Публикация на тему "Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста."
консультация по развитию речи на тему
В.А. Сухомлинский сказал : " Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев . От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити- ручейки,которые питают ум ребенка."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_palchikovyh_igr_na_rechevoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребёнка».
В.А. Сухомлинский.
На всех этапах жизни ребёнка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Учёные установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
В последние годы отмечается, что уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые стали меньше говорить с детьми, меньше читать им художественную литературу: сказки, стихи, потешки и т.д. Исходя из наблюдений в детском саду, я сделала вывод, что дети и сами стали меньше говорить, потому, что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио-, видеосистемы, компьютерные игры и т.д.- заставляют их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников.
Речь в раннем возрасте, как указывал Д.Б. Эльконин, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями.
Именно поэтому в раннем возрасте и происходит интенсивное развитие речи. Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях жизни на раннем этапе.
К сожалению, всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Учитывая важность развития мелкой моторики, я решила подробно заняться изучением этой системы через самообразование.
Целью моей работы стало, формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Для реализации поставленной цели, выделила ряд основных задач:
- совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, слуховое восприятие- память, речь детей.
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- развивать у детей мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- повысить компетентность родителей.
На начало года выстроила систему работы в данном направлении. В первую очередь создала картотеку пальчиковых игр.
В неё вошли следующие игры:
-игры с пальчиками «Сорока- белобока», «Идёт коза рогатая» и др.
-пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин», «Тесто ручками помнём» и др.
- пальчиковые потешки «Пошёл котик на торжок» и др.
- пальчиковые сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.
- пальчиковый и теневой театры.
При организации занятий пальчиковой гимнастикой определёнными условиями являются:
- создание развивающей среды;
- подбор специальных методов;
- подбор наиболее эффективных приёмов.
В группе проводится кружок «Весёлые пальчики», где дети с интересом выполняют различные игры с крупой, на песке, тестопластика, лепка из глины, пластилина, нетрадиционное рисование пальчиками, различные виды шнуровок, нитками (игры Воскобовича).
Вся работа сопровождается стихотворным текстом. Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и устанавливать ритм речи.
Существует масса народных игр-потешек, пальчиковых игр, упражнений в которых сочетается речь и движение рук. Разучивание текста с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.
В своей работе использую основные принципы дидактики от простого к сложному. Все занятия провожу в игровой форме, поэтому, они вызывают у детей большой интерес и не приводят к переутомлению. Начинаю и заканчиваю занятие простейшими приёмами массажа: поглаживание, растирание, сжимание и разжимание кулачков, лёгкое потряхивание кистями. Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Пальчиковые игры не только влияют на речевое развитие, но и мгновенно переключают малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения- и успокаивают. Тренируя пальчики малыши получают первые навыки межличностного общения друг с другом, ощущают радость взаимопонимания вербального и невербального общения.
Немаловажное значение в развитии мелкой моторики и развитию речи играют сказки. Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры- драматизации, пальчиковый театр и т.д. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальчиками.
Достичь хороших результатов в работе помогло использование разнообразных форм с родителями: (ведь это не маловажно, чтобы и дома родители продолжали играть с детьми в пальчиковые игры). Применяем следующие виды работы:
- индивидуальные беседы;
- консультации для родителей, памятки, анкетирование;
- папка передвижка «Весёлые пальчики», которая постоянно обновляется;
- фотовыставка.
Показ презентации «Как проводить пальчиковую гимнастику дома».
На сегодняшний день могу с уверенностью сказать, что у меня сложилась определённая система работы с родителями. Дети очень восприимчивы к убеждениям родителей. Именно поэтому необходимо совершенствовать методы пропаганды среди родителей, чтобы полученные знания воплощались в работу с детьми. Мне бы хотелось, чтобы повысилась их психолого – педагогическая грамотность родителей. И я делаю для этого всё возможное.
Литература:
Кольцова М.М. «Ребёнок учится говорить». – М.1979.
Навицкая О.П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова». 2006.
Пособие для родителей и педагогов. М.ООО « Издательство Астрель». ООО «Издательство АСТ», 2002.- 46с.
Рузина М. С. «Пальчиковый игротренинг» - С П б., 1998.
Шанина С.Е., Гаврилова А.М. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки РФ. – 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья на тему: "ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика в речевом развитии детей дошкольного возраста."
Пальчиковые игры являются прекрасным средством в развитии мелкой моторики, а также речи детей дошкольного возраста....
Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие детей дошкольного возраста.
Статья о влиянии пальчиковой гимнастики на речевое развитие детей дошкольного возраста....
Значение пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста
Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей...
Пальчиковая гимнастика в речевом развитии детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика в речевом развитии детей дошкольного возраста...