Конспект по развитию речи на тему: "Сюрприз Весны" - подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сусликова Лилия Николаевна

Сюрприз Весны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_konk_razvitie_rechi.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»

Конспект НОД

по развитию речи

Тема: «Сюрприз Весны»

Подготовительная группа (6-7лет)

 

Подготовила:

воспитатель

Сусликова Л.Н.

п.Поныри

2018

Тема: «Сюрприз Весны»

Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе посредством развития речи.

  Задачи:

1.     Развивающие:

- развитие познавательной мотивации, любознательности;

- развитие мышления, внимания, памяти, умение находить решение проблемы и делать выводы;

- закреплять умение создавать коллективную работу.

2. Образовательные:

- закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними;

- способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания; 

- учить составлять связный рассказ по сюжетной картине;

- продолжать работу по активизации и уточнению словаря детей по теме «Весна»: проталины, безоблачное небо, появление почек, распускаются листья, солнце ярко светит, ручей, капель и т.д.)

- обогащать речь детей существительными, прилагательными; совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

- упражнять в употреблении в речи глаголов.

3. Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы, интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость и целеустремленность;

- воспитывать умение работать в коллективе товарищей.

Материалы и оборудование:

Сердечко, корзина, конверт с письмом, цветы из бумаги 5 шт, маркер; ноутбук, мультимедийный проектор, экран, сюжетная картинка (несколько экземпляров), картинки (заяц, кит, мяч, дом), картон, полоски из цветной бумаги, клей-карандаш, коробочка с сюрпризом (сердечки для гостей, декоративные камешки в мешочке).

Ход НОД:

1. Организационный момент.

(Воспитатель входит вместе с детьми). 

- Здравствуйте, ребята! Пришла я к вам сегодня не одна, а с гостями. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются) 

- Можно я с вами поиграю? Но для начала давайте с вами познакомиться. У меня есть волшебное сердечко, с помощью которого мы узнаем, как вас зовут. (Начинают с воспитателя). Меня зовут Лилия Николаевна (передаем сердечко по кругу и дети рассказывают,  как их зовут)

Воспитатель: Детки, по дороге к вам мне передали конверт для группы «Цветик-семицветик», это же ваша группа так называется? (показываю конверт). Но от кого оно, неизвестно, т. к. обратный адрес не указан. Давайте откроем его и посмотрим, что там (открывает конверт, в нём лежит письмо, читаю загадку:

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

"Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы собираетесь идти в школу. По такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз. Вы сможете его найти, если пройдёте по дороге с испытаниями. Выполнив их, вы узнаете, где лежит мой сюрприз. Даю подсказку: «Волшебные цветочки лежат в лукошке, а лукошко на окошке». (Дети находят корзинку с цветками, на первом окне).

Воспитатель: Ну что, ребята, пойдемте? (на  цветочке нарисованы схемы дорожек: прямая, извилистая, зигзагом – это подсказка, как нужно нам двигаться дальше). Становитесь, за мной и пойдем, как подсказывает нам цветок (идем друг за другом по  прямой, извилисто, зигзагом. Приходим к экрану).

                                       Игра «Что происходит в природе весной».

Человек легко находит, что в природе происходит. Посмотрим, и мы с вами  и попробуем рассказать, что происходит в природе весной. 

Солнце – что делает? (светит, греет, печёт).

Ручьи – что делают? (бегут, журчат, бушуют, текут); 

снег – что делает? (тает, темнеет);

птицы – что делают? (прилетают, вьют гнёзда, поют);

медведь – что делает? (просыпается, выходит из берлоги); 

насекомые – что делают? (просыпаются, летают).

Деревья – что делают? (распускаются, цветут).

- Молодцы! Вы справились с этим заданием. А вот и следующая подсказка (цветок)

                                                  Игра «Весеннее слово»

(хлопнуть в ладоши, если слово весеннее, если нет – топнуть ногами)

Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, март, новый год, проталины, стужа, подснежник.

(Следующее задание на цветке)

                                               Игра «Буквы потерялись».

(На доске картинка со схемой, в которой нет букв – дети должны вписать все буквы, чтобы получилось слово ( заяц, дом, мяч, кит), определить сколько слогов в каждом слове).

                                Физкультминутка «Как живешь?»

Как живешь? - Вот так! (с настроением показать большой палец).

Как плывёшь? - Вот так! (любым стилем).

Как бежишь? - Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).

Вдаль глядишь? - Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)

Ждёшь обед? - Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)

Машешь вслед? - Вот так! (Жест понятен.)

Утром спишь? - Вот так! (Ручки под щечку.)

А шалишь? - Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)

(Задание на 4 цветке)

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим интересную картину и попробуем составить по ней рассказ (дети знакомятся с картиной)

- Какое время года изображено на картине? (весна)

-По каким признакам вы догадались? (небо голубое, без облаков, безоблачное, солнце ярко светит, греет; тает снег, он стал грязный, рыхлый, появились проталины, текут ручьи,  дети одеты по-весеннему).

- Кто нарисован на картине? (дети)

- Как вы думаете, тепло ли на улице?

- Как вы догадались, что на улице тепло? (дети одеты по-весеннему, мальчик снял варежки, шапки – лёгкие, не завязаны, без шарфов)

- Что делают дети? (вышли гулять, принесли кораблики, мальчики  пускают кораблики)

- Почему появился ручей? (быстро таял снег)

- Какое настроение у детей? (дети радостные, весёлые)

- Как можно назвать эту картину? («на прогулке»«весной», «весенние денечки»)

- Что бы вы сделали, если попали бы в картину? (ответы детей).

Воспитатель: Вот мы рассмотрели картину. Сейчас я расскажу вам свой рассказ по этой картине, а затем вы попробуете составить свои рассказы.

Рассказ воспитателя по картине: «Наступила весна. Был тёплый, весенний день. Ярко светило солнце. Небо было голубое, безоблачное. Дети вышли на прогулку. Снег быстро таял, появились первые проталины. По дороге бежали ручейки, мальчики решили пускать кораблики. Дети с большим интересом наблюдали за плывущими корабликами. Радостно и весело весной на прогулке

Воспитатель: А теперь ваша очередь. Кто хочет рассказать свой рассказ. Он может отличаться от моего. Нам всем будет очень интересно послушать.

Рассказы детей по картине (2 – 3 человека) .

Воспитатель даёт оценку каждому рассказу, насколько он полный, последовательный, законченный. Спрашивает детей, понравился ли им рассказ.

Воспитатель: С предыдущими заданиями вы справились, а вот справитесь ли с последним?

Загадка о солнце:

Светит и греет,
Радует и сверкает,
Всю землю оживляет. (Солнце)

Изготовление аппликации «Солнышко» в технике айрис-фолдинг.

Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте, расскажем, какое оно может быть:

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

 

(Воспитатель достает последний цветочек)

"Ребята! Вы просто молодцы! Если вы нашли этот цветок, значит, вы справились со всеми моими заданиями. Ну, а теперь внимание! Оглянитесь, посмотрите, чего не было найдите. С наилучшими пожеланиями, Весна!"

(На полке дети находят коробочку с сюрпризом – сердечки с добрыми словами дарят гостям, а  декоративные камешки в мешочке – детям в группу).

 

Рефлексия:

- Вам, ребята, понравилось наша игра?

- А что вам больше всего запомнилось, что было интереснее всего?

 - А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

- Я вас всех благодарю за активное участие.

- А теперь каждый из вас похвалите себя, скажите я – молодец! (дети гладят себя по голове.) А друг друга похвалите. Спасибо вам, детки! Мне тоже очень понравилось! (Прощаемся).

 

 

МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»

Самоанализ

НОД по развитию речи

Тема: «Сюрприз Весны»

 

Подготовила:

воспитатель

Сусликова Л.Н.

п.Поныри

2018

Самоанализ

непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи

на тему: «Сюрприз Весны» («Речевое развитие»)

в подготовительной  группе «А»

воспитателя МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»

Сусликовой Лилии Николаевны

     

      Непосредственно образовательная деятельность проводилась в подготовительной  группе. Присутствовало  12 детей.

      Данная деятельность относится к разделу программы «Речевое развитие».

      Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе посредством развития речи.

  Задачи:

1.     Развивающие:

- развитие познавательной мотивации, любознательности;

- развитие мышления, внимания, памяти, умение находить решение проблемы и делать выводы;

- закреплять умение создавать коллективную работу.

2. Образовательные:

- закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними;

- способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания; 

- учить составлять связный рассказ по сюжетной картине;

- продолжать работу по активизации и уточнению словаря детей по теме «Весна»: проталины, безоблачное небо, появление почек, распускаются листья, солнце ярко светит, ручей, капель и т.д.)

- обогащать речь детей существительными, прилагательными; совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

- упражнять в употреблении в речи глаголов.

3. Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы, интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость и целеустремленность;

- воспитывать умение работать в коллективе товарищей.

Материалы и оборудование:

Сердечко, корзина, конверт с письмом, цветы из бумаги 5 шт, маркер; ноутбук, мультимедийный проектор, экран, сюжетная картинка (несколько экземпляров), картинки (заяц, кит, мяч, дом), картон, полоски из цветной бумаги, клей-карандаш, коробочка с сюрпризом (сердечки для гостей, декоративные камешки в мешочке).

Методические приемы:

 - Игровой (игры, сюрпризные моменты).

 - Наглядный ( картинки, мультимедийное изображение).

 - Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

   - Практический (выполнение аппликации «Солнышко»).

Форма проведения: подгрупповая (11 детей)

   

      НОД проходило в зале. Деятельность по времени составила - 30 минут.

      Зал был распределен на отдельные зоны, что позволило концентрировать внимание детей на выполнении определённых задач.

      НОД соответствовало интересам, темпераменту, уровню знаний и навыков детей. Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

   При отборе содержания НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей данного возраста.

   Первая часть НОД построена в форме знакомства с детьми, поскольку занятие проводилось с детьми другой группы в рамках конкурса «Воспитатель года». Использование сюрпризного момента (письмо от Весны), заинтересовало детей, а стимулирующим моментом для выполнения заданий был предполагаемый сюрприз для детей в конце занятия. Дети с интересом играли в речевые игры. Для наглядности были использованы картинки. В середине занятия была проведена физминутка. Выстраивая структуру деятельности в основной части, старалась развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь при составлении рассказов по картине, таким образом, реализуя основную цель НОД. В качестве подарка для детей была изготовлена аппликация в технике айрис-фолдинг «Солнышко». В заключительной части НОД дети нашли сюрприз Весны и получили подарки не только для себя, но и для гостей. Был подведен итог занятия. Дети получили похвалу не только от воспитателя, но друг от друга.

      В течение НОД наблюдалась заинтересованность детей, утомления не выявлено. Во время речевого общения при выполнении  работы воспитанниками  давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. Речевая активность,  умение слушать и  понимать собеседника – эти умения дети получали в непринужденной форме. Интонацией голоса старалась создавать доброжелательную атмосферу. При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими, понятными, доступными. Активировала каждого ребёнка для участия в НОД.

      Для  реализации поставленных задач  я использовала различные принципы: (наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, психологического комфорта).

      Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы.  Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации, творческого и речевого развития. Тема  рассматривалась с нескольких сторон: теоретической, практической и наглядной. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей  НОД. Этому способствовало использование разнообразных методов и приёмов, демократический стиль общения с детьми, создание положительного эмоционального фона.  Все виды заданий, запланированные  с детьми, были проведены.

      Я считаю, что выбранная мной форма организации НОД была достаточно эффективной. Поставленные в ходе занятия цель и задачи были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

конспект по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект по развитию речи «Путешествие в сказку» в подготовительной группе

                       Тема: «Путешествие в сказку»Цель: Учить детей  самостоятельно придумывать сказку на заданную ...

Конспект ООД развитие речи тема: «Зимушка-зима» в подготовительной группе

Конспекторганизованно-образовательной деятельностиобразовательная область: познавательное развитие: развитие речитема: «Зимушка-зима»в подготовительной группе...

Конспект НОД развитие речи на тему "Одежда" в подготовительной группе

Конспект НОД  развитие речи на тему "Одежда" в подготовительной группе...

Конспект по развитию речи на тему: «Осень» в подготовительной группе

Задачи:Расширять словарный запас по теме «Осень», название признаков предметов, активизация словаря. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Развив...

Конспект по развитию речи "Путешествие в книжное королевство" подготовительная группа 2020год

Закреплять и расширять знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений, о писателях и поэтах.Упражнять детей ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказки, рассказ...

Конспект занятия по развитию речи «Труд на селе весной». Подготовительная группа

Цель:Систематизировать знания детей по теме «Труд людей весной»Задачи:- закрепить знания детьми весенних признаков;- продолжать расширять представления детей о труде взрослых весной;- форм...