"Развитие связной речи детей среднего возраста посредством театрализации"
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Развитие связной речи детей среднего возраста посредством театрализации

 

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется ее основная, коммуникативная функция языка и речи.

(Л. С. Выгодский)

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном периоде является овладение родной речью. Она должна быть живой, яркой эмоциональной и выразительной.  Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей среднего возраста посредством театрализации

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется ее основная, коммуникативная функция языка и речи.

(Л. С. Выгодский)

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном периоде является овладение родной речью. Она должна быть живой, яркой эмоциональной и выразительной.  Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.  Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Поэтому, нужно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Наиболее результативной формой работы с детьми является театрализованная деятельность. «Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». К.С.Станиславский

Возможности театрализованной деятельности очень широки. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее. Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры - драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;

-упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.

Виды театра:

Пальчиковый театр - способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений. Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр картинок и фланелеграф – развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Вязаный театр – развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию; Формирует творческие способности, артистизм; Обогащает пассивный и активный словарь

Конусный, настольный театр – помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи

Театр-топотушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие; знакомит с народным творчеством; обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке – оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; Помогает справиться с переживаниями, страхами; Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо – посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча, поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.

Игра-драматизация – самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра - драматизация

Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. Они оказывали помощь в изготовление различных видов театров, декораций. Дети могут с помощью родителей сами сделать разные виды кукол: плоские бумажные, на палочках, из перчаток, из овощей и фруктов.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализации можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование связной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Список использованной литературы

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2006.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.

3. Ивановская О. В., Гадасина Л. Я. Сказочное развитие речи. СПб., 2000.

4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.

5. Синицына Г. Д. Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованных играх. Минск, 2004.

6. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: Владос, 2001.

7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2003. - 175с.

8. Ушакова. О. С. Работа по развитию связной речи / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. С. 17 - 21.

9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова. -Харьков: Фолио,1996. -464с.