Картотека игр и упражнений для детей 2 младшей группы
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему
Картотека игр и упражнений, направленные
на формирование звуковой стороны речи
для детей 2 младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка №1 Кого как зовут? (Проводится в начале учебного года.) Наглядный материал. Кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др. Дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель подходит к кому-либо из них и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. Если он молчит, то взрослый помогает ему: "Тебя зовут Леночка, Вова?" Он просит назвать свои имена еще нескольких детей, а затем спрашивает 2- 3 детей, как зовут других малышей, например девочку с красным бантиком, мальчика в белой рубашке. После этого воспитатель показывает куклу и говорит: "Эту куклу зовут Аленка. Как ее зовут?" Дети отвечают. "А это кто?" - спрашивает он и показывает кошку. "Киска". - говорят малыши. "Эту кошку зовут Мурка". Дети повторяют кличку кошки. Затем педагог показывает собаку, корову, козу, других животных, предлагает малышам придумать им клички или сам называет их и просит повторить 3-4 детей. Дети повторяют вслед за воспитателем. Воспитатель следит, чтобы дети отчетливо и громко называли свои имена, имена товарищей, куклы, клички животных. | Карточка №2 Да или нет Наглядный материал. Игрушка мишка. Воспитатель держит мишку, показывает и называет основные части его тела: голову, лапы, уши, нос, глаза и т. д. Затем он просит детей показать, где у мишки нос, глаза, лапы и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами "да" или "нет" на такие вопросы: "Есть у мишки нос? Есть у мишки ушки?" и т. п. Чтобы дать ответ, дети должны внимательно слушать. Воспитатель чаще вызывает малоактивных детей, а также тех, кто говорит неохотно или очень тихо. Аналогичные игры можно проводить, используя и другие игрушки, например машину. |
Карточка №3 Угадай, что звучит Наглядный материал. Игрушки: барабан, колокольчик, молоточек, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит детей повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название. | Карточка №4 Выполни задание Наглядный материал. Игрушки: кукла, зайка, мишка, мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина. Воспитатель раскладывает на столе, а также на видных местах в комнате игрушки и предлагает детям выполнить с ними определенные действия. Вот примерные задания, которые он дает детям: "Лариса, подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать в кроватку; Петя, посади мишку в машину и отвези его в игровой уголок; Вова, возьми куклу и дай Наташе; Тамара, подойди к Наташе, возьми у нее куклу и посади ее на стульчик; Таня, принеси мяч и положи его на стол; Света, возьми мяч и дай его Коле; Зина, надень зайке шапку и рубашечку; Катя, возьми у Коли мяч и положи его в шкаф". Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно выполняли задания без напоминаний, он старается чаще привлекать малоактивных детей. |
Карточка №5 Назови животных и скажи, кто как кричит Наглядный материал. Коробка, игрушечные животные и птицы: собака, щенок, лошадка, гусь и др. Воспитатель вынимает из коробки одну из игрушек и спрашивает, кто это. После того как дети назовут животное, он просит их показать, как оно кричит. Так малыши должны узнать собаку и "полаять" (аф-аф), щенка и "потявкать" (тяф-тяф), лошадку (и-го-го), лягушку (кваква), гуся (га-га-га), кукушку (ку-ку). Воспитатель добивается, чтобы дети правильно называли животных, внятно произносили все звуки в звукоподражаниях. | Карточка №6 Угадай, кто (что) это Наглядный материал. Игрушки: коза, овечка, мышка, машина. Сначала воспитатель показывает детям козу и овечку и напоминает им, как они кричат: коза - меее, овечка - беее. Затем он предлагает угадать на слух, кто кричит, и произносит: "Меее". Дети отвечают: "Коза". Воспитатель показывает козу. "А это кто?" - спрашивает он и произносит: "Беее". Дети отвечают: "Овечка". Педагог показывает овечку. После этого воспитатель показывает машину и мышку и напоминает детям, какие звуки издает машина (гудит - биии), как пищит мышка (пиии). После повторения малыши определяют на слух, гудит ли машина или пищит мышка. Воспитатель следит, чтобы дети точно различали на слух указанные звукосочетания, правильно их произносили и соотносили с соответствующей игрушкой. |
Карточка №7 Гусь и гусята Наглядный материал. Игрушки: гусь, гусята. Воспитатель показывает детям игрушечного гуся и предлагает вспомнить, как он кричит. Дети произносят га-га-га. Затем воспитатель рассказывает и показывает действия с игрушками: "Вывел гусь гусят на лужайку. Разбежались гусята, щиплют травку. Гусь зовет гусят: "Га-га-га, идите ко мне!" Звукосочетание га-га-га он произносит громко и предлагает детям так же громко повторить его - позвать гусят. Малыши повторяют. Групповые ответы чередуются с индивидуальными. "Гусята маленькие, - продолжает воспитатель. - они не могут так громко кричать, послушайте, как они отвечают". Произносит га-га-га тихо. Дети повторяют так же тихо. После того как ответят 4-5 детей, воспитатель предлагает всем слушать и отгадывать, когда кричит гусь, а когда гусята, и произносит га-га-га то громко, то тихо. Дети отвечают и показывают соответствующие игрушки. Воспитатель следит за тем, чтобы дети воспроизводили звукоподражание с нужной степенью громкости, правильно определяли, кто кричит громко, а кто - тихо. Чаще он вызывает тех детей, которые говорят очень тихо или, наоборот, крикливо. | Карточка №8 Чудесный мешочек (Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы) Наглядный материал. Мешочек; мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок. Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к некоторым детям (3-4) и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Воспитатель добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, педагог подсказывает ему. |
Карточка №9 У кого такой предмет? Наглядный материал. Предметные картинки (большие и маленькие). У каждого ребенка на столе лежит маленькая картинка с изображением одного предмета (лучше, если у всех будут картинки на определенную тему: посуда, одежда, мебель). Воспитатель предлагает детям рассмотреть свои картинки, некоторых спрашивает, что нарисовано на его картинке. Затем он называет предмет (например, спрашивает: "У кого на картинке нарисована чашка?") и предлагает тем, у кого есть картинка с изображением данного предмета, показать ее всем детям. Сам воспитатель показывает большую картинку с изображением того же предмета, дети сравнивают их, и несколько человек называют предмет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно соотносили название предмета со своими картинками, четко и громко произносили слова. | Карточка №10 Едят или не едят? (Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы) Воспитатель называет вперемешку продукты питания (и предметы, которые есть нельзя: капуста, редиска, хлеб, машина, сахар, конфета, карандаш, апельсин, суп, кисель, паровоз и т. д. - и предлагает детям хлопать в ладоши в тех случаях, когда они услышат названия продуктов питания. Групповые ответы чередуются с индивидуальными. Для этого воспитатель обращается к отдельным детям. Воспитатель произносит слова в слегка замедленном темпе, после каждого слова делает короткую паузу, чтобы дети имели возможность подумать, следит за тем, чтобы все принимали активное участие в игре. Цель игр и упражнений, приведенных ниже, - упражнять детей в правильном произношении определенных звуков в словах, учить их чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками. |
Карточка №11 Магазин (Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы) Наглядный материал. Игрушки, в названиях которых есть звуки м, п, б (мь, пь, бь): матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка и др.; кукла. Воспитатель расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. "Я буду продавцом", - говорит он и переспрашивает: "Кем я буду?" Дети отвечают. "А вы будете покупателями. Кем вы будете?" - "Покупателями", - отвечают дети. "Что делает продавец?" - "Продает". - "Что делает покупатель?" - "Покупает". Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать, дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка: "Светлана, подойди ко мне. Какую игрушку ты хотела бы купить?" Девочка называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает ей попросить вежливо: "Скажи: "Дайте, пожалуйста (пожалуйста выделяет голосом), мне мишку". Девочка повторяет. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. "Все игрушки распроданы, - говорит тогда воспитатель, - а нашей Машеньке (берет куклу и сажает посередине стола) ни одной не досталось. Скучно Машеньке без игрушек". Воспитатель предлагает детям подарить кукле Машеньке все купленные игрушки. Дети поочередно подходят со своими игрушками к столу и произносят: "Машенька, возьми матрешку. Машенька, возьми мой барабан". И т. д. "Рада Машенька, что вы все такие добрые, - говорит воспитатель. - Много у нее игрушек. Вот как она с ними играет. (Показывает, как кукла катает машину, играет на барабане, на балалайке.) Наигралась Машенька, - продолжает педагог, - устала, хочет спать". Воспитатель укачивает куклу, кладет ее в кровать и предлагает детям тихо, чтобы не разбудить Машеньку, уйти с занятия. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м, п, б (мь, пь, бь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками. | Карточка №12 Все спят Наглядный материал. Фланелеграф и картинки с изображением спящих животных, упоминаемых в стихотворении, и детей.Воспитатель читает стихотворение А. Введенского "Песня машиниста". Затем он предлагает детям послушать стихотворение еще раз и при этом договаривать слово спят. Педагог снова читает стихотворение; называя животное, он ставит на фланелеграф картинку с его изображением. Воспитатель. Спят ли волки? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. Спят ли пчелки? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. Спят синички? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. А лисички? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. А тюлени? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. А олени? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. А все дети? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. Все на свете Дети. Спят. Спят. Воспитатель следит за тем, чтобы в слове спят дети правильно произносили звук с. Групповые ответы чередуются с индивидуальными. Для этого педагог обращается к отдельным детям: "Вова, спят синички?" При проведении этого и подобных упражнений для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать малоактивных детей или детей, испытывающих затруднения в произношении данного звука. Одним это поможет включиться в общую игру, а для других станет дополнительным упражнением в произношений трудного звука. |
Картотека игр и упражнений, направленные
на формирование звуковой стороны речи
для детей 2 младшей группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-415740-1394993375.jpg)
Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшей группы
Игра «Угадай, что делать»Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.Подготовительная работа. Приготовить по 2 флаж...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-427555-1402940188.jpg)
Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшей группы
Раздел: "Введение в звуковую действительность"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/22/picture-368186-1387687597.jpg)
Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшей группы
Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшей группы "Введение в звуковую действительность" ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/13/picture-849889-1555154681.jpg)
Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 97 г. Дзержинска, Нижегородской обл.»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/03/picture-486600-1528057238.jpg)
Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшей группы
Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшей группы "Введение в звуковую действительность"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873880-1483972642.jpg)
Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшей группы
Игра «Угадай, что делать»Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.Подготовительная работа. Приготовить по 2 флаж...