Конкурс. Конспект НОД "Я умею составлять синквейн"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Цель: создание социальной ситуации обучения сочинению стихов посредством дидактического синквейна.

 

Задачи:

Коррекционные:

- обогащение и активизация словаря;

- развитие грамматического строя речи;

- закрепление понятий: предмет, признак предмета, действие предмета.

Образовательные:

- научить использовать модели существительного, прилагательного, глагола при составлении текста синквейна;


- ознакомить с методом составления синквейна с опорой на алгоритм – модель.

Развивающие:

- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

 

Ход образовательной деятельности:

 

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

 

 

 

 

 

БОС оборудование.

 

В сундуке находятся 2 снежинки, 2 елочки, 2 снеговика, 2 Деда Мороза.

Входит в группу учитель – логопед.

 

- Здравствуйте, ребята!

-Я не просто к вам пришла

Сундучок вам принесла.

В него ручки запустите

И сюрпризы там найдите.

 

- К какому времени года подходят эти предметы?

Дети играют в свободные игры.

 

 

 

Дети по очереди угадывают на ощупь предметы, называют их.

 

Ответы детей (зима)

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

 

 

Условия для развития мелкой моторики

 

 

Условия для поддержки речевой активности.

Основная часть.

 

- Ребята, послушайте стихотворение.

Зима.

Холодная, белая.

Наступает, вьюжит, морозит.

Я люблю зимнее время года.

Снег.

- Что вы думаете об этом стихотворении?

- Это нерифмованное стихотворение, которое состоит из пяти строк, ровно столько сколько пальцев у вас на одной руке. Покажите.

Дети слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей, рассуждения

Условия для поддержки

развития внимания

 

 

 

Условия для

стимулирования речевой активности.

 

Учитель - логопед пишет цифры в столбик на ватмане.

 

- Сейчас я буду писать цифры, а вы считайте строки вместе со мной: первая строка, вторая строка, третья строка …

Каждая строка синквейна содержит определенные слова:

1. Первая строка содержит одно слово. Например, зима.

2. Во второй строке два слова. Зима, какая?

3. Третья строка содержит три слова. Зима, что делает?

4. В четвертой строке мы составляем предложение.

5. А на пятой строке – одно слово.

По этой схеме мы с вами можем составить любое стихотворение.

Дети считают.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей (холодная, белая)

Ответы детей (наступает, вьюжит, морозит)

 

Ответы детей (Я зимой катаюсь с горки)

Ответы детей (Мороз)

Условия для развития речевой активности.

 

Дыхательная гимнастика с помощью интерактивных игр «Мерсибо».

- Ребята, давайте немного поиграем.

Ответы детей.

Условия для развития дыхания.

 

 

- Снежинки разлетались у вас так быстро, а вы умеете так быстро говорить?

Ответы детей (рассказывают скороговорки)

Условия для развития речевой активности.

 

На столах заранее приготовлены открытки с кармашками, картинки с изображением предметов, набор слов.

Работа по составлению синквейнов.

- Ребята, поделитесь по парам.

 

 

- Предлагаю вам пройти за столы и составить собственные стихотворения.

Дети делятся на пары (соединяются по одинаковым предметам, которые они нашли в сундучке)

Условия для стимулирования самостоятельной работы в группах.

 

Составление синквейна

 

Учитель – логопед предлагает детям выбрать картинку с изображением предмета и поместить в кармашек на левой стороне листа, а на правой стороне листа расположить слова по схеме.

Так как дети впервые выполняют задание, то слова они просто выбирают из предложенных.

Подбирают слова подходящие по смыслу к картинке.

Условия для стимулирования речевой активности.

 

 

Звучит музыка.

Когда все схемы заполнены учитель – логопед предлагает прочитать свои стихи выразительно.

Дети читают стихи.

Условия для развития выразительности речи.

 

 

Заключительная часть.

Рефлексия.

 

- Вам понравилось сочинять стихотворения?

- Кому бы вы хотели подарить свою открытку?

Ответы детей.

 

 

Условия для выражения своего мнения.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учимся составлять синквейн".

Учебно - методическое пособие для педагогов, учителей, логопедов, воспитателей, родителей....

Мастер-класс для родителей "Учимся составлять синквейн"

Мастер-класс для родителей "Учимся составлять синквейн"...

Учимся составлять синквейн с детьми.

Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и спо...

Презентация "Учимся составлять синквейн"

Презентация по составлению синквейнов...

Мастер - класс для родителей и педагогов ДОУ «Учимся составлять синквейн»

      Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. У дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ ...

Рекомендации для родителей "Учимся составлять синквейн"

Рекомендация по составлению синквейна...