Конспект занятия по речевому развитию.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Тергуева Елена Вячеславовна

старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kak_solnce_vesne_pomogalo.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию.

(старшая группа)

Тема:  «Как Солнышко Весне помогало»

Программные задачи:

 Образовательные:

  • Продолжать формировать у детей представление о марте, как месяце пробуждения природы.
  • Обобщать и систематизировать представление детей о временах года.
  • Уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе.
  • Упражнять в образовании имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Упражнять в образовании имён прилагательных  женского, мужского, среднего рода.
  • Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным; глаголы к существительным.
  • Закреплять умение самостоятельно выкладывать из счетных палочек «скворечник»
  • Активизировать словарь словами по теме «Весна».

Развивающие:

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление и воображение.
  • Развивать умение замечать изменения в неживой природе.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту.
  • Формировать умение работать в коллективе, прислушиваться к ответам других детей.
  • Формировать положительную мотивацию к занятиям.

Материалы: Конверт с письмом. Карточки с изображением характерных признаков весны: солнце, облака, сосульки, ручей, проталина, трава, почки, листики, перелётные птицы. Солнышко, лучики, мнемосхема, цветные карандаши, счетные палочки, ниточки, раскраски на тему «Весна», картинка – скворечник. Аудиозапись «Весна»

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас снова гости. Гости – это всегда праздник и радость. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А кто знает, что означает слово ЗДРАВСТВУЙТЕ? (мы желаем людям здоровья) А еще людям можно сказать разные пожелания, чтобы у них день прошел удачно. Кто сейчас хочет сказать интересные пожелания?

Воспитатель: Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу теплее.

Разминка с мячиками.

Давайте вспомним девиз нашего занятия:

«Не просто слушаю, а слышу

Не просто смотрю, а вижу.

Думаю и отвечаю –

Все вокруг замечаю»

А теперь предлагаю вспомнить правило, как нужно вести себя на занятии:

«Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять.

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить»

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Сегодня утром у дверей нашей группы я обнаружила конверт с надписью. Кому: «Детям детского сада «Дюймовочка», от кого: «Волшебница – Природа». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Ещё на конверте написано: «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? 

Дети: Да. 

Воспитатель: Давайте прочитаем! 

 «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. В этом году Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Неужели холода задержатся, и природа никогда не проснётся от долгого зимнего сна? Чтобы этого не произошло, давайте поможем Весне победить Зиму? Как вы думаете, какое чудо поможет Весне победить холод? 

Дети: Солнце.

Воспитатель: Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. Кто может назвать весенние месяцы?

Ребята, а какой сейчас месяц? (март). Правильно, март. Пора бы уже природе проснуться, но как-то тяжело Солнышку даётся пробуждение. Посмотрите, у нашего солнышка нет чего? (лучиков).  Нам надо помочь солнышку вернуть его лучики. Сейчас мы будем выполнять разные задания, и за каждое правильно-выполненное задание будет появляться лучик. Вы согласны? Давайте с вами вспомним, что бывает зимой, а что весной. Я буду начинать, а вы продолжайте:

Игра: «Скажи наоборот»

Зимой погода холодная, а весной …  (теплая)

Зимой снег идёт, а весной снег … (тает)

Зимой деревья спят, а весной … (просыпаются)

Зимой снег белый, а весной…(серый)

Зимой снег чистый, а весной (грязный)

Зимой дни короткие, а весной…(длинные)

Воспитатель: Молодцы. Появляется первый лучик.

Воспитатель: Сейчас мы будем подбирать прилагательные к словам, которые отвечают на вопросы: какое? Какая? Какие? Какой? Будьте внимательны.

Весной солнце (какое?) – весеннее, яркое, весёлое, лучистое, ласковое, тёплое, радостное, нежное.

Весной Небо (какое?) – голубое, чистое, высокое, ясное…

Какие облака на весеннем небе? – пушистые, белые, лёгкие, воздушные…

Ветер весной (какой?) – свежий, тёплый, ласковый…

Снег – рыхлый, тёмный, грязный…

Ручей – быстрый, звонкий, весёлый…

Травка – зелёная, мягкая, молодая, душистая, нежная, тонкая, яркая, первая, долгожданная.

Листья – маленькие, липкие, зелёные

Воспитатель: Молодцы. Выполнили задание, и появляется еще один лучик.

Воспитатель: Весна – ласковое время года. Давайте теперь весенние приметы будем называть ласковыми словами.

Игра: «Назови ласково»

Сейчас я буду называть слово, а вы должны называть ласковые слова к тому или иному слову.

 солнце – солнышко,

 луч – лучик,

 облака – облачка,

 льдина – льдинка,

снег – снежок,

проталина – проталинка,

лужа – лужица,

 ручей – ручеёк,

 дождь – дождик,

трава – травка,

цветы – цветочки,

листок – листочек,

поле - полюшко

пень – пенёк,

дерево – деревце,

 птицы – птички,

 гнездо – гнёздышко.

Трава – травка, травушка

Воспитатель: Молодцы. Справились с заданиями. Появляется еще один лучик.

Воспитатель: Все слова верно назвали. Весна, действительно, ласковое время года. И наступает она постепенно. Каждый день происходят изменения в природе. Вот эти весенние приметы мы сейчас и пойдём собирать. А помогут нам картинки и ниточки.

Ищем весенние приметы (работа с картинками). На каждую примету наматываем ниточку на пальчик.

Воспитатель: Выполнили задание, еще появляется лучик. Какой по счету он? (четвертый)

Физкультминутка: Точечный массаж (надо нарисовать на спине пальчиком весенние приметы) под аудиозапись «Весна»

Воспитатель: (добавляет лучик)

Загадка: «Чей на дереве домишко? Строил я и мой братишка. Дверь-кружочек, нет окна. В доме пусто, тишина» (скворечник) Когда вывешивают скворечники? Где обычно размещают скворечники? Какие части есть у скворечника? (крыша, леток, полочка или жердочка, шест или древо, сам скворечник)

Сейчас я предлагаю вам сделать скворечник из счетных палочек.

Воспитатель: Молодцы! Еще один лучик появляется у солнышка.

Игра «Хлопушка» (хлопнуть в ладоши, если услышишь слово о весне)

Пригревает,  тает, вьюга, метель, сугроб, проталина,  журчит, ручей, набухают, мороз, снежинка, перелётная, апрель, солнце, сосулька, снеговик, подснежник.

Воспитатель: Правильно. Еще добавляем лучик.

Воспитатель: Так какое же главное чудо в природе, которое помогает наступлению весны, радует нас хорошей погодой?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Мы помогли солнышку вернуть лучики, и будем надеяться, что благодаря солнышку, у нас наступит весна.

А теперь, солнце хочет, чтобы вы ему  подсказали как будут произноситься слова во множественном числе, т. е когда их МНОГО.

Подснежник - много подснежников,

 Трава - много трав,

Сосулька - много сосулек,

 льдина - много льдин,

гнездо - много гнезд.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение и постараться его запомнить. И нам помогут картинки-помощники. Я буду медленно читать стихотворение, а вы смотрите на картинки и запоминайте его.

(Дети читают стихотворение хором и индивидуально)

Воспитатель: Ребята, вы все хорошо сегодня поработали. Молодцы.

У вас на столах лежат  солнышки. Сейчас вам надо закрасить лучики у солнышка.

Зеленым цветом закрасит тот, кому было легко на занятии, все было понятно.

Желтым цветом – кто затруднялся с некоторыми заданиями.

Красным цветом – кому было все трудно.

Воспитатель: Солнышко дарит вам в подарок раскраски на тему «Ранняя весна», чтобы вы их аккуратно закрасили, и у нас наступит настоящая весна.

 Давайте попрощаемся с нашими гостями:

Добрые слова не лень:

Говорить нам целый день,

Всем гостям на прощание скажем:

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....