Главные вкладки

    Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Муравцова Марина Витальевна

    В конспекте отражены: программное содержание, оборудование, ход занятия с использованием элементов нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции с приложением презентации занятия.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_konkurs_2016.doc62 КБ
    Office presentation icon 1_pr_otk_logopzanyatiya_.ppt2.58 МБ

    Предварительный просмотр:

      Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребёнка – Детский Сад «Счастливое детство»

    План – конспект занятия

    для детей старшего дошкольного возраста.

    Тема: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков

    с элементами нейропсихологического  подхода

    и сенсорной интеграции»

                                        Выполнила

    Учитель-логопед, педагог - психолог  

    Муравцова Марина Витальевна.

    2016                                        

    План – конспект занятия

    для детей старшего дошкольного возраста.

    Тема: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков

    с элементами нейропсихологического  подхода

    и сенсорной интеграции»

    Учитель - логопед

     Муравцова Марина Витальевна.                                                                

    Форма занятия: подгрупповая.

    Тип занятия: интегрированное

    Количество детей – 8 детей из старшей и подготовительной групп

    Продолжительность занятия -  20 минут (по регламенту положения конкурса «Воспитатель - 2016»)

    Цель: дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в словах, словосочетаниях, предложениях для предупреждения смешения звуков в речи и профилактики дисграфических ошибок в школьном возрасте.

    Задачи:

    1.Нормализация тонуса мышц и моторики органов артикуляции

    2. Нормализация голоса, речевого дыхания, просодии

    3.Развитие динамического праксиса - тонких, дифференцированных движений в пальцах рук и синхронности, ритмичности общей двигательной сферы.

    4. Развитие стереогноза,

    5.Формирование графомоторных навыков

    6.Тренировка правильных произносительных навыков в различных ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разного лексико – грамматического материала.

    7. Развитие звуковой культуры речи воспитанников, связной речи и ее грамматического   строя посредством речевой игры, знакомство с новыми словами для активизации.

    8. Развитие звуко - буквенного анализа слова, внимания, памяти, логического мышления.

    Материалы и оборудование: поднос, платки, магниты на доску,  слайдовая презентация «Дифференциация свистящих и шипящих звуков на основе нейропсихологического  подхода», мультимедиа - установка, компьютер - ноутбук, смайлики «настроение», стаканы пластиковые  с водой и  трубочки для коктейля  на подносе – 6, прикрытые салфеткой;  доска магнитная  большая –  1 и маленькая -1 , маты - 3, столы для детей старшей дошкольного возраста -2,  столы с подсветкой для песочного рисования -2,   модули – цилиндры -7,  ковёр -1,  скотч зелёного цвета -1, мягкие игрушки: кошка, змея, жираф, ёж, мишка, заяц; настольная игра «Весёлые  звуки», геометрические фигуры из картона: зелёные, жёлтые,  красные – по 12; квадраты   зелёные -30.

    Музыка: «Звуки волшебной палочки»; «Утро» Э. Грига; «Бубенчики – колокольчики»; «Доброта»; «Настоящий друг» (муз. Б. Савельева);

    Планируемые результаты:

    Предметные: отчетливое произношение детьми звуков (з – с; ш – ж); их дифференциации в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях и отработка слов сложной слоговой структуры;

    Метапредметные: овладеют вербальными и невербальными средствами установления и поддержания контакта; получат навыки сотрудничества со взрослыми, со сверстниками;

    Личностные: способствуют формированию чувства сплоченности коллектива, доверия, поддержки у всех участников и гостей данного открытого мероприятия.

    Формы обучения: индивидуальные, в парах, фронтальные.

    План занятия:

    1.Приветствие. Знакомство с детьми

     Цель: создание психо - эмоционального контакта.

    2. Разминка: тема мероприятия. Знакомство с детьми.

    Цель: сбросить психо–эмоциональное напряжение, привлечь внимание детей и настроить детей на активную работу в партнерстве.

    Основная часть:

    3.Двигательная гимнастика

    Цель: развитие крупной моторики и пространственных представлений.

    4.Логоритмика и кинезитерапия

    Цель: постановка голоса, голосовых модуляций с координацией речи и движений.

    5.Комплексная артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика с использованием фрукта.

     Цель: сенсорная интеграция направлена на совершенствование артикуляционной моторики.  

    6. Звуко-буквенный анализ слова

    Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти (на слайдах):

    а) по зрительному восприятию;

    б) по слуховому восприятию;

    в) слоговая структура слова.

    7.Дыхательная гимнастика

    Цель: направлена на развитие речевого выдоха.

    8.Грамматический строй речи

    Цель:правильное  употребление существительных; глаголов.

    9. Пальчиковая гимнастика с рисованием на песке

    Цель: развитие мелкой моторики, развитие тактильной чувствительности, координации речи с движением.

    10. Рефлексия.

    Цель: закрепление приобретенного опыта, усвоенного материала на занятии, умения формулировать эмоции и чувства словами, развитие речи.

    Итог занятия. Сюрпризный момент.

    Цель: развитие чувства сплоченности, доверия, воспитание доброжелательности, уважительного отношения к другим людям.

    Ход занятия:

    1 слайд – презентации, звучит музыка «Доброта»

    Марина Витальевна, (далее М. В.) встречает гостей в зале:

    - Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки!

    Я – Марина Витальевна, учитель –логопед (Дети здороваются)

    «Придумано кем-то просто и мудро,

       При встрече здороваться: Доброе утро,
    - Доброе утро солнцу и птицам,
    - Доброе утро, улыбчивым лицам!
    И каждый становится добрым, доверчивым,
    Пусть доброе утро длится до вечера. (
    Валентина Котенёва)

    Пожелаем здоровья и тепла нашим дорогим гостям! Назовите нам ваши имена полным ответом.

    2 слайд М. В.  - Ребята, какое у вас сейчас настроение, выбирайте смайлик «настроение» и прикрепите в   верхний ряд (радостное, грустное, спокойное). Подойдите ко мне.  Сегодня тема нашего мероприятия «Конкурс». Что это? (Ответы детей)

    М. В. Показывает на магнитной доске и перечисляет напечатанные на карточках слова: конкурс, жюри, участники, зрители. У нас будет 2 команды. Рассчитайтесь по – порядку от 1 до 6. 1, 3, 5 сделайте 2 шага назад – это команда: синие треугольники; 2, 4, 6 – команда: красные прямоугольники. Наш лозунг: «Уважение, помощь, доброта – наши верные друзья!» (слова напечатаны и прикреплены к магнитной доске). Я всегда рядом с вами и помогу в случае затруднения. За правильное выполнение заданий вы получаете зелёные квадраты и победит та команда, у которой их будет больше по окончанию занятия.

    М. В.   Упражнение «Брёвнышко» (звучит весёлая музыка) - надо лечь на спину вдоль зелёной полоски на уровне пояса, руки за голову, переворачиваться и жужжать, откатываясь от «пилы», чтобы она не догнала его. Обратно вернуться, как «Кошечка» и шипеть, в третий раз – зажать между коленями игрушку – помощника, поздороваться, назвать его полным ответом, проползти, как «Большая гусеница», поворачивая голову вправо – произносить песенку «воды» - звук (с), а влево песенку «комарика» - (з).

    М. В.   упражнение «Логоповторялки» с движениями рук на ковре, встали в круг и повторяют за мной (громко, тихо, шёпотом: слоги: Па, Да, Ба, Ма, Та, Ка; гласные: А, О, У, Э, И, Ы) 2 – 8 слайды М. В.  

    3–8 слайды Артикуляционная гимнастика» (звучит спокойная музыка) Перейдем ребята за стол и присядем на модули. Повторяйте по 3 раза упражнение за мной: «Часики», «Качели», «Лопата», «Парус», «Иголка», «Вкусное варенье»,  «Чашечка»  с одновременными  движениями рук, имитирующие действия  с  этими    предметами. 1,2,5,6 упражнения гимнастики выполняем с использованием круглых долек, нарезанного апельсина. Салфетки взяли, слюни и сок промокнули, положили салфетки на тарелочку.

    9–20 слайды М. В.    Упражнение на звуко-буквенный анализ слова и разбор слова по слогам. Сегодня мы много раз называли слова, где присутствуют шипящие и свистящие звуки. Знаково – символическая характеристика слов с называнием звуков (З, Ш, Ж, С) по их местонахождению в словах: в начале, середине, в конце: конкурс, жюри, зрители; названия животных.  

    24 слайд М. В.  Дыхательная гимнастика вучит спокойная музыка, фотография «Озеро в горах».). Возьмите трубочки, пододвиньте к себе стаканчики. Дети пускайте пузыри в стаканчиках, соблюдая правила: в нос воздух набрали, щёки прижаты к скулам, губы в «трубочку» собрали и медленно, плавно выдуваем, без брызг.

    25 слайд М. В.  Упражнение на развитие грамматического строя    речи (правильное употребление и произношение существительных и глаголов):

     - по фотографии картины «Домашнее рукоделие». Повторите за мной по командам предложения: «Елизавета Сергеевна вяжет носки из шерстяной пряжи»,   «Машенька стоит за спиной  у своей мамы  -  мастерицы».

     26  слайд - Игра настольная «Весёлые звуки». Возьмите со стола по 1 маленькой карточке, я начинаю предложения, а вы ищите подходящую картинку, называете её и кладёте на большую карту, заканчивая его.

    27 слайд М. В.  Для выполнения следующего упражнения подойдём к столам для рисования песком по соответствию цвета команд, встанем паровозиком, друг за другом   вправо повернётся команда красных, а влево – команда - синих. Я рисую на спинах участников, стоящих рядом буквы по очереди (З, Ш, Ж, С), а они рисуют впереди стоящему и так далее, и последний называет её вслух.

    27 слайд М. В.   Рефлексия. Пальчиковая гимнастика - рисование на песке.  Нарисуйте буквы (З, Ш, Ж, С) на песке, каждый в своём квадрате.

     М. В.   Посчитайте фишки на ковре, чтобы мы узнали победителя в конкурсе.

    Итог занятия. Сюрпризный момент (звучит    музыка   о дружбе) Победила дружба и я вам дарю частичку душевной теплоты, девочкам и мальчикам открытки в виде сердечка, чтобы здоровы были фруктовое мыло.

    27 слайд М. В.   Ребята, какое у вас настроение?  Выбирайте картинку вашего настроения, и прикрепите к доске нижний ряд. Давайте сравним? (На магнитной доске дети выбирают и прикрепляют смайлики, формируя второй ряд, характеризующий их настроение после занятия). Как хорошо, у кого было хорошее настроение и осталось таким, а у кого было грустным -  стало весёлым и озорным!  Спасибо вам ребята за участие и гостя за внимание.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Дифференциация свистящих и шипящих с элементами нейропсихологичекого подхода и сенсорной интеграции Выполнила учитель –логопед Муравцова М.В. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – Детский Сад «Счастливое детство»

    Слайд 2

    Ш Ж

    Слайд 5

    о к у с н к р

    Слайд 6

    ж ю и р

    Слайд 7

    и З т р е л и

    Слайд 10

    С о л н

    Слайд 12

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого логопедического занятия по теме "Дифференциация предлогов К - ОТ"

    Конспект фронтального открытого логопедического занятия по совершенствованию лексико - грамматических представлений на тему "Дифференциация предлогов К - ОТ"...

    Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дикие животные наших лесов. Как звери зимуют» для детей с ФФНР (подготовительная группа)

    В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В альбоме "Логопедическое занятие "Как звери зимуют" содерж...

    План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

    Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Развитие звуковой культуры речи и ознакомление с литературным произведением для детей старшего дошкольного возраста»

    Ознакомление детей с правильным произношением звуков, анализ литературного произведения с детьми старшего дошкольного возраста...