Статья по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Капорская Евгения Леонидовна

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

В жизнедеятельности человека  рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Для немых руки служат средством общения, для слепых – средством восприятия. Тренировка пальчиков и руки в целом способствует  и общему оздоровлению организма ребенка, и благотворно влияет на артикуляционный аппарат, что позволяет ребенку быстрее овладеть правильной речью, чистым произношением звуков.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов.

Принципы доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности.

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Далее учитывается систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время  одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

Принцип наглядности.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные  дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия должны иметь привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

Огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.

Ручной труд - привлекательна творческая работа, которая объединяет детей, учит взаимопомощи, развивает их творческие способности, формирует умения и навыки, работать в коллективе, которые пригодятся им в дальнейшей жизни:

– работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста. Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, объемные поделки оригами.

– работа с разным бросовым материалом: вата, песок, опилки, стружка карандашей. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, выкладывают, рисуют разными материалами. Изготавливают разные поделки.

– работа с тестом  и пластилином. В этой работе пластилин используется как основа, на которую крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа требует от ребенка усидчивости и терпения. Действия с крупой, семечками хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаза, воображение, память. А усилие, которое ребенок прилагает, размазывая пластилин по основе, способствует развитию силы пальцев.

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Кроме того разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные  игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

«Мальчик-пальчик, где ты был», «Краб», «Рыбки», «Капуста», «Жил-был зайчик», «Апельсин» и многие другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.

Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка в будущем. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.

Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

         На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

В статье говорится о развитии мелко-моторных навыках у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Предлагаются рекомендации "Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость"....

Статья на тему:"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

«Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский)...

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Семинар – практикум для родителей  первой группы раннего возраста на тему:  «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста  в домашних условиях»...

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средством пальчиковых игр".

В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пр...