Дидактические игры и упражнения по развитию речи
картотека по развитию речи на тему

Гордейчук Элина Анатольевна

Дидактические игры и упражнения по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_leks._temam.docx89.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игрушки»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать обобщающее понятие «игрушки».

Различение значений и употребление предлогов;

Употребление существительных в родительном падеже в единственном и       множественном числе.

Учить строить фразу из 2—4 слов.

Оборудование: игрушки: мяч, кубик, машинка, мишка, кукла, большой грузовик.

Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»

Есть игрушки у меня:            хлопают

Паровоз и два коня                загибают пальчики

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход.

Самосвал, подъемный кран,

Настоящий великан.

Сколько вместе                      встряхивание кистей

Как узнать?

Помогите сосчитать.

Упражнение «Помоги Пете» Помогите  нашему знакомому Пете. Видите, какой беспорядок у него в комнате? Он никак не может найти свои игрушки. Давайте покажем и назовем все игрушки, которые есть в комнате.

Игра: «Волшебный платочек»

Для игры Вам понадобится платочек и различные игрушки ребёнка. Взрослый сначала называет игрушку, затем накрывает её (или их) платком. Например: «Вот машина  (накрывает платком), нет машины».  Далее предлагает ребёнку стать волшебником и прятать игрушки. Взрослому необходимо следить за правильностью речевого высказывания ребёнка.

Игра «Из чего сделана игрушка?» Взрослый называет,  из чего сделана игрушка, а ребенок говорит какая она.

машина сделана из железа, она — железная; самолет сделан из пластмассы, он…; матрешка сделана из дерева, она…; мишка сделан из плюша, он…; кукла сделана из резины, она… и т.д.

Игра: «Уберём игрушки вместе»

Взрослый предлагает ребёнку убрать игрушки на свои места и проговаривать выполняемое действие. Например: «Машину я поставлю в гараж. Куклу посажу за стол и т.д.»

Можно соревноваться, кто больше уберёт игрушек.

Составь рассказ об игрушке по плану: - Как она называется? - Какого она цвета? - Какая она по размеру? - Из чего она сделана? - Какая она по цвету? - Какая она на ощупь? - Из каких деталей она состоит? - Как можно с ней играть?

Тема: «Детский сад»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать понятие, что логопед, воспитатель, няня - это профессии.

Учить строить простую фразу из 2—4 слов.

Развивать произвольное внимание, память.

Оборудование: сюжетные картинки из пособий «Профессии»,

 «Маленькие     помощники», «Вот какой наш детский сад».

Пальчиковая гимнастика: «Дружные ребята»

Чтобы пальчики считались,              пальчики сжимаем, разжимаем

Дружно вместе собирались,              «бутон»

Чтобы пуговку пришить,                  движения по тексту

Гвозди ловко в пол забить,

Чтобы петь, играть, болтать              «фонарики»

Надо ручки развивать!

Игра с мячом: «Назови, кто работает в детском саду»

— Кто работает в группе?

— Что делает логопед (воспитатель, няня)?

Акцентировать внимание детей на том, что логопед, воспитатель, няня — это профессии.

Упражнение «Как кого зовут».

 Как зовут логопеда (воспитателя, няню)?

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

С помощью короткой считалки «Раз, два, три, водящим будешь ты!» — выбрать водящего. Участники игры говорят водящему: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» и имитируют, что подметают пол. Водящий должен дать полный ответ на вопросы: «Что делают дети?», «Кто подметает в группе пол?» — и т.д.

Тема: «Овощи»

Цель:

Уточнить и расширить словарь по теме.

Формировать обобщающее понятие «овощи».

Формировать умение употреблять имена существительные в именительном

 падеже множественного числа.

     Образование и употребление существительных с уменьшительно –

     ласкательными  суффиксами;

     Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

     Учить строить фразу из 2—3 слов.

Оборудование: муляжи или натуральные овощи (огурец, помидор, репа, морковка, картофель), кукла, предметные картинки, карандаши или цветные полоски красного, синего, зеленого, желтого, коричневого и оранжевого цветов, наборное полотно.

Пальчиковая гимнастика: «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

Вы должны рассмотреть картинку, назвать и показать все овощи, изображенные на ней.

Игра: «Угостим зайца и зайчонка»

Взрослый предлагает ребёнку поиграть в зайцев: «Я буду зайцем (зайчихой), а ты зайчонком. Я буду называть большой овощ, а ты маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок,   горох – горошек, репа – репка.

Рекомендую повторно провести игру, усложнив её употреблением существительного в Тв.п., например: «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.»

Игра: «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово.

В теплице растут зелёные…(огурцы) и круглые, красные…(помидоры).

Из земли выкопали  крупную, серую…(картошку).

В винегрет мама порезала красную, круглую…(свеклу) и оранжевую…(морковь).

Бабушка засолила целое ведро белокочанной…(капусты).

Игра «Составь предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью. Помидор круглый, а морковка… Огурец овальный, а тыква… Лук горький, а морковка… Огурец зеленый, а свекла… Редиска мелкая, а редька… Кабачок большой, а тыква… Помидор кислый, а чеснок… Морковка в земле, а помидор…

Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем». Выучить с ребенком наизусть. Собрала урожай Зина и сложила его в корзину: Вот помидор красный — овощ прекрасный, Вот овальный огурец — зеленый молодец, Вот морковка-краса — длинная коса, Вот вкусная картошка — для супа и окрошки, Вот крупная  свеклуша — мы любим ее кушать.

Чиполлино с друзьями пришли к тебе в гости, они очень хотят посмотреть, какой ты умный. Они будут играть с тобой, и задавать тебе очень трудные вопросы. Будь внимателен, за хорошую работу они тебя наградят! Зачем человеку нужны овощи? Что можно готовить из овощей? Как люди заготавливают овощи на зиму

Тема: «Фрукты»

Цель:

Уточнить и расширить словарь по теме.

Формировать обобщающее понятие «фрукты».

Учить различать и практически использовать единственное и множественное число имен существительных.

Согласование существительных и прилагательных с числительным;

Образование единственного и множественного числа существительных.

Учить строить фразу из 2—4 слов.

Оборудование: муляжи фруктов и соответствующие им предметные картинки

Ребенок  перечисляет  названия фруктов и обводит контур названного фрукта пальцем.

Игра «Назови ласково». Взрослый называет большой фрукт, а ребенок маленький.

яблоко — яблочко; апельсин — апельсинчик и т.д.

Игра « Что приготовим?». Взрослый называет фрукт, а ребенок что из него можно приготовить. Из яблока — яблочное повидло; из банана — банановое пюре; из лимона —лимонный сок; из груши— грушевый компот.

Игра: «Сколько фруктов в магазине»

Для этой игры вам понадобятся картинки с изображениями фруктов или муляжи. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Магазин» и сосчитать фрукты, называя их цвет или размер.

Например:  Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблока… пять жёлтых яблок.

Игра: «Маловато будет!»

Для этой игры можно взять любую мягкую игрушку (например, собачку). Ребёнку предлагают поиграть с этой собачкой и говорят о том, что ей всего мало: ей предлагаешь яблоко, а она требует яблоки, ей даёшь груши, а она кричит – груши и т.д. Таким же образом взрослый называет слово в единственном числе и предлагает ребёнку назвать это слово во множественном числе:

Яблоко – яблоки                                                   Персик – персики

Груша – груши                                                       Абрикос – абрикосы

Апельсин – апельсины                                        Банан – бананы

Мандарин – мандарины                                     Ананас – ананасы

Пальчиковая игра: «Фрукты»

Мы купили в магазине         (руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)

Груши, персики и сливы      (правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)

И бананы, и хурмы

И домой всё отнесли.           (левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем)

Тема: «Грибы, ягоды»

Цель:

Уточнить и расширить словарь по теме.

Формировать обобщающее понятие «грибы, ягоды».

Различать и употреблять предлоги

Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

Оборудование: муляжи грибов и соответствующие им предметные картинки.

Пальчиковая гимнастика: «Грибы»

Топ-топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

(сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)

Какие грибы ты  увидел  на картинке. Назови их

Игра «Назови много». Дети должны закончить предложение: «В лесу много…»

( грибов, ягод, животных, деревьев, листьев и т.д.)

Игра «Что это?» Дети должны закончить предложение, а потом  повторить его полностью.. Земляника, черника, брусника – это ( ягоды)

Игра: «Удачливый грибник»

Взрослый называет гриб в единственном числе, а ребёнку  предлагает стать «Удачливым грибником» и найти много грибов.

Образец: Взрослый: «Я нашёл подберёзовик». Ребёнок: «Я нашёл много подберёзовиков».

Маслёнок – много маслят                          Лисичка – много лисичек

Моховик – много моховиков                     Подосиновик – много подосиновик

Боровик – много боровиков                      Сыроежка – много сыроежек

Опёнок – много опят

Игра: «Запасливая Белка»

Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Запасливых Белок» и для этого им понадобятся грибы. Вместе с ребёнком  рисует на небольших листах бумаги грибы или делают аппликации, так чтобы на каждом был один гриб. Затем он предлагает спрятать запасы.

Образец: Взрослый: «Я спрячу гриб под стол». Ребёнок: «Я спрячу гриб в шкаф».

Когда все грибы спрятаны, взрослый предлагает их найти.

Например: «Я нашёл гриб за дверью».

Тема: «Осень»

Цель:

Формировать представление об осени, ее признаках.

Образование относительных прилагательных;

Согласование прилагательных с существительными

Учить строить фразу из 2-4 слов.

Оборудование: картинка «Осень», поддувалочки (осенние бумажные листья на ниточках), щенок Тузик.

Пальчиковая гимнастика: «Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

Игра  картинка-загадка «Что ты видишь?» Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвести изображение пальцем.

Ребенок  должен  усвоить: основные признаки осени (похолодание, изменение окраски растений, опадание листьев, тучи, дожди; сбор урожая; перелет птиц на юг).

Игра «К нам пришла осень». Поиграйте с ребенком со словом «осень». Мы ждали… (осень). Долго не было… (осени). Мы рады… (осени). Мы одеваемся тепло… (осенью). Мы поем песни об… (осени). Мы любим… (осень).

Игра: «Какого листочка нет?»

Во время прогулки соберите букет из осенних листочков и предложите поиграть с листочками. Взрослый называет сначала, какой у него листочек: «У меня красный кленовый листочек». А затем прячет его за спиной и спрашивает у ребёнка: «Какого листочка нет?»

Если дома их высушить с помощью утюга, то можно выполнить аппликации с листочками («Осенний ковёр», «Бабочка», «Птичка», «Цветочек» и т.д.) или просто поставить их в вазу.

Игра: «Подскажи Тузику»

Для этой игры Вам понадобится игрушечный щенок Тузик. Взрослый говорит, что Тузик на улице гулял и пришёл домой весь мокрый.

Взрослый:

- Тузик, почему ты весь мокрый?

Тузик:

- На улице дождливый погода!

Взрослый, обращается к ребёнку:

- Подскажи Тузику, погода какая? (дождливая погода)

Тузик:

- А ещё ветер сильная. (сильный ветер)

Взрослый предлагает исправлять неправильные фразы.

- День холодная. (холодный день)

- В небе чёрный тучи. (черные тучи)

- На дороге большой лужи. (большие лужи)

Тема: «Деревья»

Цель:

Формировать представление о деревьях.

Образование относительных прилагательных;

Согласование прилагательных с существительными

Учить строить фразу из 2-4 слов.

Оборудование: картинки деревьев, поддувалочки (осенние бумажные листья на ниточках).

Пальчиковая гимнастика «Листочки».

Раз, два, три,

Четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

Упражнение «С какого дерева плод?» (по картинкам).

Упражнение «Скажи наоборот».

Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы большие, а у ели …

У клёна листья большие, ау берёзы …

У дуба ствол толстый, а у берёзы …

У берёзы ствол светлый, а у клёна …

Игра « Подбери словечко» Подобрать родственные слова: лист – листочек, листок, лиственный, лиственница, листопад; берёза - …, рябина - … .

Повторите с ребенком: что растет в лесу; кто в нем обитает; строение дерева, изменение его в зависимости от времени года; для чего нужны деревья.

Игра «Соберем гербарий»

Сорву с дуба дубовый лист.

Сорву с клена кленовый лист.

Сорву с березы березовый лист и т.д.

Назови  и покажи на рисунке  части  дерева: корни, ствол дерева, ветви, листья, крона, макушка дерева.

Тема: « Перелётные птицы»

Цель:

Уточнить и расширить словарь по теме.

Формировать обобщающее понятие «перелётные птицы».

Образование относительных прилагательных.

Учить подбирать слова – признаки и слова – действия.

Оборудование: Сюжетные картинки, картинки перелётных птиц.

Упражнение «Скажи наоборот».

Аист большой, а соловей маленький;

У аиста длинная шея, а у кукушки …

У соловья серая грудка, а у ласточки …

Аист белый, а грач …

Игра «Подбирай, называй, запоминай». Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков и слов-действий).

Кукушка (какая?) пёстрая, ….

Аист (какой?) важный, ….

Грач (какой?) чёрный, ….

Ласточка (какая?) быстрокрылая, ….

Перелётные птицы весной (что делают?) … .

Перелётные птицы осенью (что делают?) …

Пальчиковая гимнастика «Аист».

Собираем спички (счётные палочки) одними и теми же палицами рук: двумя указательными, двумя средними – до мизинцев (подушечками). На каждую стихотворную строчку – по одному движению (взятию спички):

Клюв длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у аиста

И журавля.

Игра  «Продолжи предложение».

Осенью улетают в жаркие края стаи журавлей, ласточек…

Мы расстаёмся до следующей весны со стрижами, аистами…

Упражнение «Исправь ошибку».

Чёрная стриж – чёрный стриж.

Белый лебеди - …

Серое журавль - …

Быстрый ласточка - …

Журавли кудахчут вдали - …

Курочка грызёт зернышки - … .

Тема: «Посуда»

Цель:

Уточнить и расширить словарь по теме.

Формировать обобщающее понятие «посуда».

Различать и употреблять предлоги

Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

Образование относительных прилагательных.

Оборудование: предметные картинки, детская посуда.

Пальчиковая гимнастика: «Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик5 тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

Игра «Помоги Пете». Вы должны помочь нашему Пете. Помогите ему найти и показать посуду. Только ее нужно не просто показать, но и разделить названия на слоги.

Игра «Что с чем?» чайник с носиком; терка с дырками; сковородка с ручкой; кастрюля с крышкой; тарелка с донышком и т.д.

Игра: «Резиночки»

Для этой игры Вам понадобится две резиночки, длинной 15-20 см. Взрослый предлагает поиграть с этой резиночкой. Он называет маленький предмет ( с уменьшительно – ласкательным суффиксом), а когда растягивает резиночку называет большой. Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку) – большая чашка. Так же он предлагает ребёнку называть большую и маленькую посуду.

Маленькая тарелочка – большая тарелка.

Маленькая кастрюлька – большая кастрюля.

Маленькая сковородка  – большая сковорода.

Маленький чайничек – большой чайник.

Игра: «Какая у нас есть посуда?»

Предложите ребёнку посмотреть, какая есть у Вас посуда. Например: Взрослый: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?» Ребёнок: «Стеклянный».

Кастрюля из алюминия – алюминиевая

Сковорода из чугуна – чугунная

Чашка из фарфора – фарфоровая и т.д.

Также можно поиграть в эту игру, когда вы будете вместе мыть посуду.

Рассмотрите  посуду  дома с ребенком,  пусть ребенок  расскажет, для чего нужна эта посуда, что можно делать с этой посудой. Подберет как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делать?» Например: У меня сковорода. На ней можно жарить котлеты и блины. Ее можно мыть, чистить.

Тема: « От зерна до булочки»

Цель:

Уточнить и расширить словарь по теме.

Формировать обобщающее понятие «хлебобулочные продукты».

Образование относительных прилагательных.

Учить подбирать слова – признаки и слова – действия.

Оборудование: Сюжетные картинки, предметные картинки.

Игра «Откуда хлеб пришёл».

Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

А в магазин как попал? – Из пекарни.

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

Из чего? – Из муки.

Из чего мука? – Из зерна.

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – Выросла в поле.

Кто её посеял? – Колхозники.

Отгадать загадки.

Вырос в поле дом, полон дом зерном. (Колос)

Без рук, без ног, а в гору лезет.     (Тесто)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.       (Хлеб)

Пальчиковая гимнастика «Пирог».

Выпал снег на порог,         Кончиками пальцев тихонько стучат по столу.

Кот слепил себе пирог.      «Лепят».

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк.        Плавные движения кистями – «ручеёк».

Пироги себе пеки -             «Грозят» пальцем.

Не из снега – из муки.

Игра «Подбери признак».

Хлеб (какой?) - …, булка (какая?) - ….

Игра «Подбери словечко» Подобрать родственные слова к слову ХЛЕБ. (Хлебница, хлебный, хлебушек)

Тема «Продукты питания»

Цель:

Уточнить и расширить словарь по теме.

Формировать обобщающее понятие «продукты».

Образование относительных прилагательных.

Усвоение категории творительного падежа.

Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из

Оборудование: предметные картинки, детская посуда.

Пальчиковая гимнастика «Машина каша».

Маша каши наварила,                              (Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила.                       Дети мешают в левой ладошке).

Положила маша кашу

Кошке – в чашку,                                     (Загибают по одному пальчику на левой руке).

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,        (Разжимают кулачок).

Всё до крошки раздала.        (Сдувают «крошку» с ладошки).

Игра «Чем угостишь друга?» Усвоение категории творительного падежа. Дети по образцу составляют предложения: «Я угощу…»

Игра «Что из чего?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из: сыр делают из молока; хлеб делают из теста; компот варят из фруктов; суп готовят из овощей и т.д.

Тема: « Обувь»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Познакомить с обобщающим понятием «обувь» и ее назначением.

Согласование существительных с притяжательными местоимениями

Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах. Усвоение  антонимов

Оборудование: обувь детей, кукла, обувь для куклы, большая и маленькая плоскостные куклы, парные предметные картинки с изображением обуви большого и маленького размеров.

Пальчиковая гимнастика: «Обувь»

Всюду, всюду мы вдвоём

Неразлучные идём.

(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

(загибают по одному пальчику, начиная с  большого)

Будем там тихонько спать.

(укладывают ладони на стол)

Выучить с ребенком стихотворение: Нарядили ножки в новые сапожки, Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, В грязь не заходите, сапожки не рвите.

Игра «Один—много»: сапог – сапоги, ботинок – ботинки, туфля – туфли, тапок- тапочки и т. д.

Игра «Скажи наоборот». Усвоение антонимов: большой — маленький, детский — взрослый, короткий — длинный, чистый — грязный, сухой — мокрый высокий – низкий  и т.д.

Речь с движением: «Одеваем куклу на прогулку»

С куклой мы пойдём гулять            (шагаем на месте)

Будем куклу одевать:                       (правой рукой погладили левую руку, а затем левой – правую)

Кофту тёплую, штаны,                      (двумя руками погладили сначала грудь, затем ноги)

А на ноги – сапоги,                            (потопали ногами)

Шапку, шарфик и пальто –              (погладили голову, шею и скрестили руки на груди)

Будет куколке тепло!                       (руки скрещены на груди, повороты корпуса влево – вправо)

Тема: «Одежда»

Цель:

Уточнить словарь детей по теме, расширить и активизировать его.

Познакомить с назначением одежды.

Учить употреблять существительное с местоимением.

Учить составлять предложения по действию.

Учить использовать глаголы «надеть-снять» во фразах.

Оборудование: кукла, одежда для куклы, парные предметные картинки

 с изображением одежды.

Пальчиковая гимнастика: «Гномики»

Жили были в домике

Маленькие гномики:

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять,

(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать:

(трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,               Чики – носочки,

Пики – платочки,              Мики умница был,

Лики – штанишки,            Всем водичку носил.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Загадайте ребенку  загадки об одежде, а он пусть их отгадает. Я как зонт — не промокаю, От дождя вас защищаю. И от ветра вас укрою, Ну, так что же я такое? (Плащ) Дали братьям теплый дом, Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился. (Варежки) Пять чуланов, одна дверь. Чтоб не мерзнуть, пять ребят По чуланчикам сидят. (Перчатки) Что за друг, без которого Зимой из дому не выйдешь? (Шапка) Дождик, посильнее плачь, Я надену новый… (плащ). Входишь в одну дверь, А выходишь из трех, Думаешь, что вышел, А на самом деле — вошел. (Рубашка)

Найти в шкафу одежду. Перечислите названия одежды, которую вы видите.

Игра: «Жадная Принцесса»

Взрослый берёт куклу и говорит, что это «Жадная Принцесса» и все до чего она коснётся – это её, особенно, она, любит наряды.  Например: Взрослый касается куклой до кофты: «Моя кофта», до платья: «Моё платье». Взрослый передаёт куклу ребёнку и предлагает ему поиграть с ней.

Упражнение «Собери куклу». Раскрась матрешку. Посмотрите на куклу и расскажите об одежде, которую вы на ней видите. Например: У куклы красивый красный сарафан, белая кофта и разноцветный платок.

Речь с движением: «Одеваем куклу на прогулку»

С куклой мы пойдём гулять            (шагаем на месте)

Будем куклу одевать:                       (правой рукой погладили левую руку, а затем левой – правую)

Кофту тёплую, штаны,                      (двумя руками погладили сначала грудь, затем ноги)

А на ноги – сапоги,                            (потопали ногами)

Шапку, шарфик и пальто –              (погладили голову, шею и скрестили руки на груди)

Будет куколке тепло!                       (руки скрещены на груди, повороты корпуса влево –

вправо)

Тема: «Казахстан»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать  понятие «Казахстан - государство».

Продолжать формировать связную речь.

Оборудование: Фотографии городов, достопримечательностей, природы Казахстана.

Пальчиковая гимнастика: «Родина»

Степь –казахская земля!                         развести руки в стороны

Степь красива, широка.

В ней цветут цветы большие,                руки вверх

Ходят кони удалые.                            

Степь – просторная земля

Хорошо здесь всем друзья!                     сжимание рук в кулак

Игра «Доскажи словечко»

Нет друга –ищи, а нашел….
Не имей сто рублей, а имей …

Человек без друзей, что дерево без…и т.д.

Упражнение «Что увидим?»(сущ –е В,п)

- Все мы живём в огромной стране, которая называется Республика Казахстан.

Если бы мы были птицами и поднялись высоко – высоко в небо, то увидели что? (горы, степь, города, верблюдов и т.д.)

Расскажи о Казахстане:

Как называется страна в которой мы живем?

Кто президент нашей страны?

Любая страна начинается с символов. Назовите их.

Кто мне скажет, что такое гимн?
Я предлагаю ее вам послушать. Когда слушают гимн, все встают и кладут правую руку на сердце, на левую сторону груди.

Что это такое? ( на экране появляется слайд.)
Государственный флаг Казахстана представляет собой голубое прямоугольное полотно.
Как вы думаете, что означает голубой цвет флага?
Что изображено в центре флага?
О чем оно говорит?  
Кого вы видите под солнцем?  
Что означает орел? _

Наш  Казахстан- это большая страна, где живут люди разных национальностей. Назовите мне, люди каких национальностей живут в нашей республике?

Тема: «Зимующие птицы»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».

Учить согласовывать существительное с числительным.

Продолжать формировать фразовую речь.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме.

Пальчиковая гимнастика: «Где обедал воробей?»

Где обедал, воробей?

(машут перекрещёнными ладошками)

В зоопарке у зверей!

(ладошки изображают раскрывающуюся пасть)

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

(на каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке)

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

(изображают раскрывающуюся пасть животного)

Посмотрите внимательно на картинку, назовите птиц и  корм, которым питается птица.

Игра «Накормим птиц». Усвоение категории дательного падежа.

Игра « Четвертый лишний»: сорока, синица, скворец, воробей.

Игра «Сосчитай птиц» 1-синица, 2-синицы, ……..5-синиц

Тема: «Новый год»

Цель:

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке.

Формировать связную речь.

Оборудование: сюжетная картинка по теме, игрушка Дед Мороз.

Упражнение для пальчиков.

Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг

 к другу). Пальчики выставить вперёд. Локотки к телу не прижимать.

Упражнение «Подарок Деда Мороза».

Дед Мороз принес нам интересную картинку. Рассмотреть сюжетную картинку,

 ответить на вопросы.

Что на этой картинке?

      Про какой праздник эта картинка?

Как вы догадались?

Упражнение «Посмотри и ответь».— Что наступило?

Какая елка стоит в детском саду?

Что делают дети около елки?

Что делают Дед Мороз и Снегурочка?

Тема: «Зима»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей о признаках зимы.

Изменение существительных по падежам;

Употребление предлогов.

Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.

Оборудование: картинка «Зима», сюжетные картинки о зиме, предметные картинки.

Пальчиковая гимнастика: «Зима»

«Снежок»

  Раз, два, три, четыре,                                загибаем пальчики

  Мы с тобой снежок слепили.                   движение по тексту

  Круглый крепкий, очень гладкий

  И совсем-совсем не сладкий.                  грозим пальчиком

  Раз подбросим.                                         Движения по тексту

  Два поймаем.

  Три уроним

  И сломаем.

Игра: «Доскажи словечко»

Взрослый произносит незаконченное предложение и предлагает ребёнку подобрать нужное слово.

Лепить из снега… (снеговика)

Кататься с горки на… (на санках)

На катке катаются на… (на коньках)

Съехать на санках с … (с горки)

По лыжне кататься на… (на лыжах)

Зимой строить крепость из … (из снега)

Мороз рисует узор на … (на окне)

Положить птица зёрна в … (в кормушку)

Снежинки летят по … (по воздуху)

В Новый год Дед Мороз придёт в гости к … (к детям)

Игра: «Куда снежинка полетела?»

Для игры Вам потребуются снежинки для взрослого и ребёнка из бумаги или из ваты. Взрослый говорит, что начинается снегопад и их снежинки полетели.

Тема: Зимние забавы

Цель:

Закрепить знания о признаках зимы, зимних забавах детей.

Продолжать работать над формированием фразы.

Учить составлять предложения.

Оборудование: картинка «Зима», сюжетные картинки о зиме, предметные картинки, игрушка Снеговик.

Пальчиковая гимнастика «Пирог».

Мы слепили снежный ком,              (Дети имитируют лепку зайчика из снега.)

Ушки сделали потом..

Вместо глаз – угольки нашлись у нас.

Кролик вышел как живой:

И с хвостом, и с головой.

За усы не тяни – из соломинки они!

Длинные, блестящие, точно настоящие!

Упражнение «Отгадай-ка».

В гости к детям пришел Снеговик и просит отгадать загадки:

Елки наряжают и в снежки играют. Когда это бывает?

-А во что еще можно играть зимой?

Снеговик принес картинку «Зима». Рассмотреть картинку, ответить на вопросы:

Что делают дети?

      Почему можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки?

Упражнение «Покажи словечко».

Предложить детям закончить фразу и подобрать нужную предметную картинку.

Чтобы кататься с горки, нужны... (Санки и лыжи. Вот санки. Вот лыжи.)

      Чтобы кататься по льду на катке, нужны... (Коньки. Вот коньки.)

Упражнение «Подумай и ответь».

На чем катаются дети зимой? (Зимой дети катаются на санках (на лыжах, на коньках).

Что зимой лепят ребята? (Зимой ребята лепят снеговиков.)

Что зимой делают во дворе? (Зимой во дворе делают снежные горки.)

Во что зимой играют дети? (Зимой дети играют в снежки.)

Тема: «Дикие звери»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать обобщающее понятие «дикие животные».

Образование притяжательных прилагательных

Употребление сложных предлогов –из –за, -из – под.

Продолжать формировать фразовую речь.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме.

Игра: «Я зверь лесной»

Взрослый предлагает ребёнку вместе с ним превратиться в лесных зверей: «Давай превратимся в лесных зверей, я буду медведем, а кем будешь ты? (например лисой) У меня медвежий лапы, а у тебя? (лисьи лапы). У меня медвежьи уши, а у тебя? (лисьи уши). У меня медвежьи глаза, а у тебя? (лисьи глаза) и т.д.»

Пальчиковая игра: «В лесу»

Вылез ёжик из – под ёлки       (руки поднять над головой и соединить «домиком»)

На спине держа иголки.          (переплести пальцы перед собой)

Из – за кустика глядят              (выглядываем из – за раскрытых ладоней)

Пара маленьких зайчат.          (сложить «ушки» из указательных и средних пальцев на обеих руках )

На опушке, посмотри,              (положить одну ладонь на другую, затем нижнюю ладонь складываем в

Вылез крот из – под земли.     кулак и переворачиваем так что бы кулак был на верху, а ладонь внизу

Тема: «Животные севера»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать обобщающее понятие «животные севера».

Учить составлять сложные предложение с союзом «а».

Продолжать формировать фразовую речь.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме.

Игра « Чьи детеныши?» Составление сложных предложений с союзом «а». Взрослый начинает предложение, а ребенок  должен  закончить предложение  и  затем повторить его полностью. У медведя медвежонок, а у кошки … . У тюленя тюлененок, а у коровы … . У пингвина пингвиненок, а у волка …. У оленя олененок, а у лисы … .

Составление загадок о животных севера. Например: Он большой, на лапах большие когти,  шерсть у него белая. Он ловит рыбу в проруби. Кто это?

Игра «Накормим зверей». Усвоение категории дательного падежа. Мишке белому—медка, Рыбку дам —тюленю, Травку дам — оленю.

Тема: «Дикие животные жарких стран»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать обобщающее понятие «животные жарких стран».

Продолжать формировать фразовую речь.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме.

Игра « Четвертый лишний»: - слон, лев, собака, тигр; - крокодил, кенгуру, жираф, кошка; - заяц, зебра, кобра, пантера.

Игра «Скажи правильно». Образец: «Кобра быстрее черепахи». Кто быстрее? {черепаха или кобра) Кто тяжелее? {крокодил или кенгуру) Кто сильнее? {тигр или зебра) Кто больше? {слон или лев) Кто выше? {жираф или тигр)

Игра «Зачем?» Зачем обезьянке хвост? Зачем слону хобот? Зачем тигру клыки? и т.д.

Тема: «Домашние животные»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать обобщающее понятие «домашние животные».

Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ;

Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.

Продолжать формировать фразовую речь.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме.

Пальчиковая гимнастика: «Домашние животные»

 Повстречались два котёнка:

 Мяу-мяу!

 Два щенка: ав-ав!

 Два жеребёнка: иго-го!

 Два тигрёнка: р-р-р!

 Два быка: му-у!

 Посмотри, какие рога!

Игра «Угости животных». Вспомните, чем человек кормит домашних животных. Расскажите, кого и чем вы угостили.

Игра: «Хвастливые животные»

Для этой игры Вам потребуются два игрушечных животных, например кот и собака. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший.

Образец: «У меня не кот, а котище, у него не усы, а усищи и т.д.»

Игра: «Кто о ком думает?»

Думает кошка о малых … (котятах)

Мама собака о детках … (щенятах)

Корова вздыхает о сыне … (телёнке)

А лошадь о  быстром своём … (жеребёнке)

Мама овечка о детях … (ягнятах)

И мама свинья о своих … (поросятах)

Тема «Домашние птицы»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать обобщающее понятие «домашние птицы».

Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

      Продолжать формировать фразовую речь.

      Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме

Пальчиковая гимнастика: «Домашние птички»

 Раз, два – шли утята.                                 поочередное загибание пальцев

 Три, четыре – за водой.

 А за ними плёлся пятый,

 Позади бежал шестой.

 А седьмой от них отстал,

 А восьмой уже устал.

 А девятый всех догнал,

 А десятый напугал.

 Громко, громко запищал:                         клювик из пальчиков

 Пи – пи – пи! Не пищи,                            грозим пальчиком

 Мы тут рядом, поищи.

Игра «Назови птенца ласково». Например: цыпленок — цыпленочек;

Игра «Кем был». Например: Курица была цыпленком. Цыпленок был яйцом и т.д.

Составить рассказ о домашней птице  по плану и нарисовать в логопедической тетради описываемую птицу. - Почему этих птиц называют домашними? - Чем питается домашняя птица? - Где можно увидеть домашних птиц? - Как  называется  семья  домашней птицы?  ( Например: селезень, утка, утенок). - Назовите характерные особенности внешнего вида птицы. - Какую пользу  домашняя птица приносит человеку.

Тема: «Транспорт»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать обобщающее понятие «транспорт».

Учить использовать приставочные глаголы

Учить согласовывать числительное с существительным

Оборудование: сюжетные и  предметные картинки.

Пальчиковая гимнастика: «Транспорт»

  Две ладошки прижму                        ладони лодочкой

  И по морю поплыву.

  Две ладошки – друзья –

  Это лодочка моя.

  Паруса подниму,

  Синим морем поплыву.

  А по бурным волнам                        имитация движения волн и рыбок

  Плывут рыбки тут и там.

Пусть ребенок ответит на вопросы. - Что такое транспорт? - Назови транспорт. - Найди в своих книгах / журналах картинки с транспортом. - Для чего человеку нужен транспорт? –

Упражнение «Что лишнее?»  Определить, какое из слов лишнее:

- Самолет, вертолет, поезд, космический корабль. Что лишнее? Объяснить  стой ответ.

- Автобус, лодка, катер, теплоход. Что лишнее? Объяснить  стой ответ.

- Троллейбус, самосвал, такси, автобус. Что лишнее? Объяснить  стой ответ.

Игра «Хлопни, если услышишь название транспорта» (взрослый называет: самолет, автобус, ковер – самолет, электричка, газонокосилка, поезд)

Игра: «Машины»

Для этой игры Вам потребуются две машинки. Взрослый предлагает отправиться в путешествия на машинах, при этом комментирует свои действия и побуждает ребёнка проговаривать выполняемые действия. В этой игре важно использовать приставочные глаголы: ехать, выехать, переехать, заехать, подъехать, уехать, доехать.

Вы будете двигать свою машинку по игровому полю и рассказывать, что она  делает. Например: Моя машина выехала из гаража и поехала по улице. Моя  машина поехала по улице и подъехала к магазину. Моя  машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста. Моя машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж. Старайтесь не повторяться. Пусть ваша машина совершает самые разные действия.

Игра: «Посчитаем машины»

Если у Вашего ребёнка есть игрушечные машины, то предложите ему их посчитать: «Одна машина, две машины … пять машин». Можно усложнить задачу и считать машины с учётом  признака цвета или величины: «Одна маленькая машина, две маленьких машины … пять маленьких машин».

Если у Вас нет машин, то можно их посчитать на прогулке.

Тема: «Наш город»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Учить образовывать множественное число имен существительных в именительном падеже.

Учить согласовывать числительные от 1 до 5 с именами существительными.

Оборудование: предметные картинки, строительный материал.

Пальчиковая гимнастика: «Дом»

«Дом и ворота»

 На поляне дом стоит.                     показать ладошки

 Ну, а к дому путь закрыт.              замок

 Мы ворота открываем,                  разводим руками

 В этот домик приглашаем.

Игра «Один-много» Взрослый говорит - один дом, а ребёнок – много домов итд

Игра «Посчитай» 1 дом, 2 дома,…. 5домов итд

Игра «Где ты живешь?» Каждый ребенок  должен знать свой адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж); рассказывать, какие учреждения находятся рядом с его домом.

Игра «Какое слово короче?» Взрослый говорит два слова, а ребенок определяет какое слово короче. Дом — домик; светофор — трамвай; город — перекресток; дорога — магазин; квартира — этаж.

Рассказ по опорным  словам  «Дети на прогулке». Детям предлагаются слова из которых они составляют связный рассказ  на заданную тему. Примерный словарь: дети, прогулка, гулять,  новый дом, строить, светофор, красный свет, остановиться, машины, грузовик, автобус,  пожарная машина, желтый свет, зеленый свет, люди

Тема: «Мамин праздник»

Цель:

Расширять знания детей об окружающем мире.

Продолжать учить строить фразу из 2-5 слов.

Развивать внимание, память.

Воспитывать уважение к труду взрослых, эмоциональное отношение к Женскому празднику.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Пальчиковая гимнастика: «Мамин праздник»

Испеку я пирог                               имитация движений по тексту

Мамочке на завтрак.                      показать ладошки

И поздравлю ее                              сжимание, разжимания пальчиков

С Днем 8 марта.

- О каком празднике это стихотворение?

- Кого мы поздравляем в этот день?

- Как можно поздравить маму?

Упражнение «Составь предложение».

Предложить детям составить предложения по картинкам

- Девочка моет посуду (стирает платки).

- Мальчик подметает пол. И т.д.

После каждого предложения задать вопросы:

- Кому помогает дочка (сын, внучка, внук)?

Упражнение «Составь предложение».

Предложить детям самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам

- Дети поливают цветы (вытирают игрушки, раздают посуду). И т.д.

Тема: «Весна»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать понятие «весна».

Употребление сравнительной степени наречий;

Употребление падежных форм существительных во множественном числе.

Формировать связную речь.

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Весна», предметно-сюжетные картинки о признаках весны.

Пальчиковая гимнастика: «Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – злой орлан.

(машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.

(машут обеими руками, как крыльями)

Игра с мячом: Скажи наоборот»

Взрослый бросает мяч ребёнку и называет слово, а ребёнок изменяет слово по образцу.

Теплее – холоднее

Быстрее – медленнее

Темнее – светлее

Длиннее – короче

Грязнее – чище

Игра «Хлопни в ладоши» Взрослый произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. Если слово о весне,  ребенок  хлопает в ладоши.

Игра «Скажи правильно»: Распускаются листочки или цветочки? Порхают птички или лисички? Тает снежинка или слезинка? Журчат ручьи или грачи? Набухают почки или листочки? Прилетают насекомые или птицы? Трещит лед или ледоход?

Игра «Почему?» Составление предложений с союзом «потому что». Почему снег тает? Почему бегут ручьи? Почему журчат ручьи? Почему набухают почки? Почему прилетают птицы? Почему появляются насекомые? И т. д.

Игра: «Нарисуем подснежники»

Взрослый предлагает ребёнку нарисовать подснежники и побуждает ребёнка комментировать его действия: «Что я рисую? (подснежники)  На чём я рисую? (на бумаге)  Чем я их рисую? (карандашами)  У подснежников нет зелёных …(листочков)  Что ты видишь? (подснежники)»  и т.д.

Тема: «Части тела»

Цель:

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

Учить различать и употреблять имена существительные в единственном и множественном числе.

Составлять простые предложения по совершаемому действию и сюжетным картинкам.

Продолжать учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела.

Оборудование: куклы, предметные и сюжетные картинки, картинка «Наше тело».

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики»

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Игра на внимание «Найди ошибку». Взрослый произносит предложение, а ребенок находит ошибку и повторяет правильно предложение. - руками прыгают, а ногами трогают; - глазами нюхают, а носом смотрят; - ушами едят, а ртом слушают; - ногами хлопают, а руками топают; - ногтями берут, а руками царапают.

Игра «Ответь на вопросы» — Сколько у тебя ног  (рук; пальцев на руке, на двух руках, на ноге; глаз; ушей; носов; волос)? — Сколько лап у курицы (у собаки)?

Игра «Один — много» Взрослый называет одну часть тела , а  ребенок много . Например: лоб — лбы, рот — рты, локоть — локти, нос —носы, глаз —глаза, ухо —уши, щека —щеки, бровь — брови, бок —бока, ноздря — ноздри, палец — пальцы.

Игра «Сосчитай до пяти». Согласование числительных с существительными: один  палец, два пальца  и т.д., рука, ухо, нос, глаз.

Тема: «Семья»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать обобщающее понятие «семья».

Учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными

Употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Образовывать притяжательные прилагательные с помощью суффикса –ин-;

Оборудование: сюжетные картинки, предметные картинки, мешок.

Пальчиковая гимнастика: «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

Игра: «Чья это вещь?»

Для этой игры Вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?»

Аналогично  можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.

Игра с мячом: «Назови ласково»

Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает назвать ласково все членов семьи.

Мама – мамочка

Папа – папочка

Бабушка – бабулечка

Дедушка – дедулечка

Брат – братишка

Сестра – сестричка

Можно рассмотреть семейный альбом, называя ласково членов семьи.

Тема: «Мебель»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать обобщающее понятие «мебель».

Учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными

Употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Оборудование: игрушечная мебель: стол, стул, шкаф, кроватка; предметные картинки.

Пальчиковая гимнастика: «Мебель»

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире

(сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(загибают пальчики на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Игра: «Озорные игрушки»

Для этой игры Вам потребуются две игрушки. Взрослый говорит ребёнку, что игрушки непростые, а игрушки озорные. Они на месте не сидят, а по мебели прыгать хотят! И предлагает ребёнку взять одну игрушку, а другую берёт сам и показывает, как они прыгают по мебели, называя свои действия (например: «Моя кошка прыгнула под стол; залезла в шкаф; вылезла из – под стола и т.д)

Игра: «Посчитай мебель в квартире»

Взрослый предлагает ребёнку посчитать мебель в квартире.

Например: «Один обеденный стол, три больших стула, один маленький стульчик, одна детская кроватка и т.д.»

Тема: «Профессии»

Цель:

Познакомить детей с профессиями врача, повара, шофера.

Повторить профессии людей, работающих в группе.

Формировать обобщающее понятие «профессия».

Продолжать формировать умение использовать в речи простые распространенные

 и сложно-подчиненные предложения.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Пальчиковая гимнастика: «Наперсток»

 Вышивает, шьет иголка,                      движения по тексту

Пальцу больно,

Пальцу колко.

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

Говорит иголке:

-Шей,

а колоться ты не смей!                        погрозить пальчикам

Игра: «Кто чем работает?»

Землекоп копает… (лопатой)

Врач укол делает … (шприцом)

Портной шьет платье … (иглой)

Маляр красит … (кистью)

Лесоруб рубит деревья … (топором)

Игра с мячом: «Вчера – завтра»

Взрослый с ребёнком садятся на пол напротив друг друга, раздвигают ноги и перекатывают друг другу мяч.

Вчера я работал, а завтра – … (буду работать)

Вчера я строил, а завтра – … (буду строить)

Вчера я шил, а завтра -…(буду шить)

Вчера я стирал, а завтра – … (буду стирать)

Вчера я продавал, а завтра – …(буду продавать)

Вчера я красил, а завтра – … (буду красить)

Тема: «Наша Армия»

Цель:

Познакомить детей с военными профессиями.

Формировать обобщающее понятие «военная профессия».

Продолжать формировать умение использовать в речи простые распространенные

и     сложно-подчиненные предложения.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Пальчиковая гимнастика: «Наша армия»

1,2 – стоит ракета,                                   руки над головой – ракета.

3,4 – звездолёт.                                        2 хлопка, скрестить кисти.

1,2 – хлопки в ладоши,                           хлопки

А потом на каждый счет:

1,2,3,4 – руки выше, плечи шире!         имитация движений.

1,2,3,4 – и на месте походили.

Игра «Вспомни и назови». Игра с мячом. Взрослый предлагает ребенку, передавая мяч друг другу,  называть военные профессии. Следить за тем, чтобы ребенок  не повторялся.

Игра «Один — много». Взрослый называет: танкист, дети-танкисты, лётчик , дети-лётчики.

Составьте с ребенком предложения  о людях военных профессий, так чтобы количество слов в нем соответствовало схеме предложения,  и сосчитайте слова в предложении. Например:  Танкист стоит около танка.

Тема: «Цветы»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме: одуванчик, мак, ромашка, василек, лист, стебель, цветок, букет, поляна, полянка, расти, цвести.

Формировать обобщающее понятие «цветы».

Учить согласовывать числительные в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными;

Учить образовывать уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.

Учить строить простое распространенное предложение.

Оборудование: предметные картинки, искусственные цветы или их изображения (одуванчики, ромашки, колокольчики, маки), игрушка или изображение.

Пальчиковая гимнастика: «Цветы»

1,2,3 – выросли цветы.                       поочерёдное сгибание пальцев

К солнцу потянулись                         раскрыть ладошки

Высоко-высоко,                                  поднять руки вверх

Цветам тепло и хорошо!

Игра с мячом: «Посчитай цветы»

Взрослый предлагает ребёнку посчитать цветы по очереди, кидая в руки друг другу мяч.

Количество посчитанных цветов зависит от уровня знаний ребёнка.

Образец: Растёт одна белая ромашка – растут две белых ромашки …

Радуемся одной белой ромашки – двум белым ромашкам …

Сорвали одну белую ромашку – сорвали две белых ромашки …

Нет одной белой ромашки – нет двух белых ромашек …

Вспомню об одной белой ромашке – вспомню о двух белых ромашках …

Таким же образом можно посчитать и другие цветы.

Игра: «Цветок и цветочек»

Взрослый предлагает ребёнку поиграть в цветок и цветочек: «Я буду называть большой цветок, а ты маленький цветочек».

Образец: Большая белая ромашка – маленькая беленькая ромашечка.

Большая красная гвоздика – маленькая красненькая гвоздичка.

Большая розовая роза – маленькая розовенькая розочка.

Большой синий василёк – маленький синенький василёчек.

Тема: «Насекомые»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать обобщающее понятие «насекомые».

Учить образовывать множественное число имен существительных в

именительном       падеже.

Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного

 числа с глаголами настоящего времени.

Учить правильно употреблять имена существительные в форме единственного

 числа родительного падежа.

Оборудование: предметные картинки (жук, бабочка, пчела, шмель, муха, кузнечик).

Пальчиковая гимнастика: «Улитка»

Улитка, улитка, высуни рога.                           сжать руки в кулачок,

 Улитка, улитка, высуни рога.                           указательный палец и мезинец-вверх

 Дам тебе, улитка,                                               показать ладошки

 Я пирога.

Игра «Один-много» Взрослый называет одно насекомое, а ребёнок со словом много

Упражнение «Что спрятал художник?» Назвать недостающие части тела насекомого.

Игра «Кого не стало?»  дети отвечают: не стало муравья итд

Игра с мячом «Закончи предложение»

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…

У жука усы толстые, а у бабочки…

У шмеля спина широкая, а у водомерки…

Составьте предложения сразу о двух насекомых.

Тема: «Рыбы»

Цель:

Уточнить и расширить словарь детей по теме.

Формировать обобщающее понятие «рыбы».

Учить образовывать множественное число имен существительных в

 именительном падеже.

Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного

 числа с глаголами настоящего времени.

Учить правильно употреблять имена существительные в форме единственного

 числа родительного падежа.

Оборудование: предметные картинки с изображением рыб.

Пальчиковая гимнастика: «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»)

Игра «Вспомни и назови». Игра с мячом. Взрослый предлагает ребенку, передавая мяч друг другу , называть речных рыб. Следить за тем, чтобы ребенок  не повторялся. Например: Окунь, щука…

Игра «Один-много» Взрослый называет один карась, а ребёнок со словом много итд

Игра «Назови ласково». Игра с мячом. Взрослый  называет любую рыбу, например: «Быстрая щука», и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет эту рыбу ласково: «Быстренькая щучка», и возвращает мяч взрослому. Игра продолжается.

Игра «Кого не стало?»  дети отвечают: не стало щуки, карася  итд

Игра «Скажи наоборот». Игра с мячом. Ребенок  стоит перед взрослым. Взрослый  называет словосочетание и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч. Игра продолжается.

Тема: «Лето»

Цель:

Познакомить детей с признаками лета, отличать его от других времен года.

Учить пересказывать близко к тексту.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, картина «Лето».

Пальчиковая гимнастика: «Цветы»

1,2,3 – выросли цветы.                       поочерёдное сгибание пальцев

К солнцу потянулись                         раскрыть ладошки

Высоко-высоко,                                  поднять руки вверх

Цветам тепло и хорошо!

Упражнение «Посмотри и ответь».

Рассмотреть с детьми сюжетную картинку «Лето» и предложить детям ответить

 на вопросы:

Что делает солнце? (Солнце сильно греет.)

       Как стало на улице? (На улице стало жарко.)

Какие листья на деревьях? (На деревьях зеленые листья.)

Как дети одеты?

Что они делают?

Какое это время года?

Игра «Бывает — не бывает».

Летом очень холодно. Бывает или не бывает? А как бывает?

Летом листья на деревьях краснеют и желтеют. Бывает или не бывает? А как бывает?

      Летом идет снег. Бывает или не бывает? А как бывает?

Летом катаются на коньках. Бывает или не бывает? А как бывает?

Летом начинается листопад. Бывает или не бывает? А как бывает?

Летом жарко. Бывает или не бывает?

Дети купаются и загорают. Бывает или не бывает?

На деревьях много зеленых листьев. Бывает или не бывает?

В лесу собирают ягоды. Бывает или не бывает?

Упражнение «Назови признаки лета».

По картинкам повторить признаки лета.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

по развитию речи

для детей

дошкольного возраста

Составители:

учителя-логопеды

Гордейчук Э.А.

Крот Н.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи

Развитие речевого общения, развитие делового эмоционального общения....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ

У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослым обога...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи в подготовительной к школе группе

Словесные игры и упражнения по развитию речи помогают совершенствовать речь как средство общения; формируют умение детей без раздражения отстаивать свою точку зрения; помогают осваивать формулы словес...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...

Дидактические игры и упражнения для развития речи и звукопроизношения детей 3-4 лет.

Развитие речевого дыхания Игра «Чей пароход лучше гудит?» Краткое описаниеКаждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. ...