Главные вкладки

    Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания.
    картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

    Карпушева Лариса Янтимировна

    В картотеке размещён ы игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_igr_na_raz_dyhaniya.docx21.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 26»

    Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания.

    Подготовила воспитатель

                 Высшей квалификационной

                                                          категории  

    Карпушева Л.Я.

                                                             

    г.Сатка

    2018 г

    Игра «Лети, бабочка!»

    Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

    Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

    - Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

    Игра «Ветерок»

    Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

    Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".

    Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

    - Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

    Игра «Осенние листья»

    Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

    Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

    Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

    - Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
    Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

    Игра «Снег идёт!»

    Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: кусочки ваты.

    Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

    - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

    Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.


    Игра «Одуванчик»

    Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

    Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.

    - Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.

    Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.

    Игра «Вертушка»

    Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: игрушка-вертушка.

    Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

    Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:

    - Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

    Игра «Песня ветра»

    Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".

    Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.

    Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

    Игра «Летите, птички!»

    Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

    Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

    - Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!

    Игра «Катись, карандаш!»

    Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

    Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

    Игра «Плыви, кораблик!»

    Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

    Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

    - Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

    Игра «Весёлые шарики»

    Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: легкий пластмассовый шарик.

    Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. - Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!

    Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

    Игра «Воздушный шарик»

    Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

    Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
    Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

    - Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

    Игра «Уточки»

    Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.

    Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть.

    - Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.

    Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.

    Игра «Бульки»

    Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

    Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

    Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

    - Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

    Игра «Расти, пена!»

    Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

    Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

    -

    Игра «День рождения»

    Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование:
     зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.

    Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "день рождения мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей - зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" с зажженной свечой. -У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт - помоги мишке задуть свечи.

    Игра «Перышко, лети!»

    Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: птичье перышко.

    Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу-вверх.

    Игра «Свистульки»

    Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

    Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

    - Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани - олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

    Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

    Игра «Мыльные пузыри»

    Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

    Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

    Игра «Милиционер»

    Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: свистки.

    Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров. - Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - давайте поиграем

    Игра «Подуй в дудочку!»

    Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

    Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах - одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.

    Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.

    Игра «Музыкальный пузырёк»

    Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см).

    Ход игры: Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру.

    - Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк - гудит как труба.

    Игра «Надуй игрушку!»

    Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

    Ход игры: Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

    - Посмотрите, наши игрушки совсем больные - худенькие, без животиков... Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!

    Игра «Бумажный флажок»

    Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см).

    Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).- Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер - вот так! Флажки полощутся на ветру! Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

    Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

    Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей

    Данная картотека содержит упражнения со звуками  для развития речевого дыхания, тематические упражнения  и упражнения для развития физиологического дыхания....

    Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания

    Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания....

    Картотека упражнений для развития речевого дыхания

    laquo;Речевое дыхание — основа правильной речи»...

    Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания

    Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Очень важно научить ребёнка правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. ...

    Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания

    Картотека игр и упражнений  на развитие  речевого дыхания. Описание и оборот - картинки. Готова к распечатке....

    Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания (для детей старшего дошкольного возраста)

    Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков....