Консультация для воспитателей ДОО
консультация по развитию речи на тему

Словягина Елена Анатольевна

 

 «Рекомендации к проведению занятий по развитию речи.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 корпус№ 6

г. Москва

Консультация для воспитателей

Подготовила воспитатель: Словягина Е.А.

тема: «Рекомендации к проведению занятий по развитию речи.»


           Цель:
 Повысить уровень компетентности педагогов и специалистов ДОО создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и мастерства педагогов, при воспитании звуковой культуры речи.

Актуальность проблемы речевого развития, говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.  Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

На занятиях по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов занятий (физическое воспитание, изобразительная деятельность и др.), живая разговорная речь на занятиях являются не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения.

Усвоение грамматического строя речи идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребенок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически. Метод: упражнения и дидактические игры с наглядным материалом. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т.к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5 – 10 мин.

Младшие группы: обязательно вводится игровой персонаж (Петрушка, Буратино), особенно при повторении материала. (можно давать задания, придумать предложения о самих себе) На занятии выбирается только одна задача.

Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки. Это такие приемы, как

  1. Образец речи воспитателя
  2. Указания
  3. Мотивировка учебного задания
  4. Сравнение
  5. Сопряженная речь, отраженная речь
  6. Исправление, подсказка

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

Метод имитации или отраженной речи – ведущий (т.к. ярко выражена способность к подражанию)

Метод разговора – беседы.  Прием: опора на натуральные объекты, и их модели (игрушки), картинки

Метод пересказа, Метод рассказывания – сочинения используются в качестве сопутствующих.

СТАРШИЕ ГРУППЫ

Метод имитации (на первоначальном этапе)

Придумывание рассказов. Воспитатель демонстрирует свой рассказ – образец. («Где это было?», когда?», «С чего все началось?», «Что было потом?», «Чем закончился рассказ?»)

Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. Прием: словесные дидактические игры.

Метод пересказа.

 Обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонация), осваивается связная речь.

Структура занятия по пересказу:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения)

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.

7. Пересказ (3 – 7 человек)

Метод сочинения. 

Приемы: творческое рассказывание по восприятию (наблюдению). По памяти, по воображению

При планировании каждого занятия определяются приемы работы с детьми.

 – восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки)

- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы, кинофильмы)

 -словесные приемы (образцы речи воспитателя) -  художественные тексты, вопросы – задания, указания, пояснения, словесные дидактические, игры – драматизации.

    Особое место в плане занятия занимает текстовой дидактический материал-сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки и т.д. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его воспитательно– образовательной цели, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объём, сложность содержания, количество новых слов- понятий, их сложность)

  Основой учета должно быть не общее впечатление от занятий, а обьем и уровень выполнения детьми языковый задач.

 

Литература:

1. Гербова В.А Занятия по развитию речи. Дошкольное воспитание 1999, №12

2. Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М, 2007 г

3. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника// Дошкольное воспитание 1997, №2

4. Гербова В. А. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картин.//Дошкольное воспитание №8, 1998 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...