Мастер-класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Перепечина Анна Петровна

Мастер-класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:  формировать у детей интерес к заучиванию стихов; расширение словарного запаса, развитие связной речи дошкольников.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
  2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.

(2 слайд)

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в работе с детьми.

(3 слайд)

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина? 

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

Таким образом,  работа по развитию речи дошкольников с применением мнемотаблиц  направлена на то, чтобы у детей и слуховые и зрительные образы воспринимались интересно, увлекательно.

(4-5 слайды) Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Кроме того, не осознавая этого, но мы с вами используем мнемотаблицы каждый день в повседневной жизни. (6 слайд)

Приходит в детский сад малыш,

К нему навстречу  спешишь

Успокоишь и привечу,

На вопросы его отвечу.

Введу его я  в мир познаний,

Приложу немало я  стараний

Найду свой ключик к малышу,

Шепну я каждому,  люблю.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. (7 слайд)

В своей работе с детьми при заучивании стихотворений, я использую следующую методику(8 слайд)

Методика «Запоминаем стихи, рисуя». Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Например, при загадывании загадок, ребенок с помощью картинок сам прочитывает загадку, а потом отгадывает ее.(9-10 слайд)

При этом  используется  набор картинок, последовательно расположенных    друг за другом (мнемодорожка), ребенок сам читает ее.

Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту.

Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками). (Но, что делать, если ребёнок   не обладаем художественными способностями и ему  сложно нарисовать понятный рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

М.Ходякова  Осень 

Осень, осень к нам пришла!

нам подарки принесла:

жёлтые листочки,

вкусные грибочки,

овощи и фрукты,

хлебные продукты!( 11 слайд)

Осень

"Осень, осень"

Осень, осень к нам идет,

Что же осень нам несет?

Листики цветные,

Ягоды лесные,

Овощи к обеду,

Много туч на небе. (12 слайд)

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст ( читают стихотворения).

В своей работе при составлении описательных рассказов я использую приёмы мнемотехники. И мы с ребятами составляем рассказ по предложенному плану. (13 слайд)

А теперь будем использовать готовую  таблицу и составим описательный рассказ про  фрукт, и овощ. ( 14 слайд)

Мнемотехнические приёмы используются так же при запоминании: чистоговорок, потешек. ( 15 слайд)

Хотелось бы отметить, что детям очень нравиться рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Я предлагаю вам, потренироваться, и самим нарисовать мнемотаблицу. Я буду называть вам предмет, а вы  его рисовать.

 Перед нами елочка, Шишечки, иголочки Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки. (слайд 16)

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Я думаю, занятия  с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в работе с детьми.  Это очень интересно и увлекательно!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»

Цель: Ознакомление и  последующее применение родителями мнемотаблиц в  домашних условиях....

Мастер-класс для родителей «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная     информация.     Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем...

«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации....

Мастер-класс для родителей «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми

Мастер-класс для родителей«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений  с детьми»...

Мастер-класс для родителей «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»

Основная цель материала: ознакомление и последующее применение мнемотаблиц в домашних условияхраскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»; познакомить с этапами работ...

Мастер-класс для родителей «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»

Мастер-класс для родителей«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений  с детьми»...

Мастер-класс для родителей «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»

Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц  при разучивании стихотворений с детьми....