Консультация для педагогов на тему: «Познавательно – речевое развитие детей при проведении игр развивающего характера».
консультация по развитию речи на тему

Шаповалова Наталья Вячеславовна

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

 «Познавательно – речевое развитие детей при проведении игр развивающего характера».

Подготовила: воспитатель Шаповалова Н.В.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза - индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека (и, пожалуй, важнейший), первый его "университет". Но в отличие от студента настоящего университета ребенок занимается сразу на всех факультетах. Он постигает (конечно, в доступных ему пределах) тайны живой природы и природы неживой, усваивает азы математики. Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается он и к филологическим наукам, приобретая умения не только эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потому что приобретает способность на только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов — предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития личности ребенка

Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки по мотивам сказок и литературных произведений. Старшие дошкольники охотно играют в сказки "Лиса, заяц и петух", "Кот, петух и лиса", "Муха-цокотуха", "Гуси-лебеди". Нравятся им и совсем детские сказки: "Волк и семеро козлят", "Репка", "Колобок". Дети заимствуют из сказки образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок, народные игры "Гуси-лебеди", "Репка", "Краски", "Где мы были, мы не скажем" и др.

Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями, преодолению формальной сочинительной связи способствует ситуация "письменной речи", при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает. Такую диктовку можно использовать при изготовлении детских книжек, альбома детского творчества.

Речевые игры-помощницы:

Прилагательные(мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой)
Существительные(день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность)
Глаголы(бежать-стоять,смеяться-плакать,кричать-молчать,открывать-закрывать)
Какими словами можно сказать про то ,что может делать котёнок? (лакать,лазить,царапаться,мяукать,мурлыкать,играть,лежать,смотреть,и т.д.)
Что делает котёнок, когда его берут на руки?(прижимается, мурлычет, смотрит и т.д.)

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по – разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.


                                      Литература:

  1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д, 2004.
  2. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  3. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль, 2004.
  4. Коноваленко В.В. и С.В. «Развитие связной речи по теме «Лето», Москва/2006 г.
  5. Дурова Н.В. «Очень важный разговор», Москва «Мозаика-Синтез»/2000 г.
  6. Фёдорова Г.П. «На золотом крыльце сидели», С.-Петербург «Детство-Пресс»/2000 г.

  1. Белоусова Л.Е. «Удивительные истории», С.-Петербург «Детство-Пресс»/2000 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формы работы по речевому развитию детей в ДОУ в соответствии с ФГТ.

Раскрыты актуальность перестройки образовательного процесса. Речь как ведущее средство общения. Образовательная область"Коммуникация" . Основное внимание уделено основной форме педагогического воздейс...

Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста».

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества реч...

Статья: Познавательно-речевое развитие детей при проведении игр развивающего характера

Статья направлена для успешной реализации разделов программы воспитания и обучения  детей в детском саду....

Консультация для педагогов «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи...

Консультация для педагогов "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...