РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ-ОПИСАНИЙ)
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Струева Нина Юрьевна

В статье представлена краткая теория вопроса развития связной речи старших дошкольников, а также представлены педагогические условия, влияющие на педагогические условия разивтия связной речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

(НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ-ОПИСАНИЙ)

Развитие «связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» [6, с.78]  дошкольников признается одной из приоритетных задач дошкольной образовательной организации. Связная речь ребенка, обеспечивающая процесс общения,  должна демонстрировать все его достижения в овладении родным языком: фонетической стороной, лексическим составом, грамматическим  строем. Как показывает практика, недостаточный уровень ее развития может отрицательно повлиять на обучение в школе и социализацию детей.

Различные аспекты проблемы развития связной речи детей становились предметом изучения  ученых из разных областей знания: психологов (Л.С. Выготский [2], С.Л. Рубинштейн [7]); психолингвистов (Н.И. Жинкин [3], А.А. Леонтьев [4]) и методистов (Л.В. Ворошнина [1], Н.А. Стародубова [8],  О.С. Ушакова [9], В.И. Яшина [10]). Они солидарны в утверждении, что связная речь – это сложноорганизованное  образование, требующее специальной речевой работы.

В старшем дошкольном возрасте дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, рассуждение). Умение составлять такие тексты признается одним из показателей готовности к школьному обучению, поскольку именно на уровне текста происходит взаимодействие языка и мышления В нашей работе мы остановимся на некоторых вопросах обучения детей созданию текстов-описаний. Такая работа оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие старших дошкольников и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения.

Немаловажное значение для методики развития связной речи дошкольников имеют знания о типах речи, различных способах выражения типового значения, об особенностях  употребления языковых средств. Мы исходим из того, что описание – это «функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру» [5, с.56].

Характерным для данного типа речи становится статичное  изображение мира. Объект описания носит однопредметный характер: это картина природы; интерьер; человек; животное. При описании объект речи раскрывается: уточняется его форма, состав, структура, свойства, качества, назначение, т.д. Языковой модели описания присуща лучевая межфразовая связь: первое предложение (называние объекта) выступает в функции тематического ядра высказывания, от него в последующие части радиально расходятся смысловые связи. Мягкая структура анализируемого типа речи позволяет варьировать компоненты текста.

Результаты научных исследований и практический опыт свидетельствуют, что старшие дошкольники испытывают затруднения при создании описаний: 1) не могут выделить в объектах существенные признаки, сгруппировать признаки разных объектов  и адекватно обозначить их словами; 2) не всегда последовательно следуют структуре текста данного типа; 3) ошибаются в выборе необходимых видов связей между предложениями и средств выразительности. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования методики обучения созданию текстов-описаний.

В нашей работе были определены педагогические условия, влияющие на эффективность работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста:

1. Проведение подготовительной работы с целью развития наблюдательности детей и формирования умения последовательно обследовать объект (игры «Что одинаковое и разное», «У кого какой предмет», «Что изменилось», «Узнай по описанию» и др.); обогащения речи выразительными средствами (привлечение внимания дошкольников к  образным средствам в художественных текстах; подбор эпитетов, сравнений и метафор).

2. Создание сюрпризных моментов (получение посылки, появление взрослого или ребенка в необычном образе и др.).

3.  Обеспечение мотивации речевой деятельности. Старшие дошкольники должны чувствовать потребность в связном высказывании, поэтому необходимо создавать такие игровые ситуации, которые побуждают ребёнка описывать объект живо, эмоционально. Например, в сюжетно-ролевых играх «Магазин игрушек», «Магазин посуды», «Нарисуем портрет друга», «Ателье легкого платья», «Модельное агентство», «Мастерская по пошиву обуви», «Выставка картин», «Цветочная оранжерея» и др. выполнение определенных ролей связано с необходимостью описать той или иной объект. Способствуют повышению интереса к описанию такие речевые ситуации, когда дети становятся помощниками или защитниками какого-либо персонажа, попавшего в затруднительное положение (например, помочь  выбрать машинки для малышей или найти котят, которые потерялись, и т.д.).

4. Обучение созданию разных видов описания (при непосредственном восприятии, по памяти, на основе воображения).

4. Использование моделирования для отражения последовательности смысловых частей описания в наглядно-образном плане. Мы рекомендуем модели трех видов: предметные, схематические и предметно-схематические. В качестве условных заместителей (элементов модели), отражающих существенные признаки объектов, могут выступать как предметы, так и пиктограммы, силуэты, блоки-рамочки, геометрические фигуры разной формы, цвета и размера и др.

5. Применение разнообразных интерактивных технологий, обеспечивающих диалоговое общение. Например, технология «Карусель» предполагает помещение объекта описания в центр карусели; по краям располагаются карточки-схемы, с помощью которых дошкольники задают друг другу вопросы по поводу признаков объекта и строят связное высказывание: какого он размера, цвета, формы, какой на ощупь, для чего предназначен и т.д. Технология «Реклама на телеканале» обеспечивает  создание текста-описания игрушки, настольной игры и др., рекомендующего приобрести такой товар. При использовании технология «РАФТ» (Роль, Аудитория, Форма, Тема) ребёнок получает возможность стать объектом  (насекомым, растением, предметом интерьера и т.д.) и описать самого себя.

6. Использование  разнообразных приемов обучения: анализ образца; описание по вопросам, по плану воспитателя; коллективное составление описания и др.

Полагаем, что при соблюдении вышеназванных условий педагог сможет добиться положительных результатов в необходимой и важной работе по развитию связной речи старших дошкольников.

Список литературы:

  1. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. Пермь: ПГПИ, 1991. 165 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  3. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. М.: Лабиринт, 1998.368 с.
  4. Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Ленанд, 2014. 224 с.
  5. Нечаева О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи.  Улан-Удэ: БГУ, 1999.  127 с.
  6. Нормативная база современного дошкольного образования: закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. М.: Просвещение, 2014. 112 с.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2015. 712 с.  
  8. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М: Академия, 2008. 256 с.
  9. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 256 с.
  10. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования  /В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной, 4-е изд., перераб. и доп.. М.: Академия, 2013. 448 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников с использованием поделок из природных материалов

Очень важно, проводя развивающие занятия с дошкольниками, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих вп...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

«Развитие связной речи дошкольников посредством художественного слова (на материале произведений М.П. Шевченко)»

Данная работа поможет воспитателям познакомить детей с удивительными рассказами нашего земляка, почётного гражданина города Россоши - Михаила Петровича Шевченко....

«Развитие связной речи дошкольников посредством художественного слова на материале произведений К.Д. Ушинского»

К.Д. Ушинский - русский педагог, основоположник русской классической школы, замечательный детский писатель. Его произведения жизненны, поучительны, интересны. Почитайте детям детские рассказы К.Д. Уши...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

«Развитие связной речи дошкольников посредством художественного слова (на материале детских стихов В. В. Беликова)»

Данная работа поможет воспитателям познакомить детей с детскими стихами писателя-краеведа, члена Союза писателей России, нашего земляка В. В. Беликова, расскроет богатый внутренний мир автора....

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...