Главные вкладки

    Учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему:
    Мастер - класс "игры со сказками как средство речевого развития дошкольников"

    Благодарова Светлана Николаевна

    21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым нарушением. К сожалению, на сегодняшний день эта проблема является одной из актуальных.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс: Игры со сказками, как средство речевого развития дошкольников.

    Цель: создание  условий для формирования знаний у педагогов об игре со сказкой, как средство речевого развития дошкольников.

    Задачи:

    1. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм использование игры со сказками, как средство речевого развития дошкольников.
    2. совместная отработка методических подходов и приёмов использования игр со сказками, как средство речевого развития в деятельности с детьми.
    3. рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

    Вводная часть

    СЛАЙД 1

    Добрый день, Уважаемые коллеги!

    Тема моего мастер-класса: «Игры со сказками, как средство речевого развития дошкольников».

     СЛАЙД 2

    21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым нарушением. К сожалению, на сегодняшний день эта проблема является одной из актуальных.

     СЛАЙД 3

    – Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, что изображено на экране? (ответы)

     – Верно это сказки! Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

    СЛАЙД 4

    Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

    СЛАЙД 5

    Все мы знаем, что чтение сказок расширяет словарный запас ребёнка, развивает образное мышление и помогает справляться с трудными жизненными ситуациями, так как ребёнок неосознанно переносит сюжет сказки в свою жизнь. Для развития же речи необходимо обсуждение сказки, ее обыгрывание, сочинение и словотворчество.

    СЛАЙД 6

     В своей работе я использую cследующие  приёмы они представлены на слайде…

    А теперь я представлю вам некоторые из них более подробно

    СЛАЙД 7

    Обсуждение сюжета сказки.

    После прочтения сказки обсудите с ребенком сюжет сказки и её главных героев. Начните с простых вопросов, переходя к более распространенным, отвечая на которые ребенок будет выбирать свою точку зрения, рассуждать и фантазировать. Варианты вопросов:

    • Кто больше всех понравился в сказке?
    • Кого тебе жалко?
    • Кем бы ты хотел бы быть в этой сказке и почему?
    • Как бы ты поступил на месте этого персонажа?
    • Что случилось бы, если бы колобок покатился в поле?
    • Почему медведь не заглянул в короб?
    • Зачем Маша ела из всех тарелок в чужом доме
    • А если бы у козлят в двери был глазок?

    Обсуждая сказку, поговорите с ребёнком, чему учит эта сказка, какой в ней урок.

    СЛАЙД 8

    Сказка на новый лад.

    Попробуйте рассказать сказку, используя только глаголы/существительные. Так как ребенок ещё мал, не нужно вводить название частей речи в игру. Достаточно предложить использовать слова-действия или слова-предметы. Вначале вы расскажите, если ребёнок смог отгадать сказку, следующую рассказывает он, а вы отгадываете.

    А сейчас я предлагаю вам на отгадать сказки на новый лад. Слушайте внимательно……

    СЛАЙД 9

    Пословицы, поговорки.

    Дошкольный возраст – подходящее время для знакомства ребёнка с пословицами, поговорками. Тем более, что сказки либо содержат их в своём тексте («за тридевять земель», «остаться у разбитого корыта»), либо хорошо иллюстрируют их своим сюжетом («Спящая красавица»  – «беречь как зеницу ока»; «Морозко» – «любишь кататься, люби и саночки возить»).

    Расскажите ребёнку значение подходящей пословицы, обсудите, какое отношение она имеет к конкретной сказке.

    СЛАЙД 10

    Словотворчество.

    Игры со словами, основанные на сюжете сказки, позволяют расширить активный словарь ребёнка, сделать речь красивой и развивают «языковое чутьё».

    • Подбери однокоренные слова: дом, домик, домище, домашний, домовой.
    • Составляем длинное предложение. Первый игрок говорит простое предложение из 2 слов, второй игрок добавляет одно слово, подходящее по смыслу и дополняющее предложение, третий игрок добавляет ещё одно и т.д. (Идет зайчик. – Идёт грустный зайчик. – Идёт грустный зайчик по лесу…)
    • Угадываем слово. Один игрок произносит слово, исключая все гласные, а второй пытается угадать. (крвй – каравай)
    • Выбираем лишнее слово из предложенных на слух без зрительной опоры (заяц, волк, дед, медведь)
    • Подбираем антонимы по сказке. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает. (Медведи большой, а заяц … Золушка трудолюбивая, а дочки…)

    СЛАЙД 11

    Инсценировка сказок.

    Умение одновременно показывать и рассказывать сказку является показателем развития речи у ребёнка. Кроме того, различные постановки, спектакли, игры с кукольным театром развивают артистические способности ребёнка, повышают самооценку и уверенность в себе, помогают понять смысл сказки.

    Если такие игры не увлекают ребёнка попробуйте использовать любимую игрушку, которая будет просить рассказать ему новую сказку, тем самым тренируя его навыки пересказывания.

    СЛАЙД 12

    Творчество по сюжету сказки.

    Логическим завершением любого занятия будет творческое занятие, которое не только закрепит пройденный материал, но и будет развивать мелкую моторику ребёнка. Техника работы может быть разнообразной.

    СЛАЙД 13

    Новый герой (Частица «НЕ» и новая сказка).

    Приевшейся сказке придать новый смысл может появления нового героя или исчезновение старого, для последнего используется приём с частицей «НЕ», частица «не» является просто волшебницей, так как она помогает создавать новые варианты сказок, будит детское воображение.

    Основная часть.

    Сейчас мы переходим к практической части, где мне понадобится ваша помощь. Приглашаю выйти ко мне 14 человек. Нам  нужно разделится на 2 команды, делится мы будем следующим образом, возьмите, пожалуйста, по одному жетону. Теперь вам нужно составить название сказок из  тех букв, что у вас в руках. Проходите, присаживайтесь за столы.

    Сегодня на мастер-классе мы вспомнили разные игры со сказками, и я предлагаю один из приёмов применить на практике:

    Новый герой (Частица «НЕ» и новая сказка).

    На выполнение этого задания вам даётся 5 минут, после сигнала вам нужно будет презентовать свою сказку.

    (презентация сказок)

    Заключительная часть, рефлексия.

    Наш мастер-класс подходит к завершению… 

    СЛАЙД 14

    Психологическая эмоциональная игра «Аплодисменты».

    Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают своё отношение. Сегодня мы все  активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами. А я хочу вас поблагодарить всех за поддержку, за терпение, за улыбки, веселье.

     «Учите – играя, воспитывайте детей любя».

            

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири» Мастер – класс Подготовила: Благодарова Светлана Николаевна Тема: « Игры со сказками, как средство речевого развития дошкольников» СКАЗКИ

    Слайд 5

    Приёмы работы со сказкой Обсуждение сюжета сказки Переплетение сказок Сказка на новый лад Творчество по сюжету сказки Новый герой (Частица «НЕ» и новая сказка) Инсценировка сказки Словотворчество Пословицы, поговорки

    Слайд 6

    Обсуждение сюжета сказки Варианты вопросов: Кто больше всех понравился в сказке? Кого тебе жалко? Кем бы ты хотел бы быть в этой сказке и почему? Как бы ты поступил на месте этого персонажа? Что случилось бы, если бы колобок покатился в поле? Почему медведь не заглянул в короб? Зачем Маша ела из всех тарелок в чужом доме А если бы у козлят в двери был глазок?

    Слайд 7

    Сказка на новый лад Мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь. Посадил, выросла, пошёл, тянет, позвал… Жили-были дразнит, пришло, растаяла, просится, пусти, не пущу, дразнилась, стала , упрашивать, пустил…. Жила-была, уходила, есть, пить, уйдёт, запрут, не выходят, воротится, постучится, запоет…

    Слайд 8

    Пословицы, поговорки «за тридевять земель», «остаться у разбитого корыта» «остаться у разбитого корыта» «Спящая красавица» – «беречь как зеницу ока»; «Морозко» – «любишь кататься, люби и саночки возить»

    Слайд 9

    Словотворчество Подбери однокоренные слова : дом, домик, домище, домашний, домовой. Составляем длинное предложение . Первый игрок говорит простое предложение из 2 слов, второй игрок добавляет одно слово, подходящее по смыслу и дополняющее предложение, третий игрок добавляет ещё одно и т.д. (Идет зайчик. – Идёт грустный зайчик. – Идёт грустный зайчик по лесу…) Угадываем слово . Один игрок произносит слово, исключая все гласные, а второй пытается угадать. (крвй – каравай) Выбираем лишнее слово из предложенных на слух без зрительной опоры (заяц, волк, дед, медведь) Подбираем антонимы по сказке. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает. (Медведи большой, а заяц … Золушка трудолюбивая, а дочки…)

    Слайд 10

    Инсценировка сказок Инсценировка сказок. Инсценировка сказок. Инсценировка сказок.

    Слайд 11

    Творчество по сюжету сказки

    Слайд 12

    Творческое задание: Новый герой (Частица «НЕ» и новая сказка)

    Слайд 13

    «Учите – играя, воспитывайте детей любя».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс Использование музыкальных пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности как средство речевого развития дошкольников с ОВЗ

    Цель мастер-класса:  ознакомление педагогов с музыкальными пальчиковыми играми, используемыми в непосредственно образовательной деятельности....

    Мастер – класс Тема: «Флексагоны как средство математического развития дошкольников»

    Флексагон – «гнущийся многоугольник» - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы....

    Проект "Логоритмика как средство речевого развития дошкольников"

    Развитие речевого дыхания.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330889","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Упражнения с масажными мячами.[...

    Игра как средство речевого развития дошкольников

    Как воспитатель модет помочь ребенку овладеть полноценной речью через игру......

    Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

    Данная работа состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый ...

    Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

    Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...