Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Муравцова Марина Витальевна

В конспекте отражены: программное содержание, оборудование, ход занятия с использованием элементов нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции с приложением презентации занятия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_konkurs_2016.doc62 КБ
Office presentation icon 1_pr_otk_logopzanyatiya_.ppt2.58 МБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – Детский Сад «Счастливое детство»

План – конспект занятия

для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков

с элементами нейропсихологического  подхода

и сенсорной интеграции»

                                    Выполнила

Учитель-логопед, педагог - психолог  

Муравцова Марина Витальевна.

2016                                        

План – конспект занятия

для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков

с элементами нейропсихологического  подхода

и сенсорной интеграции»

Учитель - логопед

 Муравцова Марина Витальевна.                                                                

Форма занятия: подгрупповая.

Тип занятия: интегрированное

Количество детей – 8 детей из старшей и подготовительной групп

Продолжительность занятия -  20 минут (по регламенту положения конкурса «Воспитатель - 2016»)

Цель: дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в словах, словосочетаниях, предложениях для предупреждения смешения звуков в речи и профилактики дисграфических ошибок в школьном возрасте.

Задачи:

1.Нормализация тонуса мышц и моторики органов артикуляции

2. Нормализация голоса, речевого дыхания, просодии

3.Развитие динамического праксиса - тонких, дифференцированных движений в пальцах рук и синхронности, ритмичности общей двигательной сферы.

4. Развитие стереогноза,

5.Формирование графомоторных навыков

6.Тренировка правильных произносительных навыков в различных ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разного лексико – грамматического материала.

7. Развитие звуковой культуры речи воспитанников, связной речи и ее грамматического   строя посредством речевой игры, знакомство с новыми словами для активизации.

8. Развитие звуко - буквенного анализа слова, внимания, памяти, логического мышления.

Материалы и оборудование: поднос, платки, магниты на доску,  слайдовая презентация «Дифференциация свистящих и шипящих звуков на основе нейропсихологического  подхода», мультимедиа - установка, компьютер - ноутбук, смайлики «настроение», стаканы пластиковые  с водой и  трубочки для коктейля  на подносе – 6, прикрытые салфеткой;  доска магнитная  большая –  1 и маленькая -1 , маты - 3, столы для детей старшей дошкольного возраста -2,  столы с подсветкой для песочного рисования -2,   модули – цилиндры -7,  ковёр -1,  скотч зелёного цвета -1, мягкие игрушки: кошка, змея, жираф, ёж, мишка, заяц; настольная игра «Весёлые  звуки», геометрические фигуры из картона: зелёные, жёлтые,  красные – по 12; квадраты   зелёные -30.

Музыка: «Звуки волшебной палочки»; «Утро» Э. Грига; «Бубенчики – колокольчики»; «Доброта»; «Настоящий друг» (муз. Б. Савельева);

Планируемые результаты:

Предметные: отчетливое произношение детьми звуков (з – с; ш – ж); их дифференциации в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях и отработка слов сложной слоговой структуры;

Метапредметные: овладеют вербальными и невербальными средствами установления и поддержания контакта; получат навыки сотрудничества со взрослыми, со сверстниками;

Личностные: способствуют формированию чувства сплоченности коллектива, доверия, поддержки у всех участников и гостей данного открытого мероприятия.

Формы обучения: индивидуальные, в парах, фронтальные.

План занятия:

1.Приветствие. Знакомство с детьми

 Цель: создание психо - эмоционального контакта.

2. Разминка: тема мероприятия. Знакомство с детьми.

Цель: сбросить психо–эмоциональное напряжение, привлечь внимание детей и настроить детей на активную работу в партнерстве.

Основная часть:

3.Двигательная гимнастика

Цель: развитие крупной моторики и пространственных представлений.

4.Логоритмика и кинезитерапия

Цель: постановка голоса, голосовых модуляций с координацией речи и движений.

5.Комплексная артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика с использованием фрукта.

 Цель: сенсорная интеграция направлена на совершенствование артикуляционной моторики.  

6. Звуко-буквенный анализ слова

Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти (на слайдах):

а) по зрительному восприятию;

б) по слуховому восприятию;

в) слоговая структура слова.

7.Дыхательная гимнастика

Цель: направлена на развитие речевого выдоха.

8.Грамматический строй речи

Цель:правильное  употребление существительных; глаголов.

9. Пальчиковая гимнастика с рисованием на песке

Цель: развитие мелкой моторики, развитие тактильной чувствительности, координации речи с движением.

10. Рефлексия.

Цель: закрепление приобретенного опыта, усвоенного материала на занятии, умения формулировать эмоции и чувства словами, развитие речи.

Итог занятия. Сюрпризный момент.

Цель: развитие чувства сплоченности, доверия, воспитание доброжелательности, уважительного отношения к другим людям.

Ход занятия:

1 слайд – презентации, звучит музыка «Доброта»

Марина Витальевна, (далее М. В.) встречает гостей в зале:

- Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки!

Я – Марина Витальевна, учитель –логопед (Дети здороваются)

«Придумано кем-то просто и мудро,

   При встрече здороваться: Доброе утро,
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро, улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера. (
Валентина Котенёва)

Пожелаем здоровья и тепла нашим дорогим гостям! Назовите нам ваши имена полным ответом.

2 слайд М. В.  - Ребята, какое у вас сейчас настроение, выбирайте смайлик «настроение» и прикрепите в   верхний ряд (радостное, грустное, спокойное). Подойдите ко мне.  Сегодня тема нашего мероприятия «Конкурс». Что это? (Ответы детей)

М. В. Показывает на магнитной доске и перечисляет напечатанные на карточках слова: конкурс, жюри, участники, зрители. У нас будет 2 команды. Рассчитайтесь по – порядку от 1 до 6. 1, 3, 5 сделайте 2 шага назад – это команда: синие треугольники; 2, 4, 6 – команда: красные прямоугольники. Наш лозунг: «Уважение, помощь, доброта – наши верные друзья!» (слова напечатаны и прикреплены к магнитной доске). Я всегда рядом с вами и помогу в случае затруднения. За правильное выполнение заданий вы получаете зелёные квадраты и победит та команда, у которой их будет больше по окончанию занятия.

М. В.   Упражнение «Брёвнышко» (звучит весёлая музыка) - надо лечь на спину вдоль зелёной полоски на уровне пояса, руки за голову, переворачиваться и жужжать, откатываясь от «пилы», чтобы она не догнала его. Обратно вернуться, как «Кошечка» и шипеть, в третий раз – зажать между коленями игрушку – помощника, поздороваться, назвать его полным ответом, проползти, как «Большая гусеница», поворачивая голову вправо – произносить песенку «воды» - звук (с), а влево песенку «комарика» - (з).

М. В.   упражнение «Логоповторялки» с движениями рук на ковре, встали в круг и повторяют за мной (громко, тихо, шёпотом: слоги: Па, Да, Ба, Ма, Та, Ка; гласные: А, О, У, Э, И, Ы) 2 – 8 слайды М. В.  

3–8 слайды Артикуляционная гимнастика» (звучит спокойная музыка) Перейдем ребята за стол и присядем на модули. Повторяйте по 3 раза упражнение за мной: «Часики», «Качели», «Лопата», «Парус», «Иголка», «Вкусное варенье»,  «Чашечка»  с одновременными  движениями рук, имитирующие действия  с  этими    предметами. 1,2,5,6 упражнения гимнастики выполняем с использованием круглых долек, нарезанного апельсина. Салфетки взяли, слюни и сок промокнули, положили салфетки на тарелочку.

9–20 слайды М. В.    Упражнение на звуко-буквенный анализ слова и разбор слова по слогам. Сегодня мы много раз называли слова, где присутствуют шипящие и свистящие звуки. Знаково – символическая характеристика слов с называнием звуков (З, Ш, Ж, С) по их местонахождению в словах: в начале, середине, в конце: конкурс, жюри, зрители; названия животных.  

24 слайд М. В.  Дыхательная гимнастика вучит спокойная музыка, фотография «Озеро в горах».). Возьмите трубочки, пододвиньте к себе стаканчики. Дети пускайте пузыри в стаканчиках, соблюдая правила: в нос воздух набрали, щёки прижаты к скулам, губы в «трубочку» собрали и медленно, плавно выдуваем, без брызг.

25 слайд М. В.  Упражнение на развитие грамматического строя    речи (правильное употребление и произношение существительных и глаголов):

 - по фотографии картины «Домашнее рукоделие». Повторите за мной по командам предложения: «Елизавета Сергеевна вяжет носки из шерстяной пряжи»,   «Машенька стоит за спиной  у своей мамы  -  мастерицы».

 26  слайд - Игра настольная «Весёлые звуки». Возьмите со стола по 1 маленькой карточке, я начинаю предложения, а вы ищите подходящую картинку, называете её и кладёте на большую карту, заканчивая его.

27 слайд М. В.  Для выполнения следующего упражнения подойдём к столам для рисования песком по соответствию цвета команд, встанем паровозиком, друг за другом   вправо повернётся команда красных, а влево – команда - синих. Я рисую на спинах участников, стоящих рядом буквы по очереди (З, Ш, Ж, С), а они рисуют впереди стоящему и так далее, и последний называет её вслух.

27 слайд М. В.   Рефлексия. Пальчиковая гимнастика - рисование на песке.  Нарисуйте буквы (З, Ш, Ж, С) на песке, каждый в своём квадрате.

 М. В.   Посчитайте фишки на ковре, чтобы мы узнали победителя в конкурсе.

Итог занятия. Сюрпризный момент (звучит    музыка   о дружбе) Победила дружба и я вам дарю частичку душевной теплоты, девочкам и мальчикам открытки в виде сердечка, чтобы здоровы были фруктовое мыло.

27 слайд М. В.   Ребята, какое у вас настроение?  Выбирайте картинку вашего настроения, и прикрепите к доске нижний ряд. Давайте сравним? (На магнитной доске дети выбирают и прикрепляют смайлики, формируя второй ряд, характеризующий их настроение после занятия). Как хорошо, у кого было хорошее настроение и осталось таким, а у кого было грустным -  стало весёлым и озорным!  Спасибо вам ребята за участие и гостя за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация свистящих и шипящих с элементами нейропсихологичекого подхода и сенсорной интеграции Выполнила учитель –логопед Муравцова М.В. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – Детский Сад «Счастливое детство»

Слайд 2

Ш Ж

Слайд 5

о к у с н к р

Слайд 6

ж ю и р

Слайд 7

и З т р е л и

Слайд 10

С о л н

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Дифференциация предлогов К - ОТ"

Конспект фронтального открытого логопедического занятия по совершенствованию лексико - грамматических представлений на тему "Дифференциация предлогов К - ОТ"...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Развитие звуковой культуры речи и ознакомление с литературным произведением для детей старшего дошкольного возраста»

Ознакомление детей с правильным произношением звуков, анализ литературного произведения с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [ С ] и [ З ] (для детей подготовительной к школе группы)

Цели:- Различие звуков С и З на слух и в произношении в словах, фразах и сказке.- Образование сложных прилагательных и согласование их с существительными и числительными- Закрепление навыков звукового...

Конспект занятия на тему «Знакомство с литературным произведением «Волшебное слово» Валентины Александровны Осеевой" для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Конспект интегрированного занятия на тему «Знакомство с литературным произведением «Волшебное слово» Валентины Александровны Осеевой для детей стршего дошкольного возр...