Советы родителям - развиваем речь ребёнку
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Голубева Елена Владимировна

Зачем развивать речь дошкольнику, какой она должна быть, с помощью каких методик? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam-razvivaem_rech_rebyonku.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

        Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.

В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.

Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.

           Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.

 Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

  • Наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),
  • Свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например,

 А) чистая вода = прозрачная вода,

Б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой,

В) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,

  • Свободное владение грамматическими единицами языка:

Использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (Писатель), воспитывает малышей – кто? (Воспитатель), спасает людей – кто? (Спасатель)

Умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова Му-Му – мычит) и др.

  • Умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,

- умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.

 Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

 Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника.  Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:

  • Фонетической (овладение звуковой стороной речи),
  • Лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
  • Грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
  • Развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

К моменту поступления в школу речь ребенка должна быть содержательной, последовательной, логичной и понятной для окружающих. Чтобы овладеть такой речью, ребенок должен не только научиться правильно строить предложения, но и научиться составлять рассказы о предметах, о событиях и явлениях из своей жизни, логически связанных друг с другом.  Только в этом случае мы можем говорить о связной речи. Необходимо давать ребенку задания, которые помогут развитию связной речи, например, прочитать ребенку небольшую сказку или рассказ и попросить пересказать; или рассмотреть какую-нибудь сюжетную картинку и предложить составить по ней рассказ. Хорошо придумать с ребенком рассказ о своей любимой игрушке. Такие занятия с ребенком дадут возможность в дальнейшем перейти к творческому рассказыванию, как к более сложной форме связной речи. В этом случае дети учатся самостоятельно составлять рассказы на предложенную тему, а также на тему из личного опыта об увиденном или услышанном ранее.

Мощное влияние на речевое развитие оказывает литература. Для того, чтобы ребенок использовал в своих рассказах образные слова и выражения, необходимо как можно чаще читать ему произведения художественной литературы, учить наизусть стихи. По тому, как ребенок строит свои высказывания, умеет ли излагать свои мысли логично и выразительно, использует ли образные выражения, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей поможет ребенку стать общительнее, преодолеть застенчивость и развить уверенность в своих силах. Родителям полезно чаще организовывать речевое общение с детьми в быту, во время игр и во всех режимных моментах. Ведь здесь предоставляется возможность исправлять встречающиеся ошибки детей, а не игнорировать их; закреплять их речевые навыки, следить за правильным построением предложений.

Все это поможет всестороннему развитию личности ребенка и успешному обучению его в школе.