ребята!

Воспитатель: Ребята! Вы, наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад.

Двигательное упражнение «По снегу побежали».

(выполнение движений по тексту)

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)

Друг за другом дружно встали

И по снегу побежали! (бег на месте)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Раздеваемся. Скажите, где мы гуляли?

(ответы детей)

Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

С кем вам больше всего понравилось играть?

(ответы детей).

Направления работы по развитию речи в средней группе

  • Поощрение общения между детьми. Это способствует естественному формированию навыков.
  • Обучение пересказывать прослушанные сказки, истории, произошедшие события, сюжеты просмотренных мультфильмов.
  • Обсуждение изображений и картинок стимулирует развитие речи, логического мышления.
  • Использование ролевых игр, как средства раскрепощения малышей.

Планирование детского обучения помогает эффективнее провести работу по формированию устной речи и умению общаться с другими людьми посредством речи. Фундаментом обучения является литературный язык. Итоговый план обучения должен соответствовать требованиям стандарта ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...