Формирование речевого дыхания
консультация по развитию речи на тему

Рыжова Людмила Юрьевна

Одним из этапов логопедического воздействия является работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, а также речевого дыхания. Вподготовительных упражнениях, развивая органы артикуляции и вырабатывая определенный напор воздушной струи, мы тем самым создаем предпосылки для успешной подготовки соответствующего звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_rechevogo_dyhaniya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование речевого дыхания при коррекции звукопроизношения»

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам.

Работа по исправлению недостатков речи, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов. В первую очередь осуществляется принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение, принципе постепенности перехода от простого к  сложному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных особенностей.

       Одним из этапов логопедического воздействия является работа по           развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, а также речевого дыхания.

       В подготовительных упражнениях, развивая органы артикуляции и вырабатывая определённый напор выдыхаемой струи воздуха, мы тем самым создаём предпосылки для успешной постановки соответствующего звука.

Длительное произнесение ставящегося звука в слогах, словах и предложениях помогает тренировать язык и вырабатывать устойчивый  длительный выдох. Воздух выдыхается сильнее и продолжительнее именно на ударном слоге.

 Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

  1. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного обеда, желательно – натощак или через час после еды.

  2. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде.

  3. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Комплекс дыхательных упражнений  

           

1. СНЕГ.

     Ребенку предлагается подуть на вату, мелко нарезанные бумажки, пушинки и тем самым превратить комнату в заснеженный лес. Щеки не надувать.

               

2. КОРАБЛИКИ

     Подуть на бумажные кораблики, опущенные в таз с водой. Можно устроить соревнования. Чей кораблик быстрее доберется до пристани.

             

3. ФУТБОЛ

     Сделать из конструктора ворота и загонять в них шарик от пинг-понга.

             

4. ПУЗЫРЬКИ

     Дуть через трубочки от коктейля сначала в наполненный до краев стакан, а потом в стакан, наполненный наполовину.

               

5. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ.

     Пускать мыльные пузыри. Выдох плавный, длительный.

             

6. ДУДОЧКА

     Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух так, чтобы пузырек засвистел.

               

7. ГУБНАЯ ГАРМОШКА.

     Играть на губной гармошке, духовых инструментах (дудочке).

               

8. ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН.

     Можно использовать ароматические саше. Глубокий вдох через нос, выдох медленно через рот.

           

В подготовительный период, развивая фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова и звуки. Приступая к занятиям, уточняем произношение гласных звуков, затем более легких в произношении согласных звуков, далее свистящих, сонорных и йотированных согласных.

      При изучении гласных звуков целесообразно длительно произносить на одном выдохе гласные звуки сначала тихим, затем громким голосом;

Произносить на одном выдохе сочетаний из 2,затем 3 гласных звуков:

АУ,  УА,  АО,  ОА,  АИ,  ИА,  УИ,  ИУ …

АУИ,  АИУ,  УАИ,  УИА,  АОИ,  АИО,  ОАИ,  ОИА  …

Произносить на одном выдохе одинаковые слоги:

ФА-ФА,  ХА-ХА, ВА-ВА …

ФА-ФА-ФА,  ХА-ХА-ХА …

ФА-ФА---ФА-ФА-ФА,  ХА-ХА---ХА-ХА-ХА

Произносить на одном выдохе слоги с разными гласными:

ХА-ХО-ХИ                                      ФА-ФО-ФУ-ФЫ

ХО-ХИ-ХА                                      ФО-ФУ-ФЫ-ФА

ХИ-ХА-ХО                                       ФУ-ФЫ-ФА-ФО

      В дальнейшем проводятся упражнения для автоматизации звуков в речи ребенка на материале чистоговорок, стихов, скороговорок.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выставка пособий по формированию речевого дыхания

Идея выставки пособий по формированию речевого дыхания возникла после анализа дефектов звукопроизношения детей за несколько лет. Именно в нашем дошкольном учреждении очень много стало попадаться детей...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)​Описывает значение речевого дыхания для детей с нормальным речевым развитием и для детей...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....