Публикация на тему "Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста."
консультация по развитию речи на тему

Султангараева Лола Робертовна

В.А. Сухомлинский сказал : " Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев . От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити- ручейки,которые питают ум ребенка."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста.

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребёнка».

В.А. Сухомлинский.

На всех этапах жизни ребёнка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Учёные установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

В последние годы отмечается, что уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые стали меньше говорить с детьми, меньше читать им художественную литературу: сказки, стихи, потешки и т.д. Исходя из наблюдений в детском саду, я сделала вывод, что дети и сами стали меньше говорить, потому, что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио-, видеосистемы, компьютерные игры и т.д.- заставляют их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников.

Речь в раннем возрасте, как указывал Д.Б. Эльконин, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями.

Именно поэтому в раннем возрасте и происходит интенсивное развитие речи. Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях жизни на раннем этапе.

К сожалению, всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Учитывая важность развития мелкой моторики, я решила подробно заняться изучением этой системы через самообразование.

Целью моей работы стало, формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Для реализации поставленной цели, выделила ряд основных задач:

- совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, слуховое восприятие- память, речь детей.

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

- развивать у детей мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- повысить компетентность родителей.

На начало года выстроила систему работы в данном направлении.  В первую очередь создала картотеку пальчиковых игр.

В неё вошли следующие игры:

-игры с пальчиками «Сорока- белобока», «Идёт коза рогатая» и др.

-пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин», «Тесто ручками помнём» и др.

- пальчиковые потешки «Пошёл котик на торжок» и др.

- пальчиковые сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.

- пальчиковый и теневой театры.

При организации занятий пальчиковой гимнастикой определёнными условиями являются:

- создание развивающей среды;

- подбор специальных методов;

- подбор наиболее эффективных приёмов.

В группе проводится кружок «Весёлые пальчики», где дети с интересом выполняют различные игры с крупой, на песке, тестопластика, лепка из глины, пластилина, нетрадиционное рисование пальчиками, различные виды шнуровок, нитками (игры Воскобовича).

Вся работа сопровождается стихотворным текстом. Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и устанавливать ритм речи.

Существует масса народных игр-потешек, пальчиковых игр, упражнений в которых сочетается  речь и движение рук. Разучивание текста с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.

В своей работе использую основные принципы дидактики от простого к сложному. Все занятия провожу в игровой форме, поэтому, они вызывают у детей большой интерес и не приводят к переутомлению. Начинаю и заканчиваю занятие простейшими приёмами массажа: поглаживание, растирание, сжимание и разжимание кулачков, лёгкое потряхивание кистями. Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Пальчиковые игры не только влияют на речевое развитие, но и мгновенно переключают малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения- и успокаивают. Тренируя пальчики малыши получают первые навыки межличностного общения друг с другом, ощущают радость взаимопонимания вербального и невербального общения.

Немаловажное значение в развитии мелкой моторики и развитию речи играют сказки. Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры- драматизации, пальчиковый театр и т.д. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальчиками.

Достичь хороших результатов в работе помогло использование разнообразных форм с родителями: (ведь это не маловажно, чтобы и дома родители продолжали играть с детьми в пальчиковые игры). Применяем следующие виды работы:

- индивидуальные беседы;

- консультации для родителей, памятки, анкетирование;

- папка передвижка «Весёлые пальчики», которая постоянно обновляется;

- фотовыставка.

Показ презентации «Как проводить пальчиковую гимнастику дома».

На сегодняшний день могу с уверенностью сказать, что у меня сложилась определённая система работы с родителями. Дети очень восприимчивы к убеждениям родителей. Именно поэтому необходимо совершенствовать методы пропаганды среди родителей, чтобы полученные знания воплощались в работу с детьми. Мне бы хотелось, чтобы повысилась их психолого – педагогическая грамотность родителей. И я делаю для этого всё возможное.

Литература:

Кольцова М.М. «Ребёнок учится говорить». – М.1979.

Навицкая О.П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова». 2006.

Пособие для родителей и педагогов. М.ООО « Издательство  Астрель». ООО «Издательство АСТ», 2002.- 46с.

Рузина М. С. «Пальчиковый игротренинг» - С П б., 1998.

Шанина С.Е., Гаврилова А.М. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки РФ. – 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья на тему: "ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика в речевом развитии детей дошкольного возраста."

Пальчиковые игры являются прекрасным средством в развитии мелкой моторики, а также речи детей дошкольного возраста....

Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие детей дошкольного возраста.

Статья о влиянии пальчиковой гимнастики на речевое развитие детей дошкольного возраста....

Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEGO-КОНСТРУКТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEGO-КОНСТРУКТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...