Статья Воспитателя, Романовой Татьяны Николаевны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района, Санкт – Петербурга. «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного мод
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Романова Татьяна Николаевна

«Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»

Ф.А Сохин

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Статья

Воспитателя,  Романовой Татьяны Николаевны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района,  города Санкт – Петербурга.

 

«Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования»

«Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»

Ф.А Сохин

                           

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам диагностики уровня форсированности данного  навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  • Связные высказывания короткие;
  • Отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • Состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • Уровень информативности высказывания очень низкий.
  • Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования

Использование приема наглядного моделирования дает возможность

  •  Самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  • Развитие децентрации (умения менять точку отсчета)
  • Развитие замыслов-идей будущего проекта

Элементы модели

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации -моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера.

 

Разнообразие видов работ

  • Геометрические фигуры
  • Символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • Планы и условные обозначения, используемые в них;
  • Контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие

Использование символов – заместителей

Использование силуэтных изображений

Мнемотаблица для составления описательного рассказа

В качестве элементов модели при составлении творческих рассказов используется :

  • Предметные картинки
  • Силуэтные изображения
  • Геометрические фигуры

 Использование приемов наглядного моделирования связного высказывания, повышает интерес детей к данному виду деятельности.

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами – заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №79 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района СПб.

        Образовательная программа дошкольной организации (Программа) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №79 общеразвивающего вид...

Статья Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Особенности развития общения с взрослыми у дошкольников».

В настоящее время все большее количество детей дошкольного возраста испытывают трудности в общении со взрослыми, что пагубным образом отражается на их развитии. Актуальность изучения проблемы формиров...

Методическая разработка. Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

По результатам анализа литературных источников и проведенных исследований мной  была разработана система занятий, направленных на развитие уровня общения детей дошкольного возраста со взрослыми. ...

Статья Воспитателя, Болачковой Анны Михайловны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Художественно – эстетическое развитие(рисование и лепка) – как

Ведущими целями обновленной программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее разви...

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга Группа ЗПР №2 Методическая разработка «Какие профессии у дятла?» Подготовительная группа детей с ЗПР.

Содержание: 1. Цели и задачи. 2. Материал. 3. Виды детской деятельности. 4. Предварительная работа. 5. Ход занятия 5.1. Организационный момент. 5.2. Основная часть. 5.2.1. Знакомство...

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга Методическая разработка конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию « лепка» «Теремок для зверей

Сказки занимают большое место в развитии воображения и восприятия детей. Волшебные сказки и сказки о животных всегда были любимыми у детей. Дети узнают о животных, об их образе жизни и повадках. Созда...

Методическая разработка: «Путешествие на ферму» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Животный мир- важная часть нашей жизни. Каждый ребёнок познаёт окружающий мир, стараясь потрогать его и поиграть…Впервые с миром зверей человек сталкивается в дошкольном возрасте. Воспитывать л...