Дидактическая игра "Поле слов"
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

Мальцева Анна Олеговна

Эта игра может быть использована при изучении любой лексической темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.i._pole_slov.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Поле слов»  Средний возраст.

Эта игра может быть использована при изучении любой лексической темы.

Цель: Формирование грамматически правильного строя речи.

Задачи:

• активизировать пассивный словарь ребенка;

• развивать  зрительное восприятие;

• развивать образное мышление, фантазию.

• Повышать заинтересованность в изучении лексического материала.

Оборудование:

• игровое поле с нанесенным ядром и концентрами вокруг него, цветные фишки - геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал);

Концентры – это уровни прохождения игры связанные друг с другом одной темой и отличающиеся сложностью материала.

• предметная картинка с изображением «главного» слова, картинки - символы с изображением  ситуаций.

в зависимости от лексической темы может быть дан наглядно-действенный образ (имитация движения).

Ход игры:

Дети садятся на ковер вокруг игрового поля. Педагог загадывает загадку о «главном»слове. Затем предлагает детям рассмотреть предметную картинку с изображением предмета («главного» слова) и прикрепляет ее на игровом поле.

Перед детьми ставится задача придумать как можно больше слов-признаков и заполнить цветными фишками концентры, на каждое слово одна фишка.

Выигрывает тот, кто соберет больше всего фишек.

Рассмотрим эту игру на примере темы «Дикие животные»

Например, «главное» слово – медведь.

1 вариант игры.

1. Загадка:

«Он большой и косолапый,

По ночам сосет он лапу

Громко может он реветь,

А зовут его… (медведь)

Появляется  Картинка-символ.

2. Заполнение 1 - го концентра.

Перед детьми ставится вопрос«КАКАЯ ГОЛОВА у медведя?» .

Варианты ответов:

Голова - большая, крупная, страшная, огромная, умная, вертлявая, косматая.

3. Заполнение 2 - го концентра.

Перед детьми ставится вопрос: « КАКИЕ УШИ у медведя?»

Варианты ответов:

Уши – круглые, мягкие, небольшие, мохнатые, черные, чуткие.

4. Заполнение 3 - го концентра.

 Перед детьми ставится вопрос: «КАКИЕ ГЛАЗА у медведя?»

Варианты ответов:

Глаза – маленькие, зоркие, сердитые, злые, добрые, больные, красивые.

5. Заполнение 4 - го концентра.

Перед детьми ставится вопрос: «КАКАЯ МОРДА  у медведя?»

Варианты ответов:

Морда – хищная, зубастая, слюнявая, грязная, сырая, злая, мокрая, противная, добрая, веселая, страшная, большущая.

6. Заполнение 5 - го концентра.

Перед детьми ставится вопрос: «КАКОЕ ТУЛОВИЩЕ  у медведя?»

Варианты ответов:

Туловище – лохматое, грязное, бурое, черное, коричневое, мохнатое, большое, толстое, пузатое, неуклюжее, ленивое, спящее, маленькое, худое, громадное, жирное.

2 вариант игры (УСЛОЖНЕНИЕ).

1. Загадка:

«Он большой и косолапый,

По ночам сосет он лапу

Громко может он реветь,

А зовут его… (медведь)

2. Заполнение 1 - го концентра.

Перед детьми ставится вопрос«КАКАЯ ГОЛОВА у медведя?» и предлагается описать все что есть на голове.

Картинка-символ:

Варианты ответов:

Голова - большая, крупная, страшная, огромная, умная, вертлявая, косматая.

Уши – круглые, мягкие, небольшие, мохнатые, черные, чуткие.

Глаза – маленькие, зоркие, сердитые, злые, добрые, больные, красивые.

Морда – хищная, зубастая, слюнявая, грязная, сырая, злая, мокрая, противная, добрая, веселая, страшная, большущая.

3. Заполнение 2 - го концентра.

Перед детьми ставится вопрос«КАКОЕ ТЕЛО у медведя?» и предлагается описать все что есть на теле.

Картинка-символ:

Варианты ответов:

Туловище – лохматое, грязное, бурое, черное, коричневое, мохнатое, большое, толстое, пузатое, неуклюжее, ленивое, спящее, маленькое, худое, громадное, жирное.

Лапы – широкие, когтистые, мохнатые, грязные, сырые, сухие, мягкие, вкусные (когда лапу сосет, вонючие (от болота, ягодные, рыбные (когда ест рыбу и ягоды).

Хвост – маленький, незаметный, ненужный, куцый, безхвостый.

4. Заполнение 3 - го концентра.

По какой-либо ситуации.

Перед детьми ставится вопрос«КАКОЙ медведь?».

Например: Когда ловит рыбу, когда идет по лесу….

Картинка-символ:

Варианты ответов:

(медведь ловит рыбу) – осторожный, хитрый, умелый, ловкий, быстрый, мокрый, радостный, злой, голодный, сытый.

(медведь идет по лесу)- настороженный, голодный, злой, быстрый, сильный, шумный, дикий…

5. Заполнение 4 - го концентра.

Образные выражения.

Перед детьми ставится вопрос: «Про КАКОГО человека мы можем сказать, «Ты как медведь?»»

Варианты ответов: про толстого, жирного, неуклюжего, косолапого, ленивого, неумелого, немузыкального человека.

6. Заполнение 5 - го концентра.

Перед детьми ставится логическая задача.

Например, выделение лишнего слова из ряда слов:

*косолапый, неуклюжий, серебряный, сильный;

*сосет, грызет, летает, ломает. И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Слово в слове".

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста,  цель игры: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова....

Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ш " со стечением согласных в начале слова.

Картинки помогут автоматизировать слова начинающиеся со звука "ш" со стечением согласных в начале слова....

Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ш " .

Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ш " в закрытых слогах и в слогах со стечением согласных в середине слова....

Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ж "

Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ж " позволят автоматизировать звук....

Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " щ"

Картинки помогут автоматизировать в  словах звук "щ"...

Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " л " в прямых слогах

Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " л " в прямых слогах поможет быстро отработать навык...