Главные вкладки

    Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
    консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

    Меркулова Елена Анатольевна

    Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"


    Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска, Ростовской области6 МЕРКУЛОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
    «РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС «Голубые дорожки» г. Волгодонска, Ростовской области:
    МЕРКУЛОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА.

    Уважаемые коллеги!

    В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

    Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому перед педагогами стоит такая цель, как развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

    Для достижения цели выделила следующие задачи:

    • Сформировать интерес к художественной литературе.

    • Расширять и активизировать словарный запас детей.

    • Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

    • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

    • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

    Развивать творческие способности у детей.

    Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.

    В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

    В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей интерес к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

    Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

    Процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой включает, как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий, что оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

    Круг детского чтения в старшем дошкольном возрасте составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

    Именно в возрасте 5-7 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги.

    Лучшими изданиями признаны сборники "Русские сказки", "Жили-были".

    Из изданий фольклора специалисты рекомендуют "Трыпцы-брынцы, бубенцы" - русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

    Из поэтических произведений для детей 5-7 лет целесообразно знакомство прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.

    Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки "Для детей") и Л. Толстого ("Для детей" и "Азбука"). Очень любимы детьми 5-7 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках "Живая шляпа" (1986) "Бобик в гостях у Барбоса" (1991). Нельзя пройти мимо издания сборника "Аленушкины сказки" в который вошли сказки многих детских писателей. Нельзя представить книжного собрания для детей 5-7 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов ("Львенок и черепаха", Г. Циферов ("Сказки старинного города").

    Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", Бр. Гримм "Бременские музыканты".

    Не одно поколение 5-7 летних детей выросло на книжке-картинке "Приключение Пифа", на сказке Киплинга "Слоненок". Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках "Крошка Енот и другие", куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошкольного возраста.

    Среди лучших книг о живой природе следует назвать "Большие и маленькие"
    Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

    Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей. Детей порадует любой из следующих журналов: "Воробушек", "Колокольчик", "Веселые картинки". Очень по душе детям придётся журнал "Дисней для малышей" со знакомыми героями и наполненный разного рода играми, головоломками, кроссвордами и т. п.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация на тему: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста".

    Игровая деятельность - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой,именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических...

    Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста.

    Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста. Из опыта работы...

    Консультация на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

    Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его псих...

    Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста

    Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка и его формировании...

    Статья "Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста".

    Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного ...