Статья «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»
статья по развитию речи на тему
Данная статья раскрывает раскрывает необходимость развития мелкой моторики рук через пальчиковые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»
Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.
Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы.
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать.
Не удержишь карандаш – Не получится пейзаж.
В. Лирясова
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо, поэтому необходимо развивать мелкую моторику детей с раннего возраста.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого. Способствуют развитию творческой деятельности. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Помогают в игре формировать элементарные математические представления. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила:
Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры
Консультация для родителей...
Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»
Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, развиваются структуры и функции головного мозга, что ра...
Развитие сенорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспит...
Консультация для родителей «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры»
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспит...
Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры
Консультация для родителей...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая ...